Макроэкономические индикаторы государственного прогнозирования

Макроэкономическими индикаторами являются:

Ø ВВП в сопоставимых ценах;

Ø Доходы и расходы бюджета в % ВВП;

Ø Объём производства;

Ø Объём инвестиций в основной капитал (инвестиции НСО=50млд.руб.; ВРП НСО=434млд.руб. 2008г; ВВП=40трл.руб., Федеральный бюджет=10трл.руб.);

Ø Экспорт и импорт;

Ø Потребительские цены на товары и услуги (2010г – овощи на 67%);

Ø Номинальные и реальные денежные доходы населения;

Ø Число занятых в экономике, безработные, уровень бедности – тоже могут включаться как макроэкономические показатели.

Особенности программно-целевого метода управления

Главное требование, которому должна соответствовать вся совокупность планово-прогнозных документов заключается в том, что они должны быть взаимоувязаны по целям и срокам исполнения, по объёмам, срокам и источникам финансирования. Это требование соответствует программно-целевому подходу в управлении. Теория программно-целевого подхода в управлении хорошо разработана, но на практике применяется сложно, редко, проблематично, так как нарушаются следующие принципы:

1. Стратегические цели социально-экономического развития не отражают объективные интересы населения;

2. Актуальные социальные проблемы часто решаются параллельными структурами и не согласовываются;

3. Эффективность программно-целевого подхода определяется обоснованностью, достоверностью и реалистичностью планово-прогнозных документов.

Планирование и регулирование

Планово-прогнозная деятельность различает ряд направлений: прогнозирование, планирование, регулирование и согласование.

Планирование включает:

1. Планирование развития производства государственного сектора;

2. Планирование государственного заказа;

3. Разработка комплексных целевых программ;

4. Планирование бюджета и межбюджетных отношений.

Регулирование – это косвенное воздействие государства на поведение хозяйствующих субъектов путём:

1. Обоснование и разработка экономических нормативов, служащих целям индикативного управления;

2. Регулирование хозяйственной деятельности с использованием экономических методов (проведение налоговой политики, валютной политики);

3. Стимулирование хозяйственной деятельности на основе рыночных инструментов (льготы, снижение ставок налогообложения).

Рыночные инструменты:

1. Дотации и субсидии из бюджета на приоритетные виды деятельности;

2. Налоговая, ценовая политика;

3. Использование льготных арендных платежей для развития предпринимательства;

4. Создание благоприятного инвестиционного климата;

5. Государственный заказ;

6. Организация контроля или применение санкций.

Способы регулирующих воздействий государства

Административные, экономические, психологические (идеологические)

Эффективность государственного управления

Эффективность – отношение результата к основе, послужившей достижению этого результата.

Эффективность можно разделить:

1.Потребностная;

2. Результативная;

3. Затратная.

Потребностная эффективность – соответствие результатов государственной или муниципальной политики потребностям населения.

Результативная эффективность – показывает степень достижения принятых планов.

Затратная эффективность – определяется отношением результата к затраченным ресурсам.

Цель финансовой политики государства

Цели финансовой политики: стимулирование развития экономической и социальной инфраструктуры, как основы роста благосостояния населения.

Финансовая система интегрирует всю совокупность воспроизводственных процессов общественно-экономической системы и играет особую роль в управлении.

Наши рекомендации