Для студентов 1-го курса специальностей ГБ, ГК, ГЛ
1. Микроэкономика в системе экономических наук. Предмет микроэкономики.
2. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов.
3. Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов.
4. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход).
5. Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Карта кривых безразличия. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения.
6. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Наклон бюджетной линии.
7. Графическая интерпретация равновесия потребителя.
8. Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена – потребление».
9. Построение кривой индивидуального спроса. Кривые «цена – потребление» и кривые спроса для различных видов благ.
10. Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривые «доход – потребление» для различных видов благ. Кривые Энгеля.
11. Эффект дохода и эффект замещения. Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса на различные виды благ при изменении цены.
12. Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике.
13. Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.
14. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде (минимизация убытков, максимизация прибыли).
15. Два подхода в анализе фирмы-совершенного конкурента: принципы сопоставления общего дохода с общими издержками и предельного дохода с предельными издержками.
16. Предельные издержки и кривая предложения фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.
17. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде.
18. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.
19. Совершенная конкуренция и эффективность.
20. Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии. Монопсония.
21. Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.
22. Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия.
23. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.
24. Основные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.
25. Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).
26. Равновесие фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм.
27. Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.
28. Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.
29. Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.
30. Типология моделей олигополии. Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля).
31. Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии: модели с последовательным принятием решений (модель лидерства по ценам, модель лидерства по объему выпуска).
32. Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии: модели с одновременным принятием решений (модель с одновременным установлением объемов выпуска, модель с одновременным установлением цен – ценовые войны).
33. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.
34. Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.
35. Олигополия и эффективность.
36. Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти. Проблема монополизма в Республике Беларусь.
37. Рынки ресурсов. Спрос на ресурсы: общий подход. Предельный продукт и предельная доходность ресурса. Предельные издержки ресурса.
38. Кривая спроса фирмы на ресурс. Рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы.
39. Структура рынков ресурсов. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынках ресурсов.
40. Рынок труда. Функционирование конкурентного рынка труда. Спрос на труд. Предельный продукт труда и факторы его определяющие.
41. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Равновесие конкурентного рынка труда и его эффективность.
42. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии. Модели с учетом профсоюзов. Двусторонняя монополия. Равновесие на рынке труда в долгосрочном периоде.
43. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы. Дифференциация заработной платы. Причины различий в заработной плате.
44. Рынок капитала и его структура. Физический и денежный капитал. Рынок капитальных благ.
45. Рынок ссудного капитала и ссудный процент. Спрос и предложение заемных средств. Временные предпочтения. Ставка ссудного процента. Номинальная и реальная ставка процента. Экономические основы дифференциации ставок процента.
46. Краткосрочный и долгосрочный спрос на инвестиции. Влияние ставки процента на принятие решений по долгосрочным инвестициям. Дисконтирование стоимости будущих доходов. Критерий чистой дисконтированной стоимости и принятие решений по долгосрочным инвестициям.
47. Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг.
48. Предпринимательская способность как фактор производства. Экономическая прибыль как разновидность факторного дохода. Нулевая прибыль. Функции экономической прибыли.
49. Источники экономической прибыли. Роль фактора неопределенности в формировании экономической прибыли. Неопределенность, риск и прибыль. Неопределенность, инновации и прибыль. Монопольная прибыль.
50. Земля как фактор производства. Ограниченность земли. Земля как возобновляемый природный ресурс: естественное и экономическое плодородие почвы.
51. Земельная рента как цена за использование земли, её виды. Определение размера ренты в условиях конкуренции. Экономическая рента. Рента и арендная плата. Цена земли.
52. Частичное и общее равновесие. Взаимосвязи в изменениях на рынках продуктов и ресурсов.
53. Эффективность обмена. Обмен на диаграмме Эджуорта. Критерий оптимальности обмена по Парето. Кривая контрактов. Кривая потребительских возможностей. Конкурентное равновесие потребителей. Эффективность обмена и справедливость.
54. Эффективность производства. Производство на диаграмме Эджуорта. Критерий оптимальности производства по Парето. Кривая производственных контрактов. Конкурентное равновесие производителей. Кривая производственных возможностей.
55. Эффективность структуры выпуска продукции. Критерий оптимальности структуры выпуска по Парето.
56. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние. Критерии оценки общественного благосостояния.
57. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования.
58. Внешние эффекты. Общественные и частные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике.
59. Причины существования внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов: роль спецификации прав собственности и трансакционных издержек. Теорема Коуза.
60. Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии.
61. Полная информированность экономических субъектов как условие экономического оптимума. Выбор в условиях неопределенности. Понятие асимметричной информации.
62. Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Реакция рынка на отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии. Виды рыночных сигналов. Асимметричная информация как причина государственного микроэкономического регулирования.
63. Моральный риск. Проблема «принципал – агент». Проблема нанимателя и нанятого. Гарантии и поручительства. Моральный риск и рынок страхования.
64. Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный (суммарный) спрос на общественные блага.
65. Производство общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетников». Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Понятие общественного выбора.
66. Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен.
67. Модель взаимодействия политиков и избирателей. Общественный выбор при прямой демократии. Модель медианного избирателя. Общественный выбор при представительной демократии. Парадокс голосования. Проблема эффективности государственного вмешательства в экономику.
Заведующий кафедрой
«Экономические теории»
к.э.н., доцент И. В. Пономаренко
Составил
Ст.преподаватель Я. В. Ефремов