Требования к уровню освоения содержания дисциплины. И государственной службы
И государственной службы
при президенте российской федерации»
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра менеджмента
Г.В. Овчаренко
Н.Г. Ларкина
ИнновационнОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Учебно-методический комплекс
Ростов-на-Дону
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«российская академия народного хозяйства
И государственной службы
при президенте российской федерации»
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра менеджмента
Г.В. Овчаренко, Н.Г. Ларкина
Инновационное управление: Учебно-метод. комплекс. – Ростов н/Д: ЮРИУ РАНХиГС, 2015. – 107 с.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению, профилю подготовки и учебного плана: 080200.62 Менеджмент бакалавр.
Предназначен для студентов Южно-Российского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, обучающихся по направлению подготовки: 080200.62 Менеджмент бакалавр (для всех форм обучения).
Печатается по решению
кафедры менеджмента ЮРИУ РАНХиГС
Содержание
Общие сведения о курсе………………………………………………….… | |
Учебно-тематический план курса……………………………………….. | |
Программа курса………………………………….……………………….. | |
Планы семинарских занятий……………………………………………... | |
Вопросы к экзамену…………………………………….………………… | |
Образовательные технологии………………………….………………… | |
Темы для контрольных работ……………………….…………………… | |
Темы рефератов………….………………………………………………... | |
Тесты………………………………………………………………………... | |
Ситуации…………………………………………………………………… | |
Эссе………………………………………………………………………. | |
Понятия……………………………………………………………………... | |
Инновационные игры …………………………………………………….. | |
Методические рекомендации по самостоятельной работе…………… | |
Рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины…………………………………………………………………………… | |
Политика…………………………………………………………………… | |
Декомпозиция инновационных целей…………………………………... | |
Глоссарий………………………………………………………………...… | |
Графическая информация………………………………………………... | |
Рекомендуемая литература ……………………………………………… |
Общие сведения о курсе
В настоящее время становится все более актуальной оценка инновационной активности бизнеса, организаций, так и регионов, что определяет необходимость создания системы показателей мотивации, инновационной восприимчивости.
Инновационная экономика – экономика новых знаний очень гибкая и подвижная система, способная адаптироваться к изменениям внешней среды. Инновационные процессы, создающие инновационные продукты, являются основой инновационного развития.
Инновационное управление одна из наиболее актуальных и значимых экономических дисциплин в современных условиях нестабильности российского рынка, который характеризуется неблагоприятным инвестиционно-инновационным климатом, выражающимся в нежелании отечественных (и тем более иностранных) инвесторов вкладывать деньги в различные инновационные проекты. Поэтому управление инновациями означает постоянный поиск инновационных управленческих решений по внедрению новшеств, реализация которых предопределит выживание в условиях жесткой гиперконкуренции, а также занятию «пионерных» позиций на рынке.
Целью преподавания дисциплины «Инновационное управление» является формирование у студентов целостного представления о реализации стратегии управления инновациями как одном из инструментов системы управления инновационным развитием организации.
Задачи:
– показать место и значение инновационного управления в системе управления хозяйствующего субъекта;
– изучить основные понятия инновационного управления;
– сформировать практические навыки инновационного управления организацией.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Результаты освоения магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности, умением вести исследования, принимать самостоятельные маркетинговые решения.
