Экономические функции государства. Используя свое положение в системе кругооборотов, государство может довольно существенно влиять на экономическую жизнь общества
Используя свое положение в системе кругооборотов, государство может довольно существенно влиять на экономическую жизнь общества. В чем же состоят основные функции или основные направления воздействия государства на экономику в современных условиях?
"Правила игры"
Формирование правовой основы экономической деятельности можно рассматривать как одну из ключевых функций государства. С помощью законов и других нормативных актов государство устанавливает, "как можно и как нельзя" поступать субъектам хозяйствования. Государство определяет и защищает права собственности, статус предприятий, права производителей и потребителей, условия и формы посреднической деятельности, правила реализации товаров, условия размещения иностранных инвестиций и многое другое. Юридические нормы имеют значение только тогда, когда они действенны. Поэтому государство должно организовать контроль за соблюдением "правил игры" участниками экономической жизни, выполнять функции верховного судьи и наказывать нарушителей. Нарушения хозяйственного законодательства могут быть связаны с несоблюдением условий поставки товаров, ограничением конкуренции, нечестной рекламой, распространением неправдивой информации о качестве, свойствах товара и другими обстоятельствами.
Деятельность государства в сфере хозяйственного законодательства создает одну из важных предпосылок для нормальной работы отдельных экономических субъектов и национальной экономики в целом — условие спокойного и уверенного ведения домашними хозяйствами, предприятиями своих дел. Конечно, отдельным субъектам эта система может доставлять неудобства, приносить им экономические потери, но в целом она бесспорно выгодна обществу, являясь преградой стихийности, признаком цивилизованности и сотрудничества.
Поддержка конкуренции
Наличие конкуренции — одно из основных условий эффективного функционирования рынка. Потенциал свободного предпринимательства наилучшим образом реализуется в интересах потребителей только при наличии конкурентной борьбы. Фактор конкуренции среди производителей создает возможность свободного выбора для потребителей, чем обеспечивается их влияние на продавцов товаров.
Вместе с тем, среди участников рыночных отношений проявляются желания и действия, направленные на ограничение или даже устранение экономического соперничества. Любой экономический агент — это и продавец, и покупатель одновременно. Предприятие, например, выступает покупателем ресурсов, необходимых для производства товаров, предоставления услуг. Как покупатель экономический агент заинтересован в экономической конкуренции на тех рынках, где он покупает необходимую продукцию. Благодаря конкуренции он может получить выигрыш в цене, качестве, условиях послепродажного обслуживания и т. д. Но как продавец экономический агент не заинтересован в конкуренции на тех рынках, где он продает свою продукцию. От конкуренции он "страдает" — она может отрицательно повлиять на его доходы, будущие возможности и т. д. Поэтому у него всегда есть интерес к уменьшению или даже устранению конкуренции на рынке. При этом нетрудно увидеть, что завоевание каким-либо продавцом монопольного положения на рынке меняет расстановку сил в отношениях "продавец — покупатель": продавец получает возможность диктовать свои условия, у него снижается интерес к сокращению издержек, научно-техническому обновлению производства, маркетинговой деятельности.
Таким образом, в экономике снижается степень эффективности использования экономических ресурсов. Сам рынок не обладает должным иммунитетом против монополизма, он нуждается во внешней помощи. Такую помощь ему оказывает государство, проводя мероприятия по защите и развитию конкуренции, которые нередко еще называют антимонопольной политикой.
Производство товаров
Организация производства определенных товаров и услуг составляет еще одну экономическую функцию государства. Предпринимательский сектор не проявляет интереса к созданию некоторых товаров и услуг, необходимых обществу. Предприниматели либо не берутся за производство таких товаров (услуг) вообще, либо не обеспечивают достаточного их предложения. К приводившимся ранее примерам можно добавить проведение фундаментальных научных исследований, производство товаров с длительным периодом сделанных затрат и некоторые другие. Такие блага нередко называют общественными товарами и услугами: их созданием занимается государство, так как они не производятся или производятся в недостаточных количествах в рамках рыночной системы. Кроме того, государство целенаправленно "забирает" у рынка производство ряда товаров и услуг (например, частично образование, медицинское обслуживание, культура), полагая, что заниматься ими государству необходимо с точки зрения национальных интересов.
