Макроэкономические индикаторы государственного прогнозирования
Макроэкономическими индикаторами являются:
Ø ВВП в сопоставимых ценах;
Ø Доходы и расходы бюджета в % ВВП;
Ø Объём производства;
Ø Объём инвестиций в основной капитал (инвестиции НСО=50млд.руб.; ВРП НСО=434млд.руб. 2008г; ВВП=40трл.руб., Федеральный бюджет=10трл.руб.);
Ø Экспорт и импорт;
Ø Потребительские цены на товары и услуги (2010г – овощи на 67%);
Ø Номинальные и реальные денежные доходы населения;
Ø Число занятых в экономике, безработные, уровень бедности – тоже могут включаться как макроэкономические показатели.
Особенности программно-целевого метода управления
Главное требование, которому должна соответствовать вся совокупность планово-прогнозных документов заключается в том, что они должны быть взаимоувязаны по целям и срокам исполнения, по объёмам, срокам и источникам финансирования. Это требование соответствует программно-целевому подходу в управлении. Теория программно-целевого подхода в управлении хорошо разработана, но на практике применяется сложно, редко, проблематично, так как нарушаются следующие принципы:
1. Стратегические цели социально-экономического развития не отражают объективные интересы населения;
2. Актуальные социальные проблемы часто решаются параллельными структурами и не согласовываются;
3. Эффективность программно-целевого подхода определяется обоснованностью, достоверностью и реалистичностью планово-прогнозных документов.
Планирование и регулирование
Планово-прогнозная деятельность различает ряд направлений: прогнозирование, планирование, регулирование и согласование.
Планирование включает:
1. Планирование развития производства государственного сектора;
2. Планирование государственного заказа;
3. Разработка комплексных целевых программ;
4. Планирование бюджета и межбюджетных отношений.
Регулирование – это косвенное воздействие государства на поведение хозяйствующих субъектов путём:
1. Обоснование и разработка экономических нормативов, служащих целям индикативного управления;
2. Регулирование хозяйственной деятельности с использованием экономических методов (проведение налоговой политики, валютной политики);
3. Стимулирование хозяйственной деятельности на основе рыночных инструментов (льготы, снижение ставок налогообложения).
Рыночные инструменты:
1. Дотации и субсидии из бюджета на приоритетные виды деятельности;
2. Налоговая, ценовая политика;
3. Использование льготных арендных платежей для развития предпринимательства;
4. Создание благоприятного инвестиционного климата;
5. Государственный заказ;
6. Организация контроля или применение санкций.
Способы регулирующих воздействий государства
Административные, экономические, психологические (идеологические)
Эффективность государственного управления
Эффективность – отношение результата к основе, послужившей достижению этого результата.
Эффективность можно разделить:
1.Потребностная;
2. Результативная;
3. Затратная.
Потребностная эффективность – соответствие результатов государственной или муниципальной политики потребностям населения.
Результативная эффективность – показывает степень достижения принятых планов.
Затратная эффективность – определяется отношением результата к затраченным ресурсам.
Цель финансовой политики государства
Цели финансовой политики: стимулирование развития экономической и социальной инфраструктуры, как основы роста благосостояния населения.
Финансовая система интегрирует всю совокупность воспроизводственных процессов общественно-экономической системы и играет особую роль в управлении.