Рыночные отношения, сущность, функции, структура

1. Теоритические основы становления рыночных отношений, функции рынка

2. Структура, виды, сегментация рынков. Рыночный механизм и его элементы.

3. конкуренция и ее виды. Конкуренция и монополия.

1. Среди категорий рыночных отношений выделяют обмен, товарное обращение и рынок. Обмен есть экономическая категория присущая всем экономическим эпохам, он осуществляется как в непосредственно общественной, так и в эквивалентно возмездной товарной форме. Наиболее типичной разновидностью непосредственно общественного обмена выступает( бартер) без участия денег

2. Товарное обращение – это обмен товаров осуществляемый с помощью денег на эквивалентно возмездной основе

3. Рынок есть результат естественно исторического процесса, развитие товарного производства связанного с развитием производительных сил, общественного разделения труда и обособлением товаропроизводители. Наиболее распространенным в литературе определением рынка, является система организационно-экономических отношений, по поводу купли-продажи, продуктов труда в силу чего они становятся товарами.

Функции рынка:

1. Через рынок осуществляется: регулирование общественного производства(в качестве невидимой руки), т.е. решаются проблемы, главные вопросы в экономической системе, что, как и для кого производить.

2. Через рынок устанавливается связь производителей и потребителей.

3. Через рынок происходит учет затрат на производство продукции.

4. Важнейшей функцией: цен образующая функция. Рынок влияет на формирование цены через институты спроса и предложения, которые должны находиться в условиях свободной конкуренции.

5. Рынок выполняет функцию отбора наиболее лучших предприятий и отсева убыточных предприятий, не заслуживших право на дальнейшее существование. Рыночным инструментом такого отбора является конкуренция.

Плюсы и минусы:

Плюсы:

1. Гибкость и высокая приспособляемость

2. Оперативное использование новых технологий для снижения затрат предприятия и повышения прибыли.

3. Свобода выбора, независимость и самостоятельность участников бизнеса.

4. Способность оперативно решать проблемы удовлетворения спроса покупателей.

Минусы:

1. Рынок не гарантирует право на труд и доход более того он сопряжен с большими проблемами в сфере занятости.

2. Рынок не способствует созданию общественных благ. Речь идет о спорте, образовании, здравоохранении, обороне и многих других сфер, которые по характеру являются более обобществлённые.

3. Связанный с тем, что рынок производит продукцию, которая покупается на рынке, а социально-значимые, остаются за скобками.

Выводы:

1. Рынок – это наиболее эффективный механизм управления и организации экономики, но в современных условиях он существенно ограничивается новыми явлениями(процессами) в экономике( концентрация производства капитала, его централизация, поэтому развитие передовых западных экономик осуществляется по пути интеграции экономических процессов. Например: создание западно-европейской, единой, финансовой системой.

2. Не совершенство рынка должно, компенсироваться повышение роли государственного участия в экономическом процессе (см. более подробно об этом в кейнсианском учении, по гос. Регулированию).

Реферат:

Л.И. Обалкин –высказывания по политической теме.

Таким образом, мы с вами выяснили, однако для того чтобы, в частности мы обратили внимание на следующие моменты(заканчивать реферат).

2 Характеристика рынка была бы не полной без анализа его структуры действующих лиц и объектов их интереса. Действующими лицами или субъектами рынка являются домашние хозяйства, фирмы и государство.

Домохозяйство это такие участники рынка, которые: а) обеспечивают производство человеческого капитала. Б) самостоятельно принимает решения. В) являются собственником какого либо фактора. Г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма характеризуется следующими признаками: А) используют факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Б) стремится к максимизации прибыли. В) самостоятельно принимает решения.

Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими власть для достижения общественных целей.

Объектами являются: потребительские товары(конечные), средства производства, деньги, ценные бумаги и некоторые другие объекты.

Структура: 1. По экономическому назначению, бывают: рынки потребительских товаров, рынки промежуточной продукции, рынки труда, ценных бумаг, финансовые рынки, рынки строительного производства, реальных инвестиций. 2. По географическому положению: местные, региональные, национальные, международные, мировые. 3. По степени ограничения конкуренции: монополистические, олигополистические, свободные, смешанные. 4. По отраслям: автомобильные, зерновой, мебельной, нефтяной и др. 5. По характеру продаж: оптовые, мелко-оптовые, розничные, ярмарочные, аукционные, прямые и длительные хозяйственные связи.

Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений государственных и коммерческих фирм обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Различают инфраструктура 3-х рынков: товарного, финансового и рынка труда. Товарный рынок включает в себя предприятия оптовой и розничной торговли, товарной биржи, аукционы, ярмарки и др. посреднические структуры. Инфраструктура финансового рынка в свою очередь включает в себя: банки, фондовые валютные биржи, страховые компании, налоговые(казначейские) организации и некоторые другие. Инфраструктура рынка труда включает в себя: службы занятости и переподготовки кадров, кадровые службы, отделы труда, регулирование миграции рабочей силы.

Вывод: инфраструктура рынка формируется естественным развитием экономических отношений.

Деятельность субъектов товарных отношений осуществляется в виде рыночного механизма. Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи основных элементов рынка, спроса, предложения, цены.

Спросом называется такое кол-во товаров и услуг, которое покупатель готов приобретать по определенной цене в конкретный период времени, т.е. спрос определяется покупательной способностью участников рынка. На спрос влияют многие факторы главным из которых является цена, между ценой величиной спроса существует обратная связь.

Отрицательный наклон кривой Д обусловлен обратной зависимостью между ценой(P) и кол-во(Q), при этом следует различать изменения величины(кол-во) объема спроса или характера. Меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Спрос меняется тогда когда учитывается динамика всех(не ценовых) факторов на рынке. Графически изменение величины спроса выражается в динамике значений находящихся на кривой Д(см. стрелки). Изменение же спроса выражается в изменении самой кривой Д вправо либо влево. К не ценовым факторам относятся: 1. Динамика доходов покупателей 2. Изменение вкусов и предпочтений(мода) 3. Изменения рынка 4. Дефицитные

Наличие товаров заменяющие друг друга(субститутов) и товаров дополняющих друг друга. То между ценой на один из них и спросом на другой существует взаимозаменяемая. Рост цен на кофе увеличивает спрос на чай.

Когда два товара взаимо-дополняемые между ценой на один из них и спросом на другой существует обратные связи. Для определения чувствительности(спроса) на изменение какого либо фактора используются показатель эластичности спроса по цене. Реакция потребителей на изменение цены может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждой из них порождает соответствующий спрос: эластичный, не эластичный и с единичной эластичностью.

1. Закон предложения.

Наши рекомендации