Степень и направленность конкуренции
Конкуренция означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Она выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя оперативно внедрять технологические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать организацию труда и т.д.
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство новых идей, изобретений), вытеснения неэффективных предприятий, рационального использования ресурсов, предотвращения диктата производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и
Недобросовестную.
Основными методами добросовестной конкуренции являются:
- повышение качества продукции;
- снижение цен («война цен»);
- реклама;
- развитие сервиса;
- создание новых товаров и услуг с новыми потребительскими свойствами.
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является «война цен», которая осуществляется многими способами: их понижением, локальными изменениями, сезонными распродажами, предоставлением большего объема товаров или услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для вытеснения с рынка более слабых соперников или расширения сегмента на уже освоенном рынке.
Наиболее эффективной и современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Однако формирование повышенного качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления и анализа экономической и научно-технической информации, что подтверждается опытом многих передовых фирм.
В настоящее время получили развитие маркетинговые исследования, целью которых является изучение запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам; подобного рода информация позволяет производителю более точно представлять будущих покупателей его продукции, их реакцию представлять ипрогнозировать ситуацию на рынке, уменьшать риск неудачи и т.д.
Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание потребителей.
Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок, послепродажное – создание сервисных центров по обслуживанию купленной продукции.
Реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы,
поскольку с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре.
Недобросовестная конкуренция. Основными ее методами являются:
- экономический (промышленный шпионаж);
- имитация продукции конкурентов;
- подкуп и шантаж;
- обман потребителей;
- махинации с деловой отчетностью;
- валютные махинации;
- сокрытие дефектов и т.д.
Любая научно-техническая разработка только тогда является источником
прибыли, когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий. Именно промышленный шпионаж инициировал патент на изобретение. Поскольку сохранить секреты производства не удавалось, изобретатель, потративший годы труда, мог и не получить достойного вознаграждения за свое изобретение, т.к. результатом изобретения часто пользовались совершенно посторонние люди. Предотвратить такую несправедливость должен был патент – документ, удостоверяющий изобретение и закрепляющий за обладателем патента исключительное право на пользование результатами своего изобретения. Если патент используется без разрешения владельца, владелец может через суд потребовать возместить убытки или прекратить незаконное пользование его изобретением; владелец может выдать лицензию другим лицам на использование запатентованного изобретения.
Часто термины «промышленный» и «экономический» шпионаж используют как синонимы, однако между ними существует существенная разница, поскольку промышленный шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж, помимо промышленного, охватывает и такие сферы, как валовой национальный продукт, его распределение по отраслям экономики, процентные ставки, запасы природных ресурсов, возможные изменения в технической политике, проекты создания крупных государственных объектов – заводов, полигонов, магистралей и т.д.
Основными объектами промышленного шпионажа являются патенты, чертежи,секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж кроме промышленных секретов охватывает, и макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов;
сбор информации о доходах различных социальных групп общества и их
распределении.
В связи с развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ, проекты и эскизы любой своей продукции. В организационную структуру транснациональных компаний (ТНК) входят исследовательские центры, основной задачей которых является изучение новых используемых технологий другими фирмами, детальнейший анализ продукции конкурентов с целью установления сравнительного качества своей продукции.
Все промышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технических решений и качество, своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораториях досконально исследуют каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции.
Никогда информация о слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и не доходит до обычных потребителей. Само
существование таких лабораторий также не афишируется.
Существуют различные способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законные, так и незаконные. Законными средствами признаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников,докладов, отчетов, изучения продукции конкурентов и т.д. Основными законными путями сбора информации о конкурентах являются публикации и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими служащими конкурентов; финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий конкурентов и др.
Основой идей промышленного шпионажа является сохранение своих секретов и получение информации о секретах конкурента.
Наряду с широко известными методами современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем, перехват любой информации, предаваемой устно, через телефон, телефакс, компьютер.
С развитием компьютерной техники и созданием различного рода
компьютерных сетей как глобального (мирового масштаба), так и различных
локальных сетей, возникла проблема защиты источников информации в этих сетях, поскольку несанкционированное вторжение может привести к потере или искажению важной информации, к потере ее секретности и, как следствие, использованию этой информации против фирмы или даже государства.
Основные понятия:отрасли экономики; народнохозяйственный комплекс; классификация отраслей; межотраслевые комплексы; инфраструктура производственная и социально-бытовая; территориальная структура экономики; распределение мировых отраслей; секторная структура экономики и динамика ее развития; страновая структура экономики; категории рынков и функции конкуренции; конкурентные структуры; добросовестная конкуренция; экономический и промышленный шпионаж.
Вопросы для самопроверки
1. В чём принципиальные отличия между «плотными» и «разряженными» олигополиями?
2. Какую роль играет ценовая конкуренция в условиях олигополии?
3. Какие закономерности приводят к возникновению олигополии?
4. Может ли быть использовано лидерство в ценах фирмой, не доминирующей на рынке?
5. Чем отличается структура олигополистического рынка от структуры рынка с монополистической конкуренцией?
6. Какие характерные черты отличают олигополию?
7. Что вы понимаете под стратегическим поведением фирмы на рынке?
8. Всегда ли дуополия ведет к соглашению между фирмами? В каких случаях такое соглашение будет устойчивым и длительным? Когда соглашение эффективно?
9. В каких случаях сотрудничество фирм на рынке выгоднее, чем их конкуренция? С точки зрения фирм? С точки зрения общества в целом? С точки зрения потребителя?
10. Какие методы ценообразования применяют олигополисты?
11. Когда картели являются стабильными или нестабильными?
Задачи и ситуации
1.Предположим,на рынке авиаперевозок Лондон - Нью-Йорк работают два пердприятия: American Airlines (AA) и British Airways (BA). У обеих компаний одинаковые предельные издержки, которые можно разделить на затраты на труд (50%) и топливо (50%). Предположим, что цена на нефть увеличилась на 10$ за баррель, из-за чего топливо подорожало на 14%. Что произойдет с тарифами на трансатлантические перелеты между Лондоном и Нью-Йорком? (Конкуренция в рамках модели Курно – фирмы должны сначала определиться, какую часть мощностей – самолетов – выделить на это направление).