Розничные торговые сети, перспективы их развития, роль в обслуживании населения
Розничная торговая сеть - это совокупность предприятий розничной торговли и других торговых единиц, размещенных на определенной территории в целях продажи товаров и обслуживания покупателей или находящихся под общим управлением.Классификация РТС:1.по числу форматов образующих сеть(моно и мульти сети).2.по количеству магазинов входящих в сеть и наличие единого центра управления, делятся на : -квази сети(до 10 магазинов, разное руководство ,объединены единой торговой маркой);-сетевые магазины(однотипные магазины, одного стандарта и формата, продающие стандартный набор товаров, единое руководство);-независимые магазина(обычно находятся в собственности одного человека. Это небольшие магазины, отличающиеся высоким уровнем обслуживания, где вопросы торговли решает сам хозяин,. объединенные общей территорией) 3.по числу представленных в сети торговых марок: монобрендовые и мультибрендовые. Монобрендовые- это точки розничной торговли, где продается товар, выпускаемый только под одной торговой маркой. Монобренд обычно реализуется с применением различных вариантов системы франчайзинга(например бренд Мах Маrа) Мультибрендовый - магазин, в котором реализуются несколько брендов (реал.более 20торг.марок)( например магазин Спортмастер). 4.ассортиментный профиль дел. на: Универсальный магазин (универмаг)-- магазин с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и отделом продовольственных товаров.Специализированный магазин-- предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее подгруппу, вид. («М.Видео», «Эльдорадо»). Магазин с комбинированным ассортиментом товаров-- предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности. К предприятиям данного вида можно отнести «Товары для детей», «Товары для дома», «Товары для отдыха» и т.п.\. Магазин со смешанным ассортиментом товаров-- предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров. В основном предприятия данного вида функционируют в системе Потребительской кооперации в сельской местности. («Ашан», «О'Ксй»)
5.по масштабам деятельности:локальные(в одном административном округе),Региональные (северо-западный фед.округ),национальные (по территории всей страны)6.мобильность : Нестационарная торговая сеть - это передвижная торговая сеть. Она используется преимуществен но для обслуживания малых и отдаленных населенных пунктов, где отсутствует стационарная торговая сеть. Подобная форма организации торговли отличается большой мобильностью и способностью максимально приближать товары к потребителям. Нестационарная торговля функционирует в виде развозной и разносной передвижной торговли. Развозная торговля осуществляется с помощью автомагазинов, автоприцепов, магазинов-вагонов, судов-магазинов, т.е. с использованием специализированных или специально оборудованных транспортных средств. Разносная торговля осуществляется путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице. Применяется для обслуживания в местах отдыха, на железнодорожных платформах, стадионах, в поездах, самолетах: часто так продаются кондитерские изделия, мороженое, цветы, газеты, книги и некоторые другие товары. Стационарная торговая сеть имеет все признаки торговой сети, и расположена в специальных зданиях и строениях, в которых, собственно, и ведется торговля. Стационарная торговая сеть часто состоит из однотипных торговых точек, расположенных в одном или разных городах, и сходных по различным признакам, в том числе по дизайну помещений.
7. Помещ-е маг-на, их устр-во, взаимосвязь и размещ-е. Пути пов-я эфф-ти испол-я торг-х S.На всех предп-х розн торг должны вып-ся санитарно-гигиенические требования, требования противопож-й без-ти, электро- и взрывобез-ти, экологической без-ти. Магазины должны иметь вывеску с указанием фирм-го наимен-я организации, режима работы, местонах-я, юр-го адреса, удобные подъездные пути и пеш-е дорожки ко входу, а прилегающая территория - освещ-ся в ночное время.
При распол-ии торг-х залов на 3 или более этажах необходимо наличие лифтов или эскалаторов. В непрод-х магазинах торговой площадью 2500 м2 и более д.б оборудованы общественные туалеты.
Группы помещений: Торговые помещения -доведение товаров до потребителей и обслуживании покупателей
* торговый зал и помещения для доп-го обслуж-я покуп-ей (зал кафетерия, места хранения сумок и др.) От устройства, планировки и оборуд-я торг-х помещений во многом зависят кач-во обслуж-я и эфф-ть торгового процесса в магазине. Помещ-я для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже
должны иметь связь с торг залом.
* помещения для приемки товаров должны обеспеч-ть возможность быстрой разгрузки.
* для хранения товаров должны обеспечивать их сохранность в течение устан-го срока хранения.
* для подготовки товаров к продаже (фасовка, нарезка, зачистка, мойка и др.). Подсобные помещения* для хранения тары, упаковочных материалов, инвентаря, моечные. Служ и быт помещения* кабинет директора, столовая, комната отдыха для персонала, комнаты общественных организаций, гардеробные, душевые, туалеты и др. д.б. изолированы от помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, иметь отдельный вход или соединяться коридором с торговыми помещениями. техническим помещениям
* вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов ^холодильных установок, камеры кондиционирования воздуха и др.
Принципы взаимосвязи помещений:
- рациональное распределение общей S ТП (существует рекомендованное соотношение S ТЗ и вспомогательных помещений);
- рациональная связь помещений с точки зрения торгово-технологического процесса;
- создание условий для эффективной работы персонала;
- max удобство для покупателей;
- формирование привлекательного имиджа ТП;
- сохранение товарно-материальных ценностей (склад не д.б. проходным).
Установочная площадь (занята под оборудованием для выкладки товаров)
К у = S об : S общ
К у - коэффициент установочной