Двигатели внутреннего сгорания поршневые
Приемка. Методы испытаний
Reciprocating internal combustion engines.
Acceptance. Test methods
Дата введения ─ 2016─01─01
Область применения
Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные поршневые двигатели внутреннего сгорания (далее – двигатели), работающие на жидком и/или газообразном топливе, в том числе конвертированные, и устанавливает правила приемки и методы испытаний двигателей серийного производства.
Настоящий стандарт не распространяется на двигатели многотопливные и малотоксичные, двигатели для спасательных шлюпок, а также на двигатели, используемые для привода тракторов, сельскохозяйственных машин, автомобилей, самолетов.
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 15.309─98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 10150─2014 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия
ГОСТ 10511─83* Системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных дизелей. Общие технические требования
ГОСТ 11479─75* Системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных дизелей. Приемка и методы испытаний
ГОСТ 11928─83 Системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты автоматизированных дизелей и газовых двигателей. Общие технические условия
_____________
*На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 55231–2012 «Системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных двигателей внутреннего сгорания. Общие технические условия».
Издание официальное
ГОСТ 16504─81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 18174─83 Системы дистанционного автоматизированного управления главными судовыми дизелями. Общие технические условия
ГОСТ 22836─77 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Направление вращения
ГОСТ 24028 ─2013 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения
ГОСТ 31966─2012 Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Общие требования безопасности.
ГОСТ 31967─2012 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения
П р и м е ч а н и е — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ 10150, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1специальные испытания:Испытания, выполняемые дополнительно к приемо-сдаточным или периодическим испытаниям, для подтверждения соответствия двигателя специальным требованиям, выдвигаемым потребителем (заказчиком), классификационными обществами или законодательными органами.
3.2устройство защиты от превышения частоты вращения двигателя (устройство защиты): Комбинация датчика вращения и исполнительных механизмов, предназначенных для управления подачей топлива и (или) впуском воздуха в двигатель и (или) системой зажигания при превышении установленной частоты вращения.
3.3частота настройки устройства защиты от превышения частоты вращения nds: Частота вращения, при которой начинает срабатывать устройство защиты.
3.4относительная частота вращения dds, %: Разность между частотой настройки устройства защиты, nds, и объявленной частотой вращения двигателя, nr, отнесенная к объявленной частоте вращения, вычисляемая по формуле
dds (1)
3.5частота вращения срабатывания устройства защиты ndo: Частота вращения, при которой для заданной частоты настройки устройства защиты происходит срабатывание этого устройства.
3.6 максимальная допустимая частота вращения nmax: Максимальная частота вращения, обеспечивающая безопасность и отстоящая от предельной частоты вращения двигателя.
3.7предельная частота вращения nlim: Максимальная расчетная частота вращения, которую может развивать двигатель и приводимое им оборудование без риска повреждения.
3.8диапазон настройки устройства защиты: Диапазон, в котором может быть установлена частота настройки устройства защиты от превышения частоты вращения.
3.9 время срабатывания tr, с: Время между моментом достижения и превышения частоты вращения настройки и достижения частоты вращения срабатывания устройством защиты.
Обозначения
В настоящем стандарте применены обозначения в соответствии с ГОСТ 10150.
Приемка
Общие положения
5.1.1 Испытания двигателей должны проводиться на стенде изготовителя и/или на месте установки двигателя по согласованию между изготовителем и потребителем (заказчиком).
5.1.2 Двигатели должны подвергаться следующим видам испытаний:
- приемо-сдаточным;
- периодическим;
- специальным.
5.1.3 Для каждого вида испытаний изготовитель разрабатывает программу испытаний и согласовывает с потребителем (заказчиком) и органами государственного надзора, а также с классификационными обществами, осуществляющими техническое наблюдение за изготовлением двигателей внутреннего сгорания.
Примерное содержание программы испытаний приведено в рекомендуемом приложении А.
5.1.4 Группы двигателей для выбора перечня измеряемых параметров, которыми следует руководствоваться при испытаниях, приведены в таблице 1.
Т а б л и ц а 1
Номер группы двигателя | Характеристика группы двигателя |
I | Двигатели, рабочий режим которых в условиях эксплуатации не контролируется, с частотой вращения коленчатого вала более 1800 об/мин |
II | Двигатели без наддува с частотой вращения коленчатого вала от 1500 об/мин и более |
III | Двигатели с наддувом с частотой вращения коленчатого вала от 1500 об/мин и более |
IV | Двигатели с частотой вращения коленчатого вала от 250 об/мин до 1500 об/мин |
V | Двигатели с частотой вращения коленчатого вала менее 250 об/мин |
П р и м е ч а н и я 1 Модификации двигателей с частотой вращения коленчатого вала, отличающейся от частоты вращения базовой модификации, относятся к группе двигателей базовой модификации. 2 Частота вращения указана на режиме длительной (номинальной) мощности или мощности на упоре подачи топлива (полной мощности). |
5.1.5 Перечень измеряемых параметров в зависимости от группы двигателя при всех видах испытаний должен соответствовать установленным в таблице 2.
