Пример 13.3 ПЛАТА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
Перед армией США стояла крупная проблема с личным составом. Во время гражданской войны вооруженные силы почти на 90 % состояли из неквалифицированных рабочих, ведущих наземные боевые действия. Но затем с эволюцией ведения боевых действий доля сухопутных войск составила лишь 16 % вооруженных сил. Тем временем изменения в технологии привели к резкой нехватке квалифицированного технического персонала, подготовленных летчиков, электронщиков, механиков и другого персонала, призванного обслуживать сложную военную технику. Почему образовалась такая нехватка и почему армия не смогла обеспечить себя квалифицированным личным составом? Недавно проведенное исследование дает ряд ответов на этот вопрос.
Структура воинских званий оставалась в основном неизменной на протяжении многих лет. Она предусматривает девять званий рядового и сержантского состава и только шесть офицерских. Увеличение зарплаты офицерского состава обеспечивается прежде всего за счет выслуги лет. В
итоге офицеры с различным уровнем квалификации и способностей, как правило, получают одинаковое жалованье. Из-за данной универсальной системы оплаты ряд квалифицированных работников получают меньше того, что они могли бы получить в частном секторе. В итоге квалифицированные специалисты, идущие в армию из-за зарплаты, которая первоначально высока, обнаруживают, что у них предельный доход выше, чем зарплата. Иные остаются в армии, но многие и увольняются.
Рис. 13.13 показывает неэффективность политики оплаты труда в вооруженных силах. Равновесная ставка зарплаты w*— это зарплата, которая уравнивает спрос на труд с предложением. Однако из-за негибкости в оплате в армии в среднем выплачивают жалованье wq, которое ниже равновесной зарплаты. При wq спрос выше предложения и образуется нехватка квалифицированного персонала. И наоборот, на конкурентных рынках рабочей силы рабочие с высокой производительностью труда получают более высокую зарплату, чем с низкой. Как может армия привлечь и удержать квалифицированную рабочую силу?
Выбор армией структуры оплаты влияет на способность государства эффективно поддерживать свою боевую мощь. В ответ на трудности с личным составом армия начала
13—170
ш°
Число квалифицированных рабочих
Рис. 13.13. Дефицит квалифицированного военного личного состава
менять структуру оплаты, расширяя число и размер надбавок к жалованью при вступлении в состав вооруженных сил. Такие надбавки вводятся для квалифицированных специалистов, поступающих на службу в армию, по которым ощущается нехватка. Немедленная надбавка создает больше стимулов к вступлению в вооруженные силы, чем неопределенное обещание более высоких окладов в будущем. По мере того как растет спрос на квалифицированных военных специалистов, мы можем ожидать, что армия будет расширять использование указанных надбавок и других стимулов, основанных на рыночных отношениях.