Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза (ЕС)
В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции экономики, созданию объединенных региональных рынков. Наибольшее развитие интеграция получила в рамках Европейского союза (ЕС), который сформировал единый внутренний рынок к 1 января 1993 г. Такой ры нок обслуживает в общей сложности 400 млн жителей 25 стран — чле- ] нов ЕС. При этом первоочередное значение в устранении национальных 1 барьеров придается развитию европейской стандартизации.
Еще в 1957 г. руководители организаций по стандартизации стран — •
членов Европейского экономического сообщества и Европейской ассо-,
циации свободной торговли (ЕАСТ) обсуждали возможность совмест-я
ных действий по согласованию национальных стандартов в условиях!
экономической интеграции этих стран. В 1961 г. был учрежден Евро-]
пейский комитет по стандартизации (СЕН), в 1972 г был создан Евро»!
пейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЗЛЕК). В|
рамках СЕН и СЕНЭЛЕК действует 239 ТК. |
В 1972 г. Советом ЕС была принята Генеральная программа устране* 1
ния технических барьеров в торговле в пределах Сообщества. В рамкам
этой программы ставилась задача создания системы обязательных для ЕСя
единых стандартов — «из сотен национальных стандартов в каждой ев» 1
ропейской стране сделать несколько тысяч единых стандартов». Единьдо
стандарты должны были лишить страны — члены ЕС возможности ото
каза от иностранных продуктов из государств Сообщества. Огромнее
внимание предполагалось уделить нормам по показателям качества прсМ
дукции, устанавливаемым едиными стандартами. В этой части предпоИ
латалось брать за образец стандарты ФРГ — ДИНы, дающие гарантшЯ
высокого технического уровня стандартизируемой продукции. Л
Еще в 1985 г. Комиссия ЕС признавала, что результаты многолетне*] го поиска единых стандартов оказались незначительными, а работы п*Н созданию единых стандартов продвигались «черепашьими темпами».!
Существенный разрыв между тем, что было, и тем, что необходимей
для функционирования единого рынка, подтолкнул Комиссию ЕС •
разработке программы «Зеленая книга Европы» (Развитие европейское
стандартизации для ускорения технической интеграции в Европе), где
был изложен план перестройки и развития стандартизации на континенЛ
те. Основное в «Зеленой книге» — евростандарты должны отражатя}
новейшие достижения техники и технологии, а директивы — содер-1
жать эффективные меры против проникновения в Сообщество ироду к-1
ции, небезопасной или вредной для населения и окружающей среды. 1
Прорыв в работах по стандартизации в ЕС произошел в начале!
90-х гг. Если в 1991 г. в ЕС действовало 200 директив и 1200евростан-|
дартов, то уже к 1993 г, была поставлена задача удвоить число дирек-1
тив, а фонд евростандартов довести до нескольких тысяч. 1
Итак, нормативную базу стандартизации ЕС составляет хорошо раз-1
витое техническое законодательство [29].
Рассмотрим его подробнее, так как стоит задача создать в России систему стандартизации, эквивалентную ЕС.
Техническое законодательство ЕС представлено постановлениями Совета, директивами Совета, гармонизированными европейскими стандартами.
Постановления Совета имеют прямое действие для стран — членов ЕС (без переоформления через национальное законодательство).
Директива Совета вводится через законодательные акты государств —членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в национальных рамках.
В применении постановлений я директив Совета (обычно используют одно понятие — директива) существуют старый и новый подходы.
В старых директивах, которые действуют и в настоящее время, например, на продукты питания, автомобильную технику, фармацевтику, косметику, устанавливаются конкретные требования к продукции. Например, в директиве № 76/768, принятой по косметике в 1976 г., содержится 15 статей и 8 приложении. В статьях даны классификация косметических изделий, требования к качеству, правила маркировки. В приложениях даются: список веществ, которые не должны входить в состав косметических продуктов (приложение 2), перечни красящих веществ, разрешенных и не разрешенных к применению (приложения 4 и 5) и т.д. К директиве (по состоянию на 1996 г.) имеются 23 поправки (последняя внесена в 1993 г.).
