Управление образовательным учреждением. Структура ВУЗа
Образовательная деятельность является сферой преимущественно публично-правового регулирования. В современном украинском праве образовательную сферу традиционно относят в целом к сфере государственного управления, которая понимается как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Специальные свойства образования определяют его как одну из функций государства.
Управления ВУЗом осуществляется на основе принципов, указанных в ст. 29 Закона Украины «О высшем образовании». К ним относятся принципы:
- автономии и самоуправления;
- разграничение прав, полномочий и ответственности владельца, органов управления высшим образованием, управления вузом и его структурных подразделений;
- комбинации коллегиальных и единооснов;
- независимости от политических партий, общественных и религиозных организаций.
При этом автономия и самоуправление вузов реализуются в соответствии с законодательством.
Самостоятельным элементом правового статуса вуза является правовой режим внутривузовского управления как инструмента реализации его функций и правомочий. К этому кругу вопросов можно отнести структуру и полномочия администрации вуза, функции и правомочия различных звеньев на разных уровнях управления и отношения между ними. Детальная регламентация этих вопросов осуществляется в уставе вуза, в котором она предусмотрена п. 4, ст. 27 Закона.
Устав вуза представляет собой документ, определяющий основные составляющие правового статуса конкретного вуза, по условиям его работы, задач и направлений деятельности. Таким образом, охватывая комплекс правовых норм, установленных действующим законодательством, устав индивидуализирует правовую модель определенного вуза.
Специальная правосубъектность вузов определяет содержание его устава, из которого видно, что последний не должен содержать других видов деятельности, кроме образовательной. Другими словами, предметом его деятельности может быть только образовательная, научная и сопутствующая им деятельность (переподготовка кадров, научные разработки на заказ и т. П.).
Контроль за соблюдением этих положений возложен на МОН Украины, которое утверждает уставы всех вузов, независимо от формы собственности. Это положение в полной мере относится и к частным вузам, независимо от организационно-правовой формы, в которой они преимущественно создаются (например., ООО или ПАО).
По общему правилу деятельность любого юридического лица подлежит управлению как по вертикали, так и по горизонтали.
Вертикаль управленческих отношений предполагает отношения между вузом и его основателем, горизонталь – между органом юридического лица и коллективом вуза. Данные отношения подпадают под действие норм гражданского и административного (образовательного) законодательства, анализ которых свидетельствует, во-первых, о наличии пробелов в регулировании управленческих отношений образовательных учреждений; во-вторых, о наличии коллизий между указанными отраслями законодательства.
Так, будучи созданным для реализации целей образования, государственный ВУЗ представляет собой единое юридическое лицо с единым балансом, неделимой собственностью, централизованными фондами материально-технического и социального развития и другим имуществом, закрепленным за вуза.
ВУЗ несет ответственность перед личностью, обществом и государством. Однако внебюджетная деятельность государственного вуза, которая расширяется, резко искажает описанную картину единства и монолитности, поскольку внебюджетная деятельность функционирует по законам рынка, имеет другую мотивацию, подчиняется (или должна подчиняться) тем же правовым нормам, что и деятельность субъектов предпринимательства, требует других – экономических – методов управления, контроля и оценки эффективности. Она порождает имущество, которое имеет особый правовой режим, который отличается от правового режима иного имущества государственного вуза. А отдельные виды деятельности (выходящие за пределы его специальной правоспособности) могут наносить прямой ущерб основной деятельности государственного вуза. Поэтому для регулирования внебюджетного предпринимательства необходимо создать соответствующую нормативную базу, которая предусматривает сохранение основной миссии вуза. Для этого, в частности, для ВУЗов предусмотрена возможность выступать учредителями отдельных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в соответствии с направлениями учебно-научно-производственной деятельности вуза.
Образовательное учреждение вступает в правоотношения через свои органы. В Гражданском кодексе (ГК) Украины отсутствуют нормы не только об органах учреждения, но и общие положения об органах юридического лица. В ст. 92 ГКУ закреплено общее правило, согласно которому порядок создания органов юридического лица и осуществления ими своих полномочий определяется законом и учредительными документами.
Отсюда нормы Закона Украины «О высшем образовании» определяют перечень органов управления вузов вузом и объем их компетенции.
Непосредственное управление деятельностью вуза осуществляет его руководитель – ректор (президент), начальник, директор и т. п., который в пределах предоставленных ему полномочий решает вопросы деятельности вуза, утверждает его структуру и штатное расписание, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками и структурными подразделениями вузов и т. д. (п. 32).
Высшим коллегиальным органом самоуправления ВУЗов закон определяет общее собрание (конференцию) его трудового коллектива (п. 37).
Ученый совет вуза III-IV уровней аккредитации определяет стратегические направления деятельности вуза, утверждает документы финансовой отчетности, вносит изменения в учредительные документы и т. п. (п. 34).
Также в соответствии со статьей 38 Закона Украины «О высшем образовании» в вузах создаются органы студенческого самоуправления, которые призваны способствовать гармоничному развитию личности студента, формированию у него навыков будущего организатора, руководителя. Органы студенческого самоуправления решают вопросы, относящиеся к их компетенции.
В статье 35 Закона Украины «О высшем образовании» для вузов III-IV уровней аккредитации предусмотрено создание наблюдательных советов.
Главными структурными подразделениями вузов III-IV уровней аккредитации являются: кафедра, факультет, филиал, библиотека и т. д. (п. 30).
Также в качестве структурных подразделений вузов могут создаваться учебно-научные, учебно-научно-производственные и научно-исследовательские центры (комплексы, институты). Для решения текущих вопросов деятельности вуза создаются рабочие органы (в. 36): ректорат, деканаты, приемная комиссия, компетенция которых определяется ректором в соответствии с уставом вуза.