Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза (ЕС)

В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции экономи­ки, созданию объединенных региональных рынков. Наибольшее разви­тие интеграция получила в рамках Европейского союза (ЕС), который сформировал единый внутренний рынок к 1 января 1993 г. Такой ры нок обслуживает в общей сложности 400 млн жителей 25 стран — чле- ] нов ЕС. При этом первоочередное значение в устранении национальных 1 барьеров придается развитию европейской стандартизации.

Еще в 1957 г. руководители организаций по стандартизации стран — •
членов Европейского экономического сообщества и Европейской ассо-,
циации свободной торговли (ЕАСТ) обсуждали возможность совмест-я
ных действий по согласованию национальных стандартов в условиях!
экономической интеграции этих стран. В 1961 г. был учрежден Евро-]
пейский комитет по стандартизации (СЕН), в 1972 г был создан Евро»!
пейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЗЛЕК). В|
рамках СЕН и СЕНЭЛЕК действует 239 ТК. |

В 1972 г. Советом ЕС была принята Генеральная программа устране* 1
ния технических барьеров в торговле в пределах Сообщества. В рамкам
этой программы ставилась задача создания системы обязательных для ЕСя
единых стандартов — «из сотен национальных стандартов в каждой ев» 1
ропейской стране сделать несколько тысяч единых стандартов». Единьдо
стандарты должны были лишить страны — члены ЕС возможности ото
каза от иностранных продуктов из государств Сообщества. Огромнее
внимание предполагалось уделить нормам по показателям качества прсМ
дукции, устанавливаемым едиными стандартами. В этой части предпоИ
латалось брать за образец стандарты ФРГ — ДИНы, дающие гарантшЯ
высокого технического уровня стандартизируемой продукции. Л

Еще в 1985 г. Комиссия ЕС признавала, что результаты многолетне*] го поиска единых стандартов оказались незначительными, а работы п*Н созданию единых стандартов продвигались «черепашьими темпами».!

Существенный разрыв между тем, что было, и тем, что необходимей
для функционирования единого рынка, подтолкнул Комиссию ЕС •
разработке программы «Зеленая книга Европы» (Развитие европейское
стандартизации для ускорения технической интеграции в Европе), где
был изложен план перестройки и развития стандартизации на континенЛ
те. Основное в «Зеленой книге» — евростандарты должны отражатя}
новейшие достижения техники и технологии, а директивы — содер-1
жать эффективные меры против проникновения в Сообщество ироду к-1
ции, небезопасной или вредной для населения и окружающей среды. 1
Прорыв в работах по стандартизации в ЕС произошел в начале!
90-х гг. Если в 1991 г. в ЕС действовало 200 директив и 1200евростан-|
дартов, то уже к 1993 г, была поставлена задача удвоить число дирек-1
тив, а фонд евростандартов довести до нескольких тысяч. 1

Итак, нормативную базу стандартизации ЕС составляет хорошо раз-1
витое техническое законодательство [29].

Рассмотрим его подробнее, так как стоит задача создать в России систему стандартизации, эквивалентную ЕС.

Техническое законодательство ЕС представлено постановлениями Совета, директивами Совета, гармонизированными европейскими стан­дартами.

Постановления Совета имеют прямое действие для стран — членов ЕС (без переоформления через национальное законодательство).

Директива Совета вводится через законодательные акты госу­дарств —членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало дей­ствия и конечный срок ее введения в национальных рамках.

В применении постановлений я директив Совета (обычно использу­ют одно понятие — директива) существуют старый и новый подходы.

В старых директивах, которые действуют и в настоящее время, на­пример, на продукты питания, автомобильную технику, фармацевтику, косметику, устанавливаются конкретные требования к продукции. На­пример, в директиве № 76/768, принятой по косметике в 1976 г., содер­жится 15 статей и 8 приложении. В статьях даны классификация кос­метических изделий, требования к качеству, правила маркировки. В приложениях даются: список веществ, которые не должны входить в состав косметических продуктов (приложение 2), перечни красящих веществ, разрешенных и не разрешенных к применению (приложения 4 и 5) и т.д. К директиве (по состоянию на 1996 г.) имеются 23 поправ­ки (последняя внесена в 1993 г.).

