Концепция «третьего» демографического перехода.
В самом общем смысле под демографическим переходом или демографической модернизацией подразумевают процесс перехода от характерного для доиндустриальных обществ состояния, при котором воспроизводство населения определяется высокой смертностью и высокой рождаемостью, к современному состоянию, с низкой смертностью и низкой рождаемостью. Эти изменения динамики и получили название первого и второго демографических переходов. Первый характеризуется падением смертности, второй — падением рождаемости. В период между первым и вторым переходами происходит довольно значительный прирост населения (так называемый демографический взрыв). После завершения второго перехода наступает новая фаза стабильности, которая может характеризоваться даже некоторым снижением численности населения. Практически все развитые страны Европы завершили оба этих этапа еще в XIX веке.
Однако в последние годы постепенно стала заметна роль одного фактора, который ранее не принимали в расчет. Речь идет о миграциях. В современном мире влияние иммиграции на динамику численности населения развитых стран стало настолько значительным, что его уже невозможно обойти вниманием. В то время как численность местного населения остается стабильной или даже несколько снижается, мигранты из развивающихся стран становятся все более заметны. Это и позволило Коулмену сформулировать концепцию третьего демографического перехода: особой фазы развития населения страны, в течение которой наиболее значимый вклад в динамику численности вносит миграция.
Исследования показывают, что, по мере натурализации мигрантов, рождаемость в их семьях падает до среднего по стране уровня примерно ко второму поколению. Зато представители второго поколения оказываются обычно наиболее отчужденным от общественной жизни.
Для того чтобы оценить насколько значимы процессы, получившие название третьего демографического перехода, достаточно обратиться к прогнозам, которые строят демографы. Экстраполяция современных тенденций позволяет сказать, что уже к 2050 году «белое» население США окажется в меньшинстве. Среди остальных учетных групп будут доминировать иммигранты из числа «испаноязычных», которые оставят за флагом давно обосновавшихся в США «афроамериканцев», постоянно въезжающих «азиатов» и немногочисленных потомков коренного «индейского» населения. Судьба native americans, как сказал Коулмен, наглядно демонстрирует, что ждет страну, жители которой не задумываются об иммиграционной политике. Аналогичная судьба (утрата лидирующих позиций «белых») ждет Великобританию к 2100 году. Единственным отличием будет доминирование среди иммигрантов загадочной группы «mixed».
Главная трудность подсчета состоит в том, что не вполне ясно, кого считать «своими», а кого приезжими. Демографы разных стран решают эту проблему по-своему. В «континентальной» Европе обычно учитывают граждан и не-граждан. Дополнительных проблем добавляет самоидентификация.
Дополнительная информация
Если первый демографический переход выразился в изменениях уровней рождаемости и смертности, а второй - в изменениях сексуального поведения, организации жизни семьи и ее форм, то третий демографический переход затрагивает последний остающийся компонент, характеризующий население, а именно его состав. Низкие уровни рождаемости приводят к изменению политики в отношении миграции, а миграция, в свою очередь, оказывая влияние на состав населения. В конечно счете, она может привести к полному изменению этого состава и замене нынешнего населения населением, которое составляют либо мигранты, либо их потомки, либо население смешанного происхождения. И если нынешние тенденции сохранятся до конца столетия, то главным фактором, влияющим на характеристики населения, будет миграция, а не разница в рождаемости коренного населения и мигрантов.