Концепции управления маркетингом
Управление маркетингом – это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль над проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с покупателями ради достижения целей организации.
Известный американский исследователь Ф. Котлер выделил 5 концепций управления маркетингом:
1. Концепция совершенствования производства: потребители будут более благожелательны к товарам и услугам, которые широко распространены и доступны по цене. Это требует усилий по улучшению техники, технологии и организации их производства и распределению снижению затрат. Такой подход целесообразен, если спрос превышает предложение, и имеются реальные возможности уменьшить себестоимость товара.
2. Концепция совершенствования товара: потребители будут более благосклонны к товарам наивысшего качества с лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками.
3. Концепция коммерческих усилий: потребители станут приобретать товары в достаточных количествах при их активной рекламе и дополнительном стимулировании со стороны продавцов (скидки, подарки, розыгрыш призов, карточки постоянных клиентов и пр.)
4. Концепция маркетинга: правильное определение потребностей потребителей и их удовлетворение более эффективным способом, чем у конкурентов.
5. Концепция социально-этического маркетинга направлена на укрепление благополучия каждого потребителя и общества в целом.
Вопросы:
1. В чем отличие понятий: «Рынок продавца» и «Рынок покупателя»?
2. Что понимается под управлением маркетингом?
3. Объясните концепции управления маркетингом.
4. Применимы ли концепции Котлера при управлении маркетингом в парикмахерском салоне?
5. Приведите примеры товаров и бытовых услуг ситуаций «рынок продавца» и «рынок покупателя».
Литература:
Котлер Ф. Основы маркетинга.- М.: Прогресс, 1992.
Котлер Ф. Управление маркетингом.- М. Экономика, 1990
1.3. Предприятие как субъект маркетинговой деятельности
План:
1. Предприятие и его цели
2.Маркетинговая среда предприятия
1. Предприятие и его цели
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства товаров или услуг в целях удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли.
Каждое действующее предприятие имеет цели.
Цель – это конкретный желаемый результат, которого стремится добиться предприятие.
Основными целями любого предприятия являются:
1. Получение прибыли.
2. Удовлетворение потребностей клиентов при оказании услуг.
3. Создание положительной репутации фирмы (имидж).
Достижение целей, поставленных предприятием, зависит от ресурсных возможностей фирмы (капитал, оборудование, кадры и пр.), от состояния конкурентов, от всевозможных событий, имеющих место в маркетинговой среде.
2. Маркетинговая среда предприятия
Маркетинговая среда – это совокупность субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на её жизнедеятельность. Маркетинговая среда несёт в себе и возможности, и опасности для любого предприятия; обладает качествами изменчивости, неопределённости и глубоко затрагивает деятельность предприятия.
Маркетинговая среда складывается из макросреды и микросреды предприятия.
Макросреда предприятия – факторы социального характера, оказывающие влияние на маркетинговые решения фирмы. Факторы макросреды более стабильны и вынуждают предприятие приспосабливаться к условиям внешней среды. Они очень сильно оказывают влияние на деятельность предприятия. (например, резкое падение рождаемости населения приведёт к снижению спроса на товары для детей. Фирмам, производящим детские товары, будет трудно избежать финансового краха.)
К факторам макросреды относятся:
1. Демографические – возрастной состав населения, соотношение городского и сельского населения, степень миграции, образовательный уровень, старение населения и т.д.
2. Экономические – состояние финансовой системы, уровень инфляции, покупательная способность населения, уровень безработицы и др.
3. Природные – климат, экология, географическое положение, дефицит сырья.
4. Технологии – определяют уровень научно-технического прогресса и позволяют производить новые виды товаров и услуг.
5. Культурные – традиции, обычаи, религия, праздники.
6. Политические – социально-политический строй, особенности законодательной системы, государственный контроль, военные конфликты.
7. Международные – региональные ЧП, войны.
Микросреда предприятия – факторы, имеющие непосредственное отношение к фирме и определяющие её возможность по обслуживанию клиентуры. К ним относятся: клиенты, конкуренты, поставщики, посредники и контактные аудитории.
Клиенты – покупатели услуг и товаров предприятия.
Конкуренты – соперники в какой-либо деятельности за более выгодные условия сбыта продукции, за получение наивысшей прибыли.
Поставщики – организации и отдельные лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов различными видами ресурсов, необходимых для оказания услуг.
Маркетинговые посредники – это фирмы, помогающие предприятию в продвижении и сбыте его товаров и услуг среди клиентуры.
Контактные аудитории – любая структура (коммерческая, государственная, общественная), которая проявляет реальный интерес к фирме или оказывает влияние на его способность достигать поставленных целей (например, общество потребителей, Дом моделей, ассоциация парикмахеров).
Маркетинговая среда предприятия:
Факторы макросреды Факторы микросреды
Демографические Клиенты
Экономические Конкуренты
Природные Посредники
Технологические Поставщики
Культурные Контактные
Политические аудитории
Международные
Вопросы:
1. Дайте определение предприятию.
2. Каковы основные цели предприятия сервиса?
3.Что называется маркетинговой средой предприятия и из чего она складывается?
4. Назовите факторы макро и микросреды предприятия сервиса.
Литература:
Котлер Ф. Управление маркетингом.- М. Экономика, 1990
Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М. Финансы и статистика,1996.
1.4. Виды спроса и инструменты маркетинга
План:
1. Виды спроса
2. Изучение и прогнозирование спроса на парикмахерские услуги
3.Инструменты маркетинга
1. Виды спроса
На спрос могут оказывать влияние следующие факторы: увеличение или снижение цены, активная реклама, изменение моды, усиление безработицы, сезон, предстоящие праздники и др.
Управление спросом обеспечивает достижение маркетинговых целей предприятия, именно поэтому на него и направлена маркетинговая деятельность.
Виды спроса:
1. Скрытый спрос – потребители испытывают сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью товаров, имеющихся на рынке.
2. Негативный спрос – большая часть потребителей на рынке недолюбливает товар и согласна на определенные издержки, лишь бы избежать его приобретения.
3. Отсутствующий – целевые потребители не заинтересованы в товаре или безразличны к нему.
4. Сезонный – подвержен влиянию сезонов и праздничных дней.
5. Полноценный – фирма довольна реализацией своих товаров и услуг. Но обязательно нужен контроль над ситуацией, чтобы ее не упустить.
6. Чрезмерный – уровень спроса выше, чем возможность его удовлетворить. Здесь нужен демаркетинг, пропаганда и реклама для снятия ажиотажа к этому товару. Но должна быть осторожность в подобных мероприятиях.
7. Иррациональный – спросом пользуются товары, вредные для общества: наркотики, алкоголь, оружие, яды и т.д.
8. Престижный – рассчитан на определенный уровень потребителей.