Причины, по которым рынок "отказывает во внимании" некоторым товарам и услугам, связаны со следующим:
а) невозможностью взять плату за товар или услугу со всех, кто ими пользуется. В темное время суток находиться на улицах предпочтительней при наличии освещения. Как известно, заботу об этом берет на себя государство, точнее местные органы власти. Если бы это делала частная компания, смогла бы она получать плату от всех, кто получает пользу от уличного освещения? Очевидно, нет;
б) длительным сроком окупаемости издержек. Практически в любой стране сегодня выделяются средства на борьбу с таким чрезвычайно опасным заболеванием, как СПИД. Врачи, ученые ищут средства излечения от него. Никто не может сегодня даже приблизительно сказать, когда они будут найдены. А кто возьмется более-менее точно определить возможные сроки окупаемости вложенных средств? В реализации программ участвуют, наряду с государственными, и частные вложения, но, как правило, довольно ограниченно. Частный капитал весьма неохотно участвует в хозяйственных проектах с отдаленным сроком окупаемости.
Перераспределение доходов
Суть этой экономической функции государства состоит в том, что оно с помощью налоговой системы "отбирает" часть доходов у населения и предприятий и передает их определенным категориям людей. Эта передача может осуществляться разными путями. Один из них — трансфертные платежи, которые прямо формируют денежные доходы пенсионеров, инвалидов, безработных, временно неработающих из-за болезни и т. д. Другой — удешевление некоторых товаров и услуг за счет государственных доплат (дотаций) их производителям. Это означает, что потребители, получая некоторый товары и услуги, не оплачивают полностью их стоимость. Какую-то часть за них доплачивает государство. В качестве примеров в Украине можно назвать проезд в общественном транспорте, предоставление коммунальных услуг населению, реализацию некоторых видов лекарств и др,
Государство может полностью освободить отдельные категории населения (например, пенсионеров, инвалидов) от оплаты за некоторые товары и услуги. Получая товары и услуги с частичной личной оплатой или без нее, эти люди увеличивают свои реальные доходы, т. е. количество товаров и услуг, которыми они могут воспользоваться.
Учет внешних эффектов
Производитель и потребитель являются двумя сторонами в любой экономической сделке. На них приходятся издержки и выгоды, связанные с созданием и потреблением объекта их взаимоотношений — товара или услуги. Однако нередко эти издержки и выгоды распределяются не только между непосредственными участниками, но и "достаются" третьей стороне; в результате возникает побочный (внешний) эффект. Внешний (побочный) эффект — это переход некоторых издержек или выгод, связанных с производством или потреблением определенных товаров, к субъектам, не являющимся их непосредственными продавцами или покупателями.
Побочный эффект может быть как отрицательным, так и положительным для третьей стороны. Переход отрицательных издержек наиболее наглядно можно представить на примерах, связанных с загрязнением окружающей среды.
Допустим, металлургическое предприятие г. Днепропетровска продает металл машиностроительному предприятию г. Харькова, получая от этого определенный доход (рис. 7.1). При этом металлургический завод не обеспечивает полную утилизацию выбросов в атмосферу: в результате жители Днепропетровска несут издержки, связанные с тем, что они дышат загрязненным воздухом, и это отрицательно сказывается на их здоровье. И никто им эти вынужденные издержки не компенсирует, если не произойдет эффективного вмешательства государства, которое с помощью правовых и экономических инструментов может заставить металлургическое предприятие нести расходы на применение более эффективных систем защиты окружающей среды, совершенствование технологии и тем самым принять на себя действительно все издержки, связанные с производством данного товара. Его реализация должна покрывать все понесенные издержки, если правильно рассчитывается рыночная ситуация.
Внешний эффект может носить и положительный характер. Например, построив культурный центр, разбив вокруг него сквер с фонтаном, скамейками, детскими качелями, металлургическое предприятие предоставит прекрасные возможности для отдыха не только работникам своего предприятия; сюда будут приходить работники других предприятий, жители города, которые будут получать благоприятный внешний эффект. Предоставление таких эффектов, видимо, должно поощряться государством.
Обеспечение макроэкономической стабильности
Ни одна экономическая система не обладает абсолютной стабильностью. Для экономик характерны колебания объемов национального производства, цен, занятости.
Рис. 7.1 Внешний (побочный) эффект
Государственная экономическая политика призвана сглаживать экономические колебания и способствовать: а) экономическому росту; б) стабильности цен; в) достижению полной занятости. Эти проблемы являются весьма важными в макроэкономическом анализе, и в последующих главах мы на них остановимся подробно.