Тема 6. Обеспечение безопасности при строительстве и эксплуатации теплогазовентиляционных систем (ТГВС)
Цель: изучить особенности ТГВС, опасности, возникающие при их строительстве и эксплуатации, мероприятия технического и организационного характера, необходимые для снижения или локализации этих опасностей.
Учебные вопросы:
1. Характеристика и особенности ТГВС с точки зрения безопасности при их строительстве и эксплуатации.
2. Решение вопросов безопасности организационными способами на стадии проектирования.
3. Особенности безопасности при создании и эксплуатации ТГВС, связанные с работой на высоте и при прокладке коммуникаций в траншеях и котлованах.
4. Электробезопасность при строительстве и эксплуатации ТГВС.
5. Молниезащита зданий и сооружений и устройств, относящихся к ТГВС.
6. Безопасность оборудования, работающего под давлением выше атмосферного.
7. Обеспечение безопасности при ведении работ с повышенной опасностью при строительстве и эксплуатации ТГВС.
8. Обеспечение подготовленности персонала по мерам безопасности при строительстве и эксплуатации ТГВС.
Изучив данную тему, студент должен:
знать:
· особенности обеспечения безопасности при строительстве и эксплуатации ТГВС;
· как проектируется и в каких документах отражается система безопасности ТГВС;
· мероприятия обеспечения электробезопасности в электроустановках и устройствах, применяемых при строительстве и эксплуатации ТГВС;
· систему проектирования и меры обеспечения безопасности молниезащиты на объектах ТГВС;
· меры обеспечения безопасности на строительных объектах;
· меры обеспечения безопасности объектов, работающих под давлением выше атмосферного;
· меры безопасности при ведении работ с повышенной опасностью;
· систему обучения и проведение инструктажей по обеспечению безопасности при строительстве и эксплуатации ТГВС;
уметь:
· использовать основные положения обеспечения безопасности при строительстве и эксплуатации ТГВС;
иметь представление:
· о разработке ПОС и ППР, кто выполняет эти работы?
· о методике проектирования молниезащиты систем ТГВС;
· о системе обучения по охране труда и технике безопасности
При освоении темы необходимо:
· изучить тему 6 по материалу настоящего пособия;
· изучить материал по теме 6 по следующим литературным источникам:
1. Кукин, П. П. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. (Охрана труда) / П. П. Кукин, В. Л. Лапин и др. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 146 – 150, С. 153 – 167, С. 210 – 212, С. 223 – 248.
2. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильиницкая и др. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 270 – 278, С. 430 – 453.
2. Федеральный закон № 181-Ф3 «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Полностью.
· выполнить тест по теме 6 из практикума по дисциплине;
· ответить на следующие контрольные вопросы:
1. В чем заключаются особенности строительства и эксплуатации ТГВС?
2. В чем сущность проекта организации строительства (ПОС)?
3. В чем сущность проекта производства работ (ППР)?
4. Каким образом определяется размер постоянных опасных зон?
5. Назовите особенности при производстве земляных работ, которые встречаются при строительстве и ремонте ТГВС.
6. Какие средства подмащивания применяются при строительстве ТГВС?
7. Какие средства обеспечения безопасности применяются при работе на высоте во время строительства и ремонта ТГВС?
8. Назовите основные требования безопасности при эксплуатации ручного электрифицированного инструмента.
9. Назовите причины электротравм при строительстве и ремонте ТГВС.
10. От каких факторов зависит опасность воздействия электрического тока на организм человека?
11. Какие мероприятия предусматриваются для исключения опасности поражения человека электрическим током?
12. Какими путями обеспечивается безопасность в электроустановках?
13. В чем сущность молниезащиты ТГВС?
14. Какие воздействия тока при разряде молнии могут воздействовать на ТГВС?
15. Назовите основные причины аварий сосудов, работающих под давлением?
16. Какие виды работ относятся к работам, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности?
17. Что такое наряд-допуск, и какие работы производятся по наряду-допуску?
18. Какая информация должна быть включена в программы первичного и текущего обучения?
19. Как подразделяются инструктажи по безопасности в зависимости от характера и времени проведения?
20. Как регистрируются проводимые инструктажи по обеспечению безопасности?