Двигатели внутреннего сгорания поршневые

Приемка. Методы испытаний

Reciprocating internal combustion engines.

Acceptance. Test methods

Дата введения ─ 2016─01─01

Область применения

Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные поршневые двигатели внутреннего сгорания (далее – двигатели), работающие на жидком и/или газообразном топливе, в том числе конвертированные, и устанавливает правила приемки и методы испытаний двигателей серийного производства.

Настоящий стандарт не распространяется на двигатели многотопливные и малотоксичные, двигатели для спасательных шлюпок, а также на двигатели, используемые для привода тракторов, сельскохозяйственных машин, автомобилей, самолетов.

Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15.309─98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 10150─2014 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия

ГОСТ 10511─83* Системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных дизелей. Общие технические требования

ГОСТ 11479─75* Системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных дизелей. Приемка и методы испытаний

ГОСТ 11928─83 Системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты автоматизированных дизелей и газовых двигателей. Общие технические условия

_____________

*На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 55231–2012 «Системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных двигателей внутреннего сгорания. Общие технические условия».

Издание официальное

ГОСТ 16504─81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18174─83 Системы дистанционного автоматизированного управления главными судовыми дизелями. Общие технические условия

ГОСТ 22836─77 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Направление вращения

ГОСТ 24028 ─2013 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения

ГОСТ 31966─2012 Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Общие требования безопасности.

ГОСТ 31967─2012 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения

П р и м е ч а н и е — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ 10150, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1специальные испытания:Испытания, выполняемые дополнительно к приемо-сдаточным или периодическим испытаниям, для подтверждения соответствия двигателя специальным требованиям, выдвигаемым потребителем (заказчиком), классификационными обществами или законодательными органами.

3.2устройство защиты от превышения частоты вращения двигателя (устройство защиты): Комбинация датчика вращения и исполнительных механизмов, предназначенных для управления подачей топлива и (или) впуском воздуха в двигатель и (или) системой зажигания при превышении установленной частоты вращения.

3.3частота настройки устройства защиты от превышения частоты вращения nds: Частота вращения, при которой начинает срабатывать устройство защиты.

3.4относительная частота вращения dds, %: Разность между частотой настройки устройства защиты, nds, и объявленной частотой вращения двигателя, nr, отнесенная к объявленной частоте вращения, вычисляемая по формуле

dds двигатели внутреннего сгорания поршневые - student2.ru (1)

3.5частота вращения срабатывания устройства защиты ndo: Частота вращения, при которой для заданной частоты настройки устройства защиты происходит срабатывание этого устройства.

3.6 максимальная допустимая частота вращения nmax: Максимальная частота вращения, обеспечивающая безопасность и отстоящая от предельной частоты вращения двигателя.

3.7предельная частота вращения nlim: Максимальная расчетная частота вращения, которую может развивать двигатель и приводимое им оборудование без риска повреждения.

3.8диапазон настройки устройства защиты: Диапазон, в котором может быть установлена частота настройки устройства защиты от превышения частоты вращения.

3.9 время срабатывания tr, с: Время между моментом достижения и превышения частоты вращения настройки и достижения частоты вращения срабатывания устройством защиты.

Обозначения

В настоящем стандарте применены обозначения в соответствии с ГОСТ 10150.

Приемка

Общие положения

5.1.1 Испытания двигателей должны проводиться на стенде изготовителя и/или на месте установки двигателя по согласованию между изготовителем и потребителем (заказчиком).

5.1.2 Двигатели должны подвергаться следующим видам испытаний:

- приемо-сдаточным;

- периодическим;

- специальным.

5.1.3 Для каждого вида испытаний изготовитель разрабатывает программу испытаний и согласовывает с потребителем (заказчиком) и органами государственного надзора, а также с классификационными обществами, осуществляющими техническое наблюдение за изготовлением двигателей внутреннего сгорания.

Примерное содержание программы испытаний приведено в рекомендуемом приложении А.

5.1.4 Группы двигателей для выбора перечня измеряемых параметров, которыми следует руководствоваться при испытаниях, приведены в таблице 1.

Т а б л и ц а 1

Номер группы двигателя Характеристика группы двигателя
I Двигатели, рабочий режим которых в условиях эксплуатации не контролируется, с частотой вращения коленчатого вала более 1800 об/мин
II Двигатели без наддува с частотой вращения коленчатого вала от 1500 об/мин и более
III Двигатели с наддувом с частотой вращения коленчатого вала от 1500 об/мин и более
IV Двигатели с частотой вращения коленчатого вала от 250 об/мин до 1500 об/мин
V Двигатели с частотой вращения коленчатого вала менее 250 об/мин
П р и м е ч а н и я 1 Модификации двигателей с частотой вращения коленчатого вала, отличающейся от частоты вращения базовой модификации, относятся к группе двигателей базовой модификации. 2 Частота вращения указана на режиме длительной (номинальной) мощности или мощности на упоре подачи топлива (полной мощности).

