Первые теоретические направления экономической мысли
Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономики, экономическая теория возникла в XVI–XVII вв.
Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма (от итальянского слова merkante – торговец) как теоретического обоснования экономической политики государства, первоначального накопления капитала. Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника богатства. И в этом их заслуга, ибо они первыми заговорили об этом. Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы. Поэтому источник богатства они выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Различают ранний и поздний меркантилизм. Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий и был актуален до середины XVI в. Для достижения положительного сальдо во внешней торговле меркантилисты считали целесообразным:
· устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары;
· всемерно ограничивать импорт товаров;
· не допускать вывоза из страны золота и серебра.
Теория монетаризма ранних меркантилистов может расцениваться как теория «денежного баланса». Эта теория представлена Уильямом Стаффордом(1554 – 1612).
Поздний меркантилизм охватывает период со второй половины XVI в. по вторую половину XVII в.
Наиболее известными представителями позднего меркантилизма и выразителями идеи активного торгового баланса являются английский экономист Томас Мэнн(1571 – 1641 гг.) – автор теории торгового баланса, во Франции – Антуан де Монкретьен(1575 – 1621 гг.). Антуан де Монкретьен обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин «политическая экономия». Первая часть этого термина произошла от греческого слова «политейя», что означает «государственное устройство». Следовательно, политэкономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства. Появление данного термина в это время не случайно, оно обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.
Учение У. Петти(1623 – 1686 гг.) является как бы переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке – политической экономии. Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю.
Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые являлись выразителями интересов крупных землевладельцев. Термин «физиократы» образован от греческих слов «phisis» и «kratos» и дословно означает «власть природы». Главным представителем и основателем этого направления был Ф. Кенэ (1694 – 1774 гг.). Исходным в концепции физиократов было учение о «естественном порядке». Оно означало признание объективной реальности окружающего мира, существование которого объяснялось соответствием «естественному порядку». Естественный порядок, под которым понимался буржуазный строй, предполагал развитие экономики на основе свободной конкуренции, стихийной игры цен, исключающей вмешательство государства.
Центральное место в учении физиократов занимала проблема «чистого продукта»и его производства. Это избыток над той частью, которая возмещала заработную плату. Иными словами, под «чистым продуктом» имелся в виду прибавочный продукт. Исходя из того, что «земля есть единственный источник богатства», Ф. Кенэ полагал, что «чистый продукт» производится только в земледелии. С этой точки зрения промышленность оказывалась «бесплодной». Единственной формой чистого продукта считалась рента.
Дальнейшее развитие экономической науки связано с такими
выдающимися именами, как А. Смит (1723 – 1780 гг.) и Д. Рикардо(1772 – 1823 гг.).
Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической буржуазной политической экономии. В своем произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов»(1776 г.) он систематизировал всю сумму накопленных знаний к тому времени и дал миру теорию социально-экономического устройства общества. Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, невмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл «невидимой рукой». Смит заложил основы трудовой теории стоимости. Основу цены, по его мнению, составляет определенное количество труда, воплощенного в товаре. Это количество труда Смит называл меновой стоимостью, или стоимостью. Стоимость он рассматривал неоднозначно, считал возможным определение стоимости двояким путем:
1) трудом, затраченным на производство товара;
2) трудом, покупаемым в процессе обмена.
В цивилизованном обществе количество первого и второго видов труда, в отличие от примитивного общества, не совпадает, поскольку это разные величины: второй вид труда меньше первого. Пытаясь разрешить этот вопрос, Смит поставил проблему: из каких частей складывается стоимость? Ответ на этот вопрос получил название «догмы Смита». В результате размышлений Смит пришел к выводу, что стоимость равна сумме трех видов доходов: заработной платы, прибыли и ренты.
Рикардо Д.(1772 – 1823 гг.) продолжил разработку теории
А. Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Все экономические категории он стремился объяснить на базе основной, по его мнению, категории стоимости. Главный труд Рикардо - «Начала политэкономии и налогового обложения» (1809 – 1817 гг.). Д. Рикардо критиковал А. Смита за его «догму», писал, что стоимость должна определяться трудом, затраченным на производство товара. Он считал, что стоимость первична и не может определяться доходами.
В своем анализе Д. Рикардо пытался определить различие между реальной и относительной стоимостью. Под реальной стоимостью он понимал овеществленный в товаре труд, под относительной – меновую стоимость.
На базе трудовой теории стоимости Д. Рикардо провел анализ денег, капитала, заработной платы и прибыли.
В противоположность рикардианским взглядам на источник стоимости и образования доходов выдвигалась концепция, согласно которой в основе стоимости лежит не один, а несколько факторов – земля, капитал, труд. Одним из авторов трехфакторной концепции был французский экономист Жан-Батист Сэй(1767 – 1832 гг.). Сэй считал, что в производстве взаимодействуют и дополняют друг друга предприниматели (они организуют и правят делом производства), землевладельцы (предоставляют природный материал для производства товаров) и рабочие (создают готовый продукт). Участники производственного процесса не находятся в противоречии, а наоборот, дополняют друг друга.
В своей триединой формуле Сэй закрепил за каждым фактором часть совокупного общественного продукта: за трудом – заработную плату, за капиталом – прибыль, за землей – ренту.
Как логическое продолжение учения А. Смита и Д. Рикардо в середине XIX в. появился марксизм – экономическое направление, которое выражает интересы рабочего класса. Основатель марксизма Карл Маркс(1818 – 1883 гг.) написал главный труд своей жизни «Капитал»(1867 г.), сделавший его одним из величайших экономистов мира. Предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью – открытие экономических законов капитализма.
Центральное место в методологии исследования К. Маркса занимает его концепция о базисе и надстройке, о которой он заявил еще в 1859 г. в «Критике политической экономии». Основная идея заключается в том, что в общественном производстве люди вступают в определенные, необходимые отношения – производственные отношения, которые не зависят от их воли и соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, считал Маркс, а наоборот, общественное бытие определяет их сознание.
По убеждению К. Маркса, капитализм исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, превратившемся лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы.
В доводах К. Маркса о неизбежном крахе капитализма главным является не нарушение рыночных принципов распределения доходов между классами общества, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам.
Свое исследование в «Капитале» Маркс начинает с изучения
товара – элементарной клеточки капиталистического производства.
Выявив двойственный характер труда – абстрактный и конкретный, Маркс формулирует противоречие товара и труда, его создающего. Наличие этого противоречия означает и наличие противоречия во всей капиталистической системе хозяйства. Отсюда – неизбежность экономических кризисов перепроизводства.
Маркс доводит до логического конца теорию трудовой стоимости, утверждая, что поскольку в основе стоимости лежит труд, то рабочим должны по праву принадлежать все материальные блага общества, созданные их трудом. Но так как капиталисты добровольно не откажутся от принадлежащих им средств производства, рабочие должны изъять их в ходе революции.
После К. Маркса политическая экономия стала развиваться в рамках трех основных направлений: неоклассического, кейнсианского, институционально-социологического.