Суть управленческой деятельности заключается в влияние на процесс путём принятия решения

Необходимость правления связана с процессом распределение труда на предприятии, разделение управленческого труда и производственного.

Повышение значения фактора управления в эпоху научно-технической революции послужило основой для появления концепции «менеджерской революции», согласно которой власть переходит от собственника к управленцу. Основоположником управления считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856-1915). Предложенная им система рационализации труда и производственных отношений, позволила коренным образом изменить организацию и управление, а значит и эффективность производства.

На сегодняшний день в мировой практике используются три инструмента управления: иерархию, культуру и рынок. Сущность управления определяется совместной деятельностью людей, и поэтому, как особенный вид трудовой деятельности, оно выполняет ряд функций:

Функции управления

Контроль над результатами деятельности
Мотивация к совместно согласованным действиям
Функции управления
Изучение потребностей потребителей и закономерность их формирования
Сопоставления потребностей с возможностями их удовлетворения
Планирование деятельности трудовых коллективов
Организация совместного труда всех участников производственного процесса

Рис. 1.2. Функции управления

Принципы управления

В современных системах управления используются как традиционные принципы управления, так и новые, характерные для новых экономических отношений.

К традиционным принципам управления можно отнести:

- сочетание централизованного целевого руководства с рыночным самоуправлением предприятия.

- сочетание единоначалия с коллективностью, которая обеспечивает соблюдение прав коллективов.

- научное управление (НОТ), повышение эффективности управления на базе использования научных достижений.

- сочетание отраслевого и территориального управления.

- плановость.

- материальное и моральное стимулирование.

К современным принципам управления относятся :

- обеспечение экономического самоопределения личности, как условия личной свободы человека и раскрытия его творческого потенциала.

- право быть собственником всех видов движимого и недвижимого имущества.

- экономическая свобода производителей.

Методы управления

Методы управления подразделяются на:

· Экономические;

· Административно-правовые;

· Социально-психологические.

1. Экономическое управление. Экономические методы управления должны обеспечивать воздействие управляющих органов на объекты управления путем согласования экономических интересов. К экономическим методом относятся планирование, ценообразование, нормирование, экономический анализ и материальное стимулирование.

2. Административно-правовые методы управления предполагают юридическое (правовое) и административное влияние на отношение людей в процессе производства, поскольку эти отношения регулируются определенными правовыми нормами и законодательными актами.

3. Социально- психологические методы управления реализуют мотивы социального поведения человека, так как традиционные формы материального поощрения постепенно утрачивают свой стимулирующий эффект. Эти методы предполагают изучение социальных запросов и интересов членов коллектива, изучение среды производства, общественного мнения.

Целевой компонент управления

Решающим фактором достижения эффективности управления является четкое определение целей и задач, которое может быть достигнуто путем построения целевого компонента.

При построении целевого компонента в первую очередь необходимо сформулировать общую цель экономической деятельности современного предприятия связи.

Цель экономической деятельности современного предприятия связи – это поиск целевых клиентов, построение прочных долговременных отношений с ними, удовлетворение их разумных потребностей способами более эффективными, чем это могут делать конкуренты; забота о сохранении и укреплении благополучия целевых потребителей, общества, обеспечения развития и процветания предприятия в длительной перспективе.

При построении целевого компонента управления целесообразно выделить несколько последовательных этапов, как показано на рис. 1.3.:

Целевой компонент современного предприятия связи
Анализ предприятия, его положения в макро и микросфере
Определение миссии предприятия
Формулирование главных целей управления
Построение «дерева целей»

Рис. 1.3. Последовательность построения целевого компонента современного предприятия связи

Организация управления в отрасли связи

В настоящее время в отрасли связи Украины действует четырехуровневая вертикальная иерархическая система управления, как показано выше на рисунке 1.3.

В системе управления в отрасли связи реализуется несколько видов управления:

· Государственное управление

· Институциональное управление

· Отраслевое управление

· Корпоративное управление

· Внутреннее управление (внутри филиалов)

· Региональное управление

· Местное управление

· Рыночное управление

Основные направления усовершенствования управления предприятиями связи:

1. Усовершенствования структуры управления производством (использование новейших информационных технологий, сети Интернет, автоматизация производственных процессов).

2. Улучшение управления производственными ресурсами.

3. Усовершенствование управления научно-техническим прогрессом и качеством продукции.

4. Улучшение системы планирования как основного звена в управлении предприятием связи.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ОТРАСЛИ СВЯЗИ

Планирование

Планирование – одна из основных функций системы управления экономикой страны.

Планирование – процесс разработки количественных, качественных показателей деятельности развития предприятия (отрасли) и мероприятий по их достижению с учетом условий рыночной экономики. Процессу планирования предшествует всегда анализ рынка и возможностей предприятия, исходя из которых, устанавливается кто, что и когда должен делать.

Цель планирования – ликвидировать негативное влияние изменение среды на предприятии, в котором оно пребывает. Переход к рыночной экономики обуславливает самостоятельное осуществление предприятиями всего комплекса плановой работы. В отличие от жесткого директивного планирования в условиях командно-административной экономики, планы предприятий имеют рекомендательный характер и ориентированы на удовлетворение предприятиями потребностей потребителей в разнообразных видах продукции либо услуг.

Однако наряду с широкими правами и возможностями, в условиях ринка предприятия несут ответственность за результаты своей работы, они должны постоянно следить за изменениями рыночной коньюктуры, а также просчитывать вероятный риск.

Основными принципами планирования являются:

· Правильное обоснование, выбор цели и конечных результатов работы предприятия

· Оптимальность использования ресурсов

· Системность

· Беспрерывность

· Сбалансированность

· Научность

· Мобильность

· Адекватность

· Реальность.

