Глава ii. административно-правовые режимы 4 страница
12 4777 Приведем теперь некоторые положения законов, которые должны знать и точно применять все субъекты права.
Согласно Закону РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить:
соблюдение требований законодательства, а также стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами;
соблюдение требований технических проектов и схем развития горных работ;
ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе геологического изучения недр и обеспечение ее сохранности;
представление геологической информации или сведений о ней в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации;
представление данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах;
безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования,
выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей при пользовании недрами.
Реестр как особый юридический документ играет все более важную роль. Вслед за ФЗ «О государственном земельном кадастре» Федеральная служба земельного кадастра утвердила 15 июня 2001 г. «Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района».
Обратим внимание на необходимость учитывать различия законов федеральных, республиканских и областных. Они бывают схожими в основных чертах, но содержат и специфические моменты, которые нужно знать для деятельности на конкретной территории. Так, лесное законодательство отнесено Конституцией РФ к совместному ведению Федерации и ее субъектов, однако последние почти полностью отнесли его к своему ведению. По-разному решены вопросы собственности. Лесной кодекс Республики Башкортостан, акты Удмуртии и др. считают леса своей государственной собственностью, а закон о лесах Республики Карелия признает леса собственностью народа. Лесные кодексы Башкортостана (ст. 49) и Удмуртии (ст. 69) по-разному регулируют экономическое стимулирование в данной сфере. Новый федеральный Лесной кодекс признал лесной фонд федеральной собственностью Такие коллизии нужно видеть, чтобы правильно сориентироваться в своих действиях.
Экономическая и иная деятельность должна строго сообразовываться с санитарно-эпидемиологическими требованиями. В противном случае ею может быть нанесен серьезный ущерб населению. Поэтому Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает строгие санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы. Статья 8 посвящена правам, а ст. 9 - обязанностям предприятий и организаций: соблюдать нормы санитарного законодательства, проводить противоэпидемические мероприятия, информировать специальные органы об аварийных ситуациях, создавать условия для поддержания и укрепления здоровья работников.
Органы и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на федеральном уровне, в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах федерального значения, районах и городах, научно-исследовательские учреждения и другие санитарно-профилактические учреждения составляют систему органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
Еще одну разновидность режимов иллюстрирует Закон Республики Калмыкия «О порядке и условиях введения чрезвычайного экологического положения в Республике Калмыкия» (30 июля 1993 г.).
Основная цель введения чрезвычайного экологического положения -стабилизация экологической обстановки в Республике Калмыкия, являющейся зоной экологического бедствия. Согласно Закону чрезвычайное экологическое положение является временной мерой, объявляется исключительно в интересах обеспечения экологической безопасности граждан и стабилизации экологической обстановки в Республике Калмыкия. Оно означает особый эколого-правовой механизм реализации природоохранных правовых норм, в т.ч. экологизированных правовых норм и нормативов, гарантий по обеспечению выполнения эколого-правовых требований органами государственной власти и управления, российскими и иностранными юридическими и физическими лицами.
Чрезвычайное экологическое положение может вводиться лишь при условиях, представляющих реальную угрозу безопасности граждан при наступлении экологической катастрофы в Республике Калмыкия, при наличии следующих обязательных признаков' а) полное разрушении естественной экологической системы; глобальное устойчивое загрязнение среды; многократное превышение предельных норм нагрузки; б) отсутствие питьевой воды необходимого качества, катастрофическое углубление процессов деградации почв, деградация флоры и фауны; в) разрушение генетического фонда народа; г) глубокие необратимые изменения окружающей среды, неспособность экосистемы Республики Калмыкия к самоочищению.
Чрезвычайное экологическое положение на всей территории Республики Калмыкия вводится указом Президента Республики с уведомлением Народного Хурала Республики, Президента РФ, парламента РФ.
В Указе Президента Республики Калмыкия о введении чрезвычайного экологического положения указываются; а) основания для введения чрезвычайного экологического положения; б) перечень чрезвычайных мер по стабилизации экологической обстановки в Республике Калмыкия; в) государственные органы, осуществляющие чрезвычайные меры, а также полномочия этих органов; г) территориальные границы действия чрезвычайного экологического положения; д) время вступления в силу указа, а также срок, на который вводится чрезвычайное экологическое положение.
Примечательно, что согласно ст. 10 введение чрезвычайного экологического положения не влечет за собой введения особых форм управления. Не могут быть ограничены либо приостановлены полномочия органов исполнительной власти в районах и в г. Элисте.
Еще один функциональный аспект административно-правовых режимов можно без труда обнаружить в рамках механизма регулирования таких культурно-экологических зон, как национальные парки и природные парки. Применительно к порядку обеспечения их сохранности ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлены режимы особой охраны. Статья 15 посвящена режиму особой охраны территорий национальных парков, ст. 21 - режимам особой охраны природных парков. Они включают в себя различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта. Кстати, заметим: в июне 1997 г. Конгресс региональных и местных властей Совета Европы одобрил Конвенцию о ландшафте. С помощью норм нашего закона могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.
С природными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты, развития населенных пунктов.
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченными на то государственным органом РФ в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
Назовем также приказ Министра транспорта РФ от 9 января 1997 г. «Об утверждении Правил режима в пунктах пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Российской Федерации». В приложениях даны формы постоянного, временного и материального пропусков.
Действует особый режим в чрезвычайных ситуациях, введенный ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Вводимая законом единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарны,х акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты-населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
Особо выделяется режим государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный орган создает подведомственные ему территориальные органы.
Федеральные органы исполнительной власти:
а) по отношению к подведомственным организациям: разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты, работников организаций от чрезвычайных ситуаций; обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли: осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций; разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов; проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других работ; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, административно-функциональные режимы позволяют с помощью специальных норм вводить более предметный порядок деятельности, как постоянный, так и временный.