В результате освоения данной магистратуры выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
– знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
– умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);
– владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
– способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
– стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
– осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
– владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14);
– пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);
– способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);
– способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
– способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
– знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
– способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
– способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
– способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
– способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12);
– способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);
– готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);
– владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);
– готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);
– способностью решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24);
– знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);
– пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);
– умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
– способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);
– владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
– умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);
– владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);
– умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);
– способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50);
– умением проводить исследования, связанные с изучением конъюнктуры рынка, спроса и предложения на конкретные товары и услуги, способностью организовать аналитическую работу и непосредственно участвовать в проведении комплексных исследований национальных и международных товарных рынков с целью получения информации для принятия управленческих и маркетинговых решений (ПК-51);
– пониманием содержания маркетинговой концепции управления, методов маркетинговых исследований, фундаментальных положений теорий маркетинга и менеджмента, с учетом их отраслевой специфики и особенностей процессов институционализации экономики России (ПК-53);
– умением применять на практике знания концепций рыночной трансформации российской экономики, инноваций, экономических систем, а также инструментов и технологий исследования маркетинговой составляющей предприятий, организаций, фирм (ПК-54);
– способностью анализировать модели, формировать инструментарий и организационно-практические меры, используемые маркетологами при решении конкретных прикладных задач по маркетинговому управлению, разработке планов и «программ, адаптированных к специфическим условиям отраслей и сфер российской экономики, конкретных территорий (ПК-55);
– умением выбирать и использовать методики построения плана маркетингового исследования, организовать и проводить маркетинговые исследования, а также владением навыков принятия решений по результатам маркетинговых исследований, которые необходимы и достаточны в той или иной ситуации (ПК-57);
– знаниями по формированию брэнда средствами PR, а также знанием особенностей в области построения имиджа компании, способностью применять в практике современных компаний инструментарий построения эффективных коммуникативных потоков посредством развития целостной системы массовых организационных коммуникаций и управления общественными отношениями, умением организовывать рекламные кампании и PR-акции, выбирать инструменты маркетинговых коммуникаций, оценивать их (ПК-60);
– умением использовать теоретические знания и практические навыки в области маркетинговых коммуникаций, рекламы, стимулирования сбыта, личных продаж, PR, и др. в целях организации эффективного рекламного менеджмента с целью стимулирования продаж, продвижения, и повышения конкурентоспособности современной организации с учетом знания этапов процесса организации и реализации маркетинговых коммуникаций в компании, а также особенностей её рекламной деятельности (ПК-61);
– знанием принципов маркетинга взаимодействий, предпосылок возникновения и стратегий маркетинга отношений, а также умением использовать стратегический инструментарий и современные технологии, приёмы и процедуры принятия решений в области маркетинга взаимодействий, последовательно реализовывать на практике стратегии развития компании посредством использования современного маркетингового инструментария, принятия эффективных управленческих решений для эффективных взаимодействий бизнес-партнеров (ПК-62);
– знаниями методов осуществления маркетинговой деятельности на основе проектного подхода, способностью к ведению исследований в области диагностики взаимоотношений компании, оценке ее стратегической значимости, умением использовать полученные результаты при обосновании стратегии развития (ПК-65);
– способностями к организации маркетинговой деятельности в современных компаниях, действующих в различных отраслях и сферах, навыками оценки и ее эффективности, методами и средствами выявления спроса и формирования предложения с учетом отраслевых особенностей й навыками информационного обеспечения маркетинговых исследований и проектных разработок посредством сбора, обработки и анализа маркетинговой и иной необходимой информации, использования её на каждом из этапов разработки бизнес-проекта (ПК-67);
– пониманием возможностей использования алгоритмов и технологий маркетинговой деятельности на электронном рынке; комплекса Интернет- маркетинга как совокупности элементов: товар, цена, канал распределения и продвижение; основных экономических, политических, юридических и этических аспектов электронного бизнеса (ПК-70);
– способностью осуществлять экспертно-аналитические операции по анализу различных сегментов электронного рынка, принимать решения по направлениям комплекса электронного маркетинга, проводить структурированные маркетинговые исследования в Интернет-сети (ПК-71);
– способностью анализировать и оценивать стратегии поведения промышленных предприятий в контексте современного маркетинга: сущностные представления и содержательные аспекты управления маркетингом, знанием стратегий ценообразования в промышленном маркетинге; интерпретация основных методов, систем и стратегий маркетинговых решений на рынке В2В (ПК-74);