Эти принципы могут стать основными и для планирования в отрасли связи, так как последнее время создаются условия для реализации конкуренции в предоставлении услуг связи.

Методы планирования- это способы установления плановых показателей. К методам планирования предъявляются определенные требования. Они должны быть адекватными к внешним условиям рынка, учитывать разнообразие путей достижения основной цели предприятия – максимизации прибыли, должны отличаться в зависимости от вида плана, который разрабатывается.

К методам планирования можно отнести:

1. Ресурсный - используется при монопольном положении предприятия на рынке или слабой конкуренции; плановые показатели устанавливаются , исходя из ресурсных возможностей предприятия.

2. Статистический - показатели устанавливаются с использованием среднестатистических величин по статистическим данным прошедших периодов.

3. Факторный – влияние разнообразных технико-экономических факторов определяет величину планового показателя.

4. Балансовый – заключается в использовании плановых счетах систем таблиц-балансов, в которых отображаются потребности предприятия в определенных видах ресурсов и определение вероятных источников их покрытия.

5. Экономико - математический – осуществляется оптимизация плана предприятия с помощью математической зависимости и принятого критерия оптимизации.

6. Графоаналитический – применение графиков и диаграмм при нахождении определенных показателей.

В практике функционирования предприятий связи сложилась определенная система планирования, которая состоит в разработки и согласовании планов разных видов, как стратегических так и тактических.

Основными задачами планирования в отрасли связи являются: обеспечение всемерного развития средств связи в целях наиболее полного удовлетворения в услугах связи государства и населения; повышению конкурентоспособности услуг связи; повышению культуры и качества обслуживания; улучшению использования трудовых, материальных и денежных ресурсов; проведение единой технической политики, внедрению новейших достижений науки и техники.

Прогнозирование

Прогнозирование – это процесс предопределения будущего состояния предприятия, его внутренней и внешней среды, а также возможных сроков и способов достижения ожидаемых количественных и качественных результатов.

Важность прогнозирования в условиях рынка состоит в том, что во-первых, рыночно- ориентированое государство отличается колебанием рыночной коньюктуры и необходимостью эти колебания предусмотреть и проанализировать, в этих условиях при разработки стратегических программ присутствует высокая степень неопределенности и можно прогнозировать лишь отдельные показатели.

Суть прогнозирования состоит в научном предопределении состояния объекта прогнозирования, в основе которого лежит либо анализ тенденций его развития на будущий период, либо использование нормативных расчетов.

Методы прогнозирования подразделяются на следующие группы:

1. Фактографические методы – основываются на использовании фактических данных, которые характеризуют изменения в процессе прогнозирования.

Основные в этой группе:

- метод экстраполяции, базируется на расширении закономерностей развития объекта в прошедшем периоде;

- корреляционных и регрессионных моделей: устанавливает статистическую зависимость между результирующими показателями и переменными факторами с помощью математических формул;

- метод функций: математико-статистический метод прогнозирования.

2. Эвристические методы прогнозирования предполагают разработку прогнозов с использованием логических приемов, правил и методов исследований.

К этой группе относятся:

- метод экспертных оценок: подразделяется на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным экспертным оценкам относятся методы разработки сценариев, интервью, аналитических докладных записок; к коллективным экспертным оценкам отнесены метод Дельфи (анкетный опрос специалистов в определенной отрасли), «мозговых атак» (коллективное предложение идеи в результате проведенной дискуссии), круглого стола.

- метод оптимизации: дает возможность учесть максимально возможное количество факторов, которые влияют на конечные показатели, и выбрать окончательный вариант прогноза.

- метод «дерева целей»: используется с целью распределения основных задач на под-задачи и выяснения связи между ними.

В условиях рыночной экономики предприятия связи, особенно приватизированные (акционерные общества открытого типа) разрабатывают бизнес-планы. Бизнес-план – это комплексный плановый документ предпринимательской деятельности, в котором предусмотрены мероприятия, направленные на реализацию предпринимательской деятельности и получения прибыли.

Бизнес- план разрабатывается с целью:

1. Технико-экономичного обоснования целенаправленности создания предприятия.

2. Привлечения внешних инвесторов, в том числе иностранных.

3. Для обоснования предложения о необходимости приватизации предприятия.

Бизнес-план разрабатывают на продолжительный срок, чаще на 3-5 лет, хотя часовые рамки могут быть значительно шире.

Исходная информация для разработки бизнес-плана, на предприятии связи это:

· Информация о спросе на услугу (емкость рынка, география рынка, демографическая характеристика потенциальных потребителей);

· Производственная информация (о технологии предоставления услуги, необходимости производственных площадей, оборудования, сырья и материалов, численность и квалификационный состав персонала и т.д);

· Финансовая информация (о необходимости денежных средств для реализации проекта, источники и условия их получения).

Типовая структура бизнес-плана выглядит следующим образом:

1. Резюме

2. Проектируемые виды продукции и услуги

3. Оценка рынка сбыта

4. Конкуренция

5. Стратегия маркетинга

6. План производства

7. Организационный план

8. Юридический план

9. Оценка риска и страхования

10. Финансовый план

11. Стратегия финансирования

Вопросы по теме:

1. В чем заключается суть управления?

2. Какие инструменты управления используются в мировой практике?

3. Назовите основные функции управления?

4. Какие современные принципы управления характерны для современных экономических отношений.

5. Методы управления подразделяются на: ?

6. Дайте определение планированию?

7. Назовите основные принципы планирования.

8. К методам планирования можно отнести следующие: ..

9. Дайте определение понятию прогнозирование.

10. Что такое бизнес-план, с какой целью он разрабатывается, на какой период времени?

Наши рекомендации