Типология, среда и активизация предпринимательства.
Предпринимательство как современная форма хозяйствования
В Америке, мне кажется, бизнесмен – серьезная, уважаемая профессия. Требует ума, проницательности, высоких моральных качеств. Настоящий бизнесмен умеет рисковать и проигрывать. В минуту неудачи сохраняет присутствие духа. А в случае удачи – тем более.
Сергей Довлатов
Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого.
Рей Бредбери
Предпринимательство (бизнес) – целесообразная деятельность граждан и их объединений, направленная на производство и реализацию определенных видов товаров, работ и услуг и получение прибыли от этой деятельности.
Осуществление производственного процесса требует участия ресурсов, которые называются факторами производства. К ним относятся: труд, капитал, земля, природные ресурсы, предпринимательская способность.
Труд – осознанная, признанная целесообразной энергозатратная деятельность отдельного человека или объединений (коллективов) людей, предполагающая приложение усилий, осуществление работы.
Капитал – вклад в производственную деятельность в виде средств на покупку (строительство) зданий, сооружений, машин, оборудования и т.д. или приобретение нематериальных активов (патентов, лицензий, ноу-хау и др.).
Природные ресурсы – естественные ресурсы в виде лесов и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Основными функциями предпринимательской деятельности считают:
1) творческую – генерирование и активное использование новаторских идей и пилотных проектов, готовность к оправданному риску и умение рисковать в бизнесе (предпринимательстве);
2) ресурсную – формирование и производительное использование собственного капитала, а также информационных, материальных и трудовых ресурсов;
3) организационно-сопроводительную, т.е. практическую организацию маркетинга, производства, продажи, рекламы и др. хозяйственных дел.
Предпринимательская деятельность может осуществляться без использования и с использованием наемного труда, без образования юридического лица или с образованием такового.
Важно осознать, что бизнес всегда должен осуществляться в соответствии с научно обоснованными принципами.
К этим принципам относятся:
- свобода выбора видов деятельности;
- привлечение на добровольных началах для осуществления предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;
- самостоятельное формирование программы деятельности, выбор поставщиков ресурсов и потребителей изготовленной продукции, установление цен в соответствии с законодательством;
- свободный наем работников;
- привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;
- свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных законодательством;
- самостоятельное осуществление предпринимателем – юридическим лицом внешнеэкономической деятельности, использование любым предпринимателем принадлежащей ему части валютной выручки по своему усмотрению.
Предпринимательство как форма преимущественно инициативной деятельности может начинаться и функционировать в любых видах (производственная и торговая деятельность, посредничество, оказание услуг и т.п.).
Традиционно альтернативными являются классическая и инновационная модели предпринимательства. Классическая модель предпринимательской деятельности неизменно ориентируется на наиболее эффективное использование наличных ресурсов предприятий (организаций). При использовании такой модели действия предпринимателя четко очерчены: аналитическая оценка наличных ресурсов; выявление реальных возможностей достижения поставленных целей бизнеса; использование именно той реальной возможности, которая способна обеспечить максимально эффективную отдачу наличных финансовых, материальных и нематериальных ресурсов. Инновационная модель предпринимательства предусматривает активное использование преимущественно инновационных организационно-управленческих, технико-технологических и социально-экономических решений в сфере разномасштабного бизнеса.
Правильное понимание сущности предпринимательской деятельности вытекает также из определения ее значения для функционирования эффективной системы хозяйствования. Оно (значение) состоит, прежде всего, в том, что предпринимательство: во-первых, служит главным фактором структурных изменений в системе хозяйствования; во-вторых, создает живительную среду для конкуренции и благодаря этому становится своеобразным катализатором социально-экономического развития страны в целом; в-третьих, способствует наиболее эффективному использованию инвестиционных, материальных и нематериальных ресурсов; в-четвертых, обеспечивает надлежащую мотивацию высокопроизводительного труда.
В Украине правовое обеспечение предпринимательской деятельности определяется, прежде всего, хозяйственным кодексом Украины, гражданским кодексом Украины.
Для дальнейшего развития предпринимательской деятельности важное значение имеет также Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства», принятый Верховной Радой Украины в 2000 г. В соответствии с законом поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по таким направлениям:
· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, организация государственной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства (МП);
· установление системы льгот для субъектов МП;
· внедрение упрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;
· финансово-кредитная поддержка МП;
· привлечение субъектов МП к выполнению научно-технических и социально-экономических программ, осуществлению поставки продукции (работ, услуг) для государственных и региональных потребителей.
Важной формой предпринимательской деятельности является франчайзинг.
Франчайзинг – смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной «родительской» фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всякое содействие в бизнесе.
Типология, среда и активизация предпринимательства.
Практика хозяйствования подтверждает возможность осуществления двух основных видов (типов) предпринимательской деятельности – производственной и посреднической. Производственная предпринимательская деятельность считается определяющей, поскольку она больше всего влияет на эффективность системы хозяйствования и качество общественной жизни.
Производственная предпринимательская деятельность может иметь основной или вспомогательный характер. К основным относятся виды предпринимательской деятельности, в процессе которой создаются и реализуются готовые к конечному потреблению изделия. Вспомогательными считаются виды предпринимательства, которые имеют не только овеществленный, но и не овеществленный характер, т.е. инжиниринговая, консалтинговая, лизинговая, маркетинговая, проектировочная, факторинговая и подобная деятельность.
Физические и юридические лица, представляющие интересы производителей или потребителей, принято называть посредниками. Исходя из этого основной целью посреднической предпринимательской деятельности является интеграция экономических интересов производителей и потребителей.
Одной из распространенных форм посредничества является агентирование, т.е. форма хозяйствования, при которой агент (посредник) действует от имени и в пользу соответственно производителя или потребителя (принципала). Различают несколько типов агентов. Агенты (представители) производителей олицетворяют интересы нескольких производителей однотипных товаров. Уполномоченные агенты по сбыту (сбытовики) взаимодействуют на договорных основах. Агенты по закупкам обычно занимаются подбором необходимого потребителям ассортимента товара. Причем все агенты сотрудничают с принципалами на долговременной (постоянной) основе.
Кроме двух основных типов предпринимательства (производственного и посреднического), существует предпринимательство финансовых институций. Субъектами предпринимательства финансового направления, которые с одной стороны, являются посредниками, а с другой – исполнителями услуг, являются специализированные компании (фонды). Специализированные государственные и коммерческие банки аккумулируют взносы временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляют кредиты, становятся посредниками во взаимных платежах и расчетах между предприятиями (организациями) и отдельными физическими лицами. Инвестиционные компании и фонды осуществляют постоянный кругооборот собственного и ссудного капитала в форме инвестирований существующих производств, новых технических и организационных проектов на отраслевом или региональном уровнях.