– способностями анализировать современную коммуникационную политику в маркетинге, учитывать возможности BTL-технологий, коммуникаций, их видах и формах, осуществлять исследование рекламы как основной формы неличных маркетинговых коммуникаций, изучение приоритетных функций и разновидностей рекламных воздействий; организовывать PR-коммуникации и маркетинговые связи с общественностью, использовать их знание в медиапланировании (ПК-76);
– способностью к анализу основных направлений развития маркетинга инноваций с учетом знания особенностей организации инновационной деятельности, а также основных эволюционных этапов становления инновационного маркетинга в России и за рубежом, умения использовать их при разработке проектов вывода новых товаров и услуг на рынок (ПК-78);
– знанием специфики развития рынков новых товаров и услуг, умением разрабатывать инновационные маркетинговые программы роста предприятий- производителей товаров с использованием высоких технологий, оценивать их позиции на мировых рынках (ПК-79);
– способностью избрать рациональную организационную форму инновационного предпринимательства, исходя из реальных условий рынка, оценки возможностей венчурного инвестирования, затраты на инновационную деятельность (ПК-80);
– умением рассчитать динамику издержек на производство новых изделий, определить влияние процесса освоения их выпуска на основные экономические показатели предприятия; пользоваться методами оценки и обоснования инноваций, реально оценивать возможности выхода компаний на новые рынки. (ПК-81);
– углубленным знанием информационных технологий и программных продуктов в маркетинге, готовностью к решению задач информатизации компании, применению инновационных компьютерных технологий в маркетинговой деятельности (ПК-83);
– умением учитывать особенности этапов жизненного цикла информационных систем, способов их проектирования, технологий разработки программных продуктов для организации управления производственной, организационной и маркетинговой деятельностью, оценивать и выбирать наиболее эффективные информационные системы с помощью инструментальных средств для коммуникативной деятельности (ПК-86);
– владением компонентами пользовательского интерфейса инструментальных информационных систем; знанием принципов построения отчетов с результатной информацией о корпоративной, производственной, маркетинговой деятельности для обеспечения конкурентных преимуществ компаний, действующих на рынках технически сложных товаров и услуг (ПК-87);
– знаниями о процессах глобализации экономики, умением обосновывать и реализовывать стратегии международного маркетинга при выходе компаний на мировые рынки, стимулировать к использованию современных методов их сегментирования (ПК-88);
– способностью адаптировать маркетинговые стратегии и технологии, используемые зарубежными фирмами, к деятельности российских компаний, банков, логистических структур, территориально-отраслевых кластеров, продвигать производимые ими товары и услуги на мировой рынок (ПК-89);
– способностью к разработке маркетинговых программ на основе проектного подхода для промышленных компаний, агропромышленных предприятий, строительных фирм, учреждений социального и бытового обслуживания, образовательных, информационных, рекламных структур, предприятий малого бизнеса, некоммерческих организаций (ПК-93).
В результате освоения данной ООП магистратуры выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
– способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1);
– способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);
– свободным владением иностранным языком как средством профессионального общения (ОК-5);
– обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6).
Выпускник обладать следующими профессиональными компетенциями:
– способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);
– способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4);
– владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-6);
– способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9);
– способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-10);
– способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-12);
– способностью разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин (ПК-14).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
– основы инновационного управления: основные понятия дисциплины, их место в теории развития экономики;
– особенности применения инновационного управления в современных условиях реформирования производственного комплекса отечественной экономики;
– современные методы социально-экономической диагностики, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обработки в информационном центре.
Уметь:
– разбираться в специфике формирования и реализации инновационных стратегий;
– анализировать инновационные проекты и программы, оценивая их инвестиционную привлекательность и проводить экспертизу инновационных проектов;
– разбираться во множестве организационных форм инновационной деятельности;
– видеть сущность ценностных оснований в управлении персоналом организации.
Демонстрировать способность и готовность:
– прогнозировать бизнес-процессы организации на основе компьютерного моделирования;
– разрабатывать программы обновления производства и составлять план мероприятий по реализации этих программ;
– адекватно применять полученные новые знания на производстве;
– вести патентно-лицензионную работу в различных подразделениях организации, ассоциациях и совместных предприятиях;
– проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных моделей управления инновациями.
Владеть:
– компьютерной техникой в режиме пользователя для решения инновационных задач;
– специальной терминологией инноватики и лексикой;
– навыками овладения новыми особыми знаниями.
Дисциплина «Инновационное управление» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как: «Экономическая теория», «Теория организации», «Стратегическое управление», «Управленческие решения», «Управление персоналом», «Основы менеджмента», «Логистика», «Информатика», «Психология» и др.
Самостоятельная работа студентов имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и итоговому контролю, а также формирование новой философии в поиске и приобретении новых особых знаний. Она должна носить систематический и непрерывный характер.
Итоговая форма контроля знаний студентов – экзамен.