Новый подход (или концепция) введен в 1985 г. В новых директивах требования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длительность действия без изменения, тогда как старые директивы сопровождаются большим числом дополнений и массой поправок (до 100). В отличие от старых новые имеют унифицированную структуру — две части, одна из которых правовая, другая — техническая в виде 4—6 приложений. Принципиальное отличие новой директивы в том, что в ней делается запись о том, каким европейским стандартам должна соответствовать продукция. В этом случае к термину «европейский стандарт» добавляется определение «гармонизированный».
Таким образом, гармонизированный европейский стандарт — это стандарт, обеспечивающий реализацию соответствующей директивы, и в этом случае он обязателен для применения в странах ЕС. Перечни таких гармонизированных стандартов публикуются в официальном бюллетене ЕС.
В случае отсутствия европейских стандартов, необходимых для обеспечения директивы, Комиссия ЕС дает мандат европейским организациям по стандартизации (СЕН, СЕНЭЛЕК) на разработку необходимых стандартов и финансирует эти работы.
Стандарт считается гармонизированным после его опубликования в бюллетене ЕС с указанием номера соответствующей директивы.
Следует иметь в виду, что один и тот же европейский стандарт может быть обязательным, когда он направлен на обеспечение конкретной директивы, и необязательным, когда он применяется в других случаях. В гармонизированном стандарте могут быть две части—обязательная (регламентированная) и добровольная. ,"
Продукция, отвечающая требованиям директивы, маркируется зна- ' ком С€ (рис. 7)*. а
Рис. 7. Знак соответствия Европейским директивам
Необходимо отметить, что на один вид продукции может распрост- {
раниться несколько директив. Тогда знак С€ проставляется только при ;
соблюдении требований всех этих директив. Знак СС — не для потре- 1
бителя, а для контролирующих и таможенных органов стран. Продук- 1
ция, маркированная знаком С6, имеет право свободного перемещения ]
внутри объединенного рынка. \
Поскольку во всех странах мира, в том числе в странах — членах ;
Сообщества, наиболее остро стоит вопрос безопасности продуктов пи- 1
тания, то кратко рассмотрим «пищевые» директивы. ]
Законодательство ЕС охватывает не все пищевые товары, в нем име- а
ются так называемые зеленые зоны, т.е. отдается предпочтение нацио- 1
нальным законам. В рамках ЕС действует более 100 директив по пище- ]
вым продуктам. Они носят либо вертикальный, либо горизонтальный \
характер. Например, горизонтальные директивы (допустим, по этике- ]
тированию) распространяются на все продукты питания, а вертикаль- I
ные — на конкретные виды (сосиски, суфле, соки, джемы). Перспективу 1
имеют горизонтальные директивы. 4
Существуют рамочные директивы, которые, как и горизонтальные, \
распространяются на группы пищевых продуктов, но содержат требо- ]
вания к содержанию вспомогательных веществ (пищевых добавок, под- 1
сластителей и пр.) или вредных веществ (пестицидов). '
^
Особенность и «сила» большинства евростандартов заключаются ^ том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты от* дельных европейских стран. Например, широко известные своим вы-, соким техническим уровнем стандарты Швеции по электромагнитной
безопасности персональных компьютеров в перспективе будут положены в основу единого стандарта ЕС.
Политика комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК на современном этапе заключается в том, чтобы как можно чаще использовать МС ИСО и МЭК в качестве региональных. В итоге около 45% НД в рамках ЕС представляют международные стандарты, разработанные ИСО/МЭК.
* Аббревиатура от французских слов «СоттипаиЙ Еигореелпе» — Содружеств* Европы. ^
I
* ФАО — специализированное учреждение ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства. ВОЗ — Всемирная организация по здравоохранению.