Новый подход (или концепция) введен в 1985 г. В новых директи­вах требования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длительность действия без изменения, тогда как старые директивы сопровождаются большим числом дополнений и массой поправок (до 100). В отличие от старых новые имеют унифицированную структуру — две части, одна из которых правовая, другая — техни­ческая в виде 4—6 приложений. Принципиальное отличие новой директивы в том, что в ней делается запись о том, каким европейс­ким стандартам должна соответствовать продукция. В этом случае к термину «европейский стандарт» добавляется определение «гармо­низированный».

Таким образом, гармонизированный европейский стандарт — это стандарт, обеспечивающий реализацию соответствующей директивы, и в этом случае он обязателен для применения в странах ЕС. Перечни таких гармонизированных стандартов публикуются в официальном бюллетене ЕС.

В случае отсутствия европейских стандартов, необходимых для обеспечения директивы, Комиссия ЕС дает мандат европейским орга­низациям по стандартизации (СЕН, СЕНЭЛЕК) на разработку необхо­димых стандартов и финансирует эти работы.

Стандарт считается гармонизированным после его опубликования в бюллетене ЕС с указанием номера соответствующей директивы.

Следует иметь в виду, что один и тот же европейский стандарт мо­жет быть обязательным, когда он направлен на обеспечение конкрет­ной директивы, и необязательным, когда он применяется в других случаях. В гармонизированном стандарте могут быть две части—обя­зательная (регламентированная) и добровольная. ,"

Продукция, отвечающая требованиям директивы, маркируется зна- ' ком С€ (рис. 7)*. а

Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза (ЕС) - student2.ru

Рис. 7. Знак соответствия Европейским директивам

Необходимо отметить, что на один вид продукции может распрост- {

раниться несколько директив. Тогда знак С€ проставляется только при ;

соблюдении требований всех этих директив. Знак СС — не для потре- 1

бителя, а для контролирующих и таможенных органов стран. Продук- 1

ция, маркированная знаком С6, имеет право свободного перемещения ]

внутри объединенного рынка. \

Поскольку во всех странах мира, в том числе в странах — членах ;

Сообщества, наиболее остро стоит вопрос безопасности продуктов пи- 1

тания, то кратко рассмотрим «пищевые» директивы. ]

Законодательство ЕС охватывает не все пищевые товары, в нем име- а

ются так называемые зеленые зоны, т.е. отдается предпочтение нацио- 1

нальным законам. В рамках ЕС действует более 100 директив по пище- ]

вым продуктам. Они носят либо вертикальный, либо горизонтальный \

характер. Например, горизонтальные директивы (допустим, по этике- ]

тированию) распространяются на все продукты питания, а вертикаль- I

ные — на конкретные виды (сосиски, суфле, соки, джемы). Перспективу 1

имеют горизонтальные директивы. 4

Существуют рамочные директивы, которые, как и горизонтальные, \

распространяются на группы пищевых продуктов, но содержат требо- ]

вания к содержанию вспомогательных веществ (пищевых добавок, под- 1

сластителей и пр.) или вредных веществ (пестицидов). '

^

Особенность и «сила» большинства евростандартов заключаются ^ том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты от* дельных европейских стран. Например, широко известные своим вы-, соким техническим уровнем стандарты Швеции по электромагнитной

безопасности персональных компьютеров в перспективе будут положе­ны в основу единого стандарта ЕС.

Политика комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК на современном этапе заклю­чается в том, чтобы как можно чаще использовать МС ИСО и МЭК в качестве региональных. В итоге около 45% НД в рамках ЕС представ­ляют международные стандарты, разработанные ИСО/МЭК.

* Аббревиатура от французских слов «СоттипаиЙ Еигореелпе» — Содружеств* Европы. ^

I

* ФАО — специализированное учреждение ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства. ВОЗ — Всемирная организация по здравоохранению.


Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза (ЕС) - student2.ru


Наши рекомендации