Т а б л и ц а 2
Измеряемые параметры | Группа двигателей | ||||
I | II | III | IV | V | |
1 Барометрическое давление | + | + | + | + | + |
2 Температура воздуха на входе в двигатель или агрегат наддува (температура окружающей среды) | + | + | + | + | + |
3 Влажность окружающей среды | + | + | + | + | + |
4 Частота вращения | + | + | + | + | + |
Продолжение таблицы 2
Измеряемые параметры | Группа двигателей | ||||
I | II | III | IV | V | |
5 Крутящий момент двигателя на валу отбора мощности | + | + | + | + | + |
6 Положение упора подачи топлива и/или задания регулятора | + | + | + | + | + |
7 Расход топлива | + | + | + | + | + |
8 Давление воздуха на входе в двигатель или компрессор | - | - | + | + | + |
9 Давление наддувочного воздуха после компрессора | - | - | + | + | + |
10 Давление наддувочного воздуха после каждого охладителя | - | - | + | + | + |
11 Давление отработавших газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на отработавших газах | - | - | + | + | + |
12 Давление отработавших газов на выходе из двигателя | - | + | + | + | + |
13 Максимальное давление сгорания | - | - | - | + | + |
14 Давление сжатия | - | - | - | - | + |
15 Среднее индикаторное давление | - | - | - | - | + |
16 Давление смазочного масла | + | + | + | + | + |
17 Давление смазочного масла в отдельных цепях (турбокомпрессор, охлаждение поршня и др.) | - | - | - | + | + |
18 Давление смазочного масла перед и после фильтров и охладителей | - | - | - | + | + |
19 Давление подачи топлива перед топливным насосом высокого давления | - | - | - | + | + |
20 Давление охлаждающей жидкости в отдельных цепях | - | - | - | + | + |
21 Температура воздуха после турбокомпрессора (нагнетателя) | - | - | - | + | + |
22 Температура наддувочного воздуха после охладителя | - | - | + | + | + |
23 Температура отработавших газов на выходе из цилиндра (блока) | - | - | + | + | + |
Окончание таблицы 2
Измеряемые параметры | Группа двигателей | ||||
I | II | III | IV | V | |
24 Температура отработавших газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на отработавших газах | - | - | + | + | + |
25 Температура отработавших газов в выходном патрубке или за турбокомпрессором или за другими системами наддува, работающими на отработавших газах | - | + | + | + | + |
26 Температура охлаждающей жидкости на входе и/или выходе из двигателя (блока цилиндров) | + | + | + | + | + |
27 Температура охлаждающей жидкости в отдельных цепях | - | - | - | + | + |
28 Температура вторичной охлаждающей жидкости до и после охладителей | - | - | - | + | + |
29 Температура охлаждающей жидкости на входе и выходе из охладителя наддувочного воздуха | - | - | + | + | + |
30 Температура смазочного масла на входе и/или выходе из двигателя | - | - | + | + | + |
31 Температура подачи топлива перед топливным насосом высокого давления | - | - | - | + | + |
32 Расход смазочного масла | + | + | + | + | + |
33 Расход смазочного масла цилиндрового (при наличии отдельной смазки цилиндров) | - | - | - | - | + |
34 Частота вращения ротора турбокомпрессора | - | - | + | + | + |
35 Вязкость топлива при работе на тяжелом топливе | - | - | - | + | + |
36 Натуральный показатель ослабления светового потока или условные единицы БОШ (FSN) | + | + | + | + | + |
37 Удельные средневзвешенные выбросы вредных веществ с отработавшими газами | + | + | + | + | + |
П р и м е ч а н и я 1 Знаком « + » указана необходимость измерения параметра, знаком « - » – измерение параметра не предусматривается. 2 Измерение параметров по пунктам 6, 8–15, 17–29, 31, 33–35 производят, если это предусмотрено конструкцией двигателя. |
5.1.6 Двигатели, снабженные встроенными системами (механизмами) для передачи мощности (зубчатыми передачами, гидравлическими передачами, реверсивными муфтами и др.) или встроенными электрогенераторами, следует испытывать вместе с этими передачами и электрогенераторами.
Если двигатель испытывается вместе с приводимым механизмом или с системой передачи, которые могут быть отделены, то любые затраты мощности, вызванные этими присоединенными механизмами, должны быть исключены из объявленной мощности.
5.1.7 Проверки систем аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, дистанционного автоматизированного управления, автоматического регулирования температуры, пусковой, реверсивной и топливной (при переключении с одного вида топлива на другой, если это предусмотрено конструкцией двигателя), должны производиться только в том случае, если комплектующие изделия этих систем монтируются на двигателе предприятием-изготовителем двигателя.
В остальных случаях проверкам совместно со стендовыми устройствами подлежат те части систем, которые смонтированы на двигателе.
Объем проверяемых параметров систем двигателя устанавливают в программе испытаний.
5.1.8 На испытания предъявляют двигатель, прошедший обкатку и регулировку в соответствии с программой испытаний.
5.1.9 Измерение параметров при испытаниях производят только после достижения двигателем стабильных рабочих режимов, как определено предприятием-изготовителем.