5.1.5 Перечень измеряемых параметров в зависимости от группы двигателя при всех видах испытаний должен соответствовать установленным в таблице 2.

Т а б л и ц а 2

Измеряемые параметры Группа двигателей
I II III IV V
1 Барометрическое давление + + + + +
2 Температура воздуха на входе в двигатель или агрегат наддува (температура окружающей среды)     +     +     +     +     +
3 Влажность окружающей среды + + + + +
4 Частота вращения + + + + +

Продолжение таблицы 2

Измеряемые параметры Группа двигателей
I II III IV V
5 Крутящий момент двигателя на валу отбора мощности   +   +   +   +   +
6 Положение упора подачи топлива и/или задания регулятора   +   +   +   +   +
7 Расход топлива + + + + +
8 Давление воздуха на входе в двигатель или компрессор - - + + +
9 Давление наддувочного воздуха после компрессора - - + + +
10 Давление наддувочного воздуха после каждого охладителя - - + + +
11 Давление отработавших газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на отработавших газах -   -   +   +   +
12 Давление отработавших газов на выходе из двигателя - + + + +
13 Максимальное давление сгорания - - - + +
14 Давление сжатия - - - - +
15 Среднее индикаторное давление - - - - +
16 Давление смазочного масла + + + + +
17 Давление смазочного масла в отдельных цепях (турбокомпрессор, охлаждение поршня и др.)   -   -   -   +   +
18 Давление смазочного масла перед и после фильтров и охладителей - - - + +
19 Давление подачи топлива перед топливным насосом высокого давления - - - + +
20 Давление охлаждающей жидкости в отдельных цепях - - - + +
21 Температура воздуха после турбокомпрессора (нагнетателя) - - - + +
22 Температура наддувочного воздуха после охладителя - - + + +
23 Температура отработавших газов на выходе из цилиндра (блока) - - + + +

Окончание таблицы 2

Измеряемые параметры Группа двигателей
I II III IV V
24 Температура отработавших газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на отработавших газах   -   -   +   +   +
25 Температура отработавших газов в выходном патрубке или за турбокомпрессором или за другими системами наддува, работающими на отработавших газах - + + + +
26 Температура охлаждающей жидкости на входе и/или выходе из двигателя (блока цилиндров) + + + + +
27 Температура охлаждающей жидкости в отдельных цепях - - - + +
28 Температура вторичной охлаждающей жидкости до и после охладителей - - - + +
29 Температура охлаждающей жидкости на входе и выходе из охладителя наддувочного воздуха - - + + +
30 Температура смазочного масла на входе и/или выходе из двигателя - - + + +
31 Температура подачи топлива перед топливным насосом высокого давления - - - + +
32 Расход смазочного масла + + + + +
33 Расход смазочного масла цилиндрового (при наличии отдельной смазки цилиндров) - - - - +
34 Частота вращения ротора турбокомпрессора - - + + +
35 Вязкость топлива при работе на тяжелом топливе - - - + +
36 Натуральный показатель ослабления светового потока или условные единицы БОШ (FSN) + + + + +
37 Удельные средневзвешенные выбросы вредных веществ с отработавшими газами   +   + + + +
П р и м е ч а н и я 1 Знаком « + » указана необходимость измерения параметра, знаком « - » – измерение параметра не предусматривается. 2 Измерение параметров по пунктам 6, 8–15, 17–29, 31, 33–35 производят, если это предусмотрено конструкцией двигателя.

5.1.6 Двигатели, снабженные встроенными системами (механизмами) для передачи мощности (зубчатыми передачами, гидравлическими передачами, реверсивными муфтами и др.) или встроенными электрогенераторами, следует испытывать вместе с этими передачами и электрогенераторами.

Если двигатель испытывается вместе с приводимым механизмом или с системой передачи, которые могут быть отделены, то любые затраты мощности, вызванные этими присоединенными механизмами, должны быть исключены из объявленной мощности.

5.1.7 Проверки систем аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, дистанционного автоматизированного управления, автоматического регулирования температуры, пусковой, реверсивной и топливной (при переключении с одного вида топлива на другой, если это предусмотрено конструкцией двигателя), должны производиться только в том случае, если комплектующие изделия этих систем монтируются на двигателе предприятием-изготовителем двигателя.

В остальных случаях проверкам совместно со стендовыми устройствами подлежат те части систем, которые смонтированы на двигателе.

Объем проверяемых параметров систем двигателя устанавливают в программе испытаний.

5.1.8 На испытания предъявляют двигатель, прошедший обкатку и регулировку в соответствии с программой испытаний.

5.1.9 Измерение параметров при испытаниях производят только после достижения двигателем стабильных рабочих режимов, как определено предприятием-изготовителем.

Наши рекомендации