Связь взаимных покупок по ассортименту из 6 товаров
Покупка | Товары | Число приобретенных товаров | |||||
А | В | С | D | Е | F | ||
– | – | – | |||||
– | – | – | – | ||||
– | – | – | – | ||||
– | – | ||||||
– | |||||||
– | |||||||
– | – | – | |||||
Сумма по товару |
На основе этого можно построить матрицу (табл. 4.14), обозначив каждую совместную покупку двух товаров 1.
Таблица 4.14
Матрица частоты совместных покупок
Товары | А | В | С | D | Е | F | Сумма по строкам |
А | |||||||
В | |||||||
С | |||||||
D | |||||||
Е | |||||||
F | |||||||
Сумма по столбцам |
Самую высокую интенсивность связи имеют продукты С и D. Более усложненный метод предполагает расчет интегральных коэффициентов близости между показателями по формуле
где Ki/j, Kj/i – количество комбинаций товара i с товаром j и товара j с товаром i соответственно; ∑Ki/j, ∑Kj/i – сумма комбинаций товара i с товаром j с товарами i, j и товарами j, i соответственно.
Пример. Рассчитаем интегральный коэффициент близости товара А с товаром С и составим табл. 4.15.
Таблица 4.15
Коэффициенты близости между покупками товаров
Товар | А | В | С | D | Е |
В | 0,113 | – | – | – | – |
С | 0,322 | 0,202 | – | – | – |
D | 0,322 | 0,202 | 0,357 | – | – |
Е | 0,173 | 0,218 | 0,231 | 0,231 | – |
F | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,408 |
Из таблицы следует, что наиболее близкая связь между товарами Е и F, а также С и D.
Следует отметить, что данный метод может быть эффективным только в том случае, когда число наблюдений достаточно велико.
Практическое задание. Провести анализ связи между покупками на основе информации табл. 4.16.
Таблица 4.16
Данные для проведения анализа
Покупка | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | |||||||||||||||
А | В | С | D | Е | F | А | В | С | D | Е | F | А | В | С | D | Е | F | |
– | – | – | – | – | – | |||||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | ||||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | – | |||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | ||||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||||||
– | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | ||||||||
– | – | – | – | – | – | – | – | – | – | |||||||||
– | – | – | – | – | – | |||||||||||||
– | – | – | – | I | – | – | – |
Задание 4. Планирование структуры сбыта с учетом достижения баланса рынков, продукции, производства.
Методические указания. Данный метод является упрощенным методом программирования. Ниже приведена схема последовательности операций для пяти взаимосвязанных процессов производства. Цифры на стрелках означают, что требуется, например, 0,3 единицы продукта А, чтобы сделать 1 единицу В, и т. п.
Последовательность операций для пяти взаимосвязанных процессов производства
Информация этой схемы может быть занесена в матрицу «следующей сборки» (см. табл. 4.17).
Таблица 4.17
Матрица «следующей сборки»
Вход | Выход | ||||
A | B | C | D | E | |
A | 1,0 | 0,3 | 0,6 | 0,0 | 0,0 |
B | 0,0 | 1,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
C | 0,0 | 0,0 | 1,0 | 0,5 | 1,2 |
D | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,0 | 0,0 |
E | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,0 |
Единицы по диагонали означают, что потребуется одна доза какого-то внешнего входящего продукта, для того чтобы получить одну единицу А, которая, например, должна смешиваться с продуктами, полученными в результате других процессов для получения окончательного продукта Е.
Сущность матрицы «следующей сборки» состоит в том, что, хотя продукты D и Е не являются прямыми потребителями продукта А, они включают его через продукт С. Это может быть показано с помощью матрицы «полной сборки» (см. табл. 4.18).
Таблица 4.18
Матрица «полной сборки»
Вход | Выход | ||||
A | B | C | D | E | |
A | 1,0 | 0,3 | 0,6 | 0,0 | 0,72 |
B | 0,0 | 1,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
C | 0,0 | 0,0 | 1,0 | 0,5 | 1,2 |
D | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,0 | 0,0 |
E | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,0 |
Эта матрица суммирует все, что необходимо знать о взаимосвязях продуктов. Таким образом, зная прямые входящие значения труда, материалов и накладных расходов в каждый из процессов, легко определить полные затраты на процесс получения каждого продукта (табл. 4.19).
В данном примере мы предполагаем, что каждый продукт может быть либо продан, либо, как в случае с продуктами А и С, использован внутри компании для производства других продуктов.
Таблица 4.19