VII. Подведение итогов урока.
— Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
В течение недели подготовить проект и выступить с ним на уроке-презентации.
Тема: Общество
Цель: дать представление об обществе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять место человека в окружающем мире; узнают, что такое общество, из каких частей оно состоит; научатся аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: карточки с заданиями; политическая карта мира; листы бумаги с контуром человека (для трех команд).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Индивидуальные задания
(Учитель раздает учащимся карточки с утверждениями.)
1) Что относится к природе? Подчеркни правильный ответ.
• Тетрадь, здание школы, самолет, автомобиль, дорога, стадион — это все природа.
• Растения и животные, человек, моря и пароходы, фабрики и заводы — это все природа.
• Болото, камни, бактерии, грибы, растения, животные — это все природа.
Подчеркни зеленым карандашом объекты живой природы, синим — объекты неживой природы, красным — объекты, сделанные руками человека.
2) Что свойственно объектам живой природы? Подчеркни правильный ответ.
• Дышат, разговаривают, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.
• Дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.
• Дышат, питаются, растут, дают потомство, умирают.
3) Приведи примеры объектов живой и неживой природы.
Фронтальный опрос
— Назовите ступеньки познания, дайте их характеристику. (Ответ. Восприятие — способность обнаруживать, принимать, различать, усваивать явления внешнего мира, формировать их образ. Память — способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, знания. Мышление — способность сравнивать, классифицировать, делать выводы. Воображение — способность представить себе что-то мысленно.)
III. Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке мы будем говорить об обществе.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Человек иобщество
— Что такое общество?
Общество — это совокупность людей, объединенных общими условиями жизни. Человек живет среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он является и частью общества. Когда хотят сказать обо всех людях планеты Земля, то обычно говорят: человеческое общество или человечество.
Человечество — это команда одного большого корабля. Трудно представить себе эту команду. Гораздо проще представить маленькую часть общества - свою семью. Семья - важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей.
— Расскажите, кто живет в вашей семье. Назовите самого старшего (молодого) члена вашей семьи.
— Откройте учебник на с. 18—19. Прочитайте текст.
— Что такое общество?
— Что такое человечество?
— Что такое семья?
— Что такое народ? Сколько разных народов насчитывают на Земле?
— Чем различаются представители народов на иллюстрации? (Цветом кожи и разрезом глаз, обычаями, религией и т. д.)
В одной стране может быть много народов, например в одной только России их 160. Сложно определить численность того или иного народа. Правильнее говорить о численности населения страны. Например, численность населения Китая превысила 1 млрд, эта страна занимает первое место в мире по численности. Второе место занимает Индия. Россия на сегодняшний день занимает в этом списке восьмое место.
Государства
— Сколько всего государств на Земле?
— Какие государства вы сможете показать на политической карте мира? Назовите столицы этих государств.
(Учащиеся работают с политической картой мира.)
— Найдите их в своем атласе.
— Прочитайте текст на с. 20. Найдите общие признаки, которые есть у каждого государства.
(Учитель записывает на доске.)
Государство: территория, границы, столица, государственный язык, Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, глава государства, законы, экономика, образование, наука, культура.
— Рассмотрите таблицу на с. 21. Работая в парах, найдите на политической карте каждое государство, определите, кто является главой этого государства.
(Учитель помогает детям найти указанные государства на карте мира.)
— Рассмотрите на с. 21 резиденции глав государств. Назовите их особенности.
V. Физкультминутка
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести.
Раз, два, раз, два! Раз, два, раз, два!
Хватит, хватит! Прибежали,
Потянулись, подышали.