А.Д. Гулидов, А.Л. Кевеш, М.Н. Сидоров, В.М. Симчера 7 страница
В практической статистической деятельности любая выборочная оценка имеет смещение. Это связано с неполным охватом исследуемой генеральной совокупности, недостаточной актуальностью данных в основе выборки, факторами неполучения ответов от респондентов, намеренного искажения представляемой информации, обработкой данных и т.д.
Смещение, не связанное с вероятностным аспектом выборки, не может быть оценено, исходя только из выборочных данных. Поэтому для контроля его уровня необходимо привлекать из административных и других источников дополнительную информацию о происходящих процессах в генеральной совокупности, либо требуется организация специальных наблюдений, например, двухфазовых выборок с различными источниками первичных данных.
Обязательной для расчета и практически значимой характеристикой точности распространенных результатов выборочного наблюдения является доверительный интервал оценки показателя при выбранном уровне доверительной вероятности.
Под доверительным интервалом понимается интервал, внутри которого с соответствующей (выбранной) доверительной вероятностью находится истинное значение оцениваемого показателя. Обычно в социально-экономических исследованиях используется уровень доверия, равный 0,95. Это означает, что в 95 случаях из ста истинное значение оцениваемого по выборке показателя действительно находится внутри рассчитанного доверительного интервала.
Контроль процесса сбора первичных данных. Основной задачей при сборе первичных данных является обеспечение в кратчайшие сроки достаточно высоких уровней собираемости и заполнения статистических формуляров. Для решения поставленной задачи процесс сбора первичных данных и дополняющих его действий максимально ориентируется на характерные особенности совокупности респондентов и их потребности.
В некоторых обследованиях проводится разъяснительная работа в средствах массовой информации о цели и задачах наблюдения (например, последняя перепись населения России), а также в ряде случаев считается целесообразным стимулировать респондентов отвечать на запросы органов статистики путем доведения до них результатов проведенного наблюдения.
Контроль процесса сбора данных осуществляется путем проведения мониторинга для отслеживания доли полученных ответов от респондентов. Мониторинг способствует эффективному использованию ресурсного обеспечения на стадиях сбора и обработки данных.
При его проведении, помимо текущих ответов респондентов, поступивших на данный момент, по имеющимся данным автоматически пересчитываются основные показатели наблюдения в целях определения наступления факта стабилизации – несущественного изменения значений показателей с поступлением новых отчетов.
Также рассчитывается характеристика процентного соотношения текущих (зависящих от уровня сбора) значений показателей с итоговыми их величинами за предшествующий период наблюдения. Полученные показатели текущего уровня собираемости первичных данных должны использоваться при определении приоритетных групп респондентов для проведения дальнейших мероприятий по сбору информации.
Автоматическое редактирование первичных данных. Редактирование – это процесс обнаружения и исправления ошибок в первичных данных наблюдения. Под ошибкой понимается отличие между измеренным значением и соответствующим истинным значением данных. Истинное значение определяется как величина, которая могла бы быть получена от респондента, если бы применялась идеальная (более дорогостоящая) процедура измерения в процессе сбора данных.
Общая стратегия заключается в развитии единой автоматизированной системы редактирования собираемых данных при проведении сопряженных наблюдений в каждой области статистической деятельности. Целями разработки таких систем являются: гарантия эффективного распределения ресурсов на редактирование данных для каждого проводимого наблюдения; ориентированность на применение универсальных программно-технологических средств; использование отлаженных на практике («лучших» в данной области статистики) алгоритмов автоматического редактирования; сохранение на относительно низком уровне затрат на обучение персонала, привлекаемого к данной работе, и снижение числа повторных обращений к респондентам.
По используемым методам редактирование может быть классифицировано на два типа. Статистическое редактирование связано с идентификацией значений данных, которые возможно, с той или иной долей вероятности, ошибочны. С этим типом редактирования связан широкий класс стохастических методов замещения ошибочных значений и заполнения пропусков в данных.
Второй тип – логический и арифметический контроли данных, при котором значения признаков и показателей должны отвечать определенным заранее правилам (соотношениям). Поэтому редактирование в этом случае представляет собой процесс проверки (контроля) соответствия данных указанным выше правилам. Значения данных, которые не проходят логический или арифметический контроль, являются ошибочными и должны быть исправлены. Коррекция обычно основана на применении детерминированных методов, то есть с помощью расчетных формул, аргументами в которых выступают признанные верными значения признаков и показателей этой же единицы текущего периода наблюдения или любого предшествующего, либо данные других наблюдений или административных источников.
При проведении наблюдений целесообразно выполнение целевого редактирования, направленного на исправление ошибок, наиболее влияющих на сводные итоги. Ограниченное ресурсное обеспечение в этом случае направляется в ту область, где можно получить наибольший эффект. Такое редактирование обеспечивает своевременность представления итогов, сокращает стоимость и затраты времени занятого персонала на обработку первичных данных.
Для сплошных наблюдений (переписей) предприятий требование эффективности использования ресурсного обеспечения состоит в том, чтобы оно в первую очередь направлялось на исправление данных крупных, более сложных по своей структуре предприятий, поскольку вклад в значения показателей более мелких единиц (предприятий) менее значим. При редактировании и заполнении пропусков данных выборочных наблюдений учитываются выборочные веса единиц, присвоенные им на стадии планирования выборки.
В каждом конкретном случае оценивается экономический эффект от применения редактирования пообъектных данных. И только с учетом этого принимается решение о целесообразности затрат, в том числе времени, на проведение процедур редактирования. Кроме того, при принятии решения существенным критерием является достигаемое снижение нагрузки на респондентов по повторным к ним обращениям с целью уточнения представленных сомнительных сведений.
Для обследований с большим числом разрезов разработки и, соответственно, со значительным количеством выходных таблиц из их общего числа, как правило, выбираются и контролируются на непротиворечивость только ключевые (по возможности с различными видами взаимосвязей показателей). Графическое представление данных на стадии редактирования помогает идентифицировать нетипичные и экстремальные значения показателей.
При редактировании обеспечивается непротиворечивость первичных данных наблюдения во временном разрезе. В случае, когда результаты наблюдения должны быть согласованными с итогами других наблюдений, этап редактирования должен обеспечивать сопоставимость данных этих наблюдений на микроуровне.
Обязательным к выполнению требованием при использовании процедур редактирования является накопление информации о внесенных, с целью исправлений, изменениях в пообъектные данные для обеспечения в случае необходимости возможности возврата к исходным данным.
Идентификация и статистическая обработка данных нетипичных единиц наблюдения. Нетипичными называются единицы наблюдения проводимого обследования, которые обладают значениями некоторого признака (показателя), существенно отличными от остальных уровней статистического ряда распределения этого признака (показателя).
Нетипичные значения в файле данных наблюдения могут быть объективно таковыми, т.е. достоверными; либо быть ошибочными вследствие различных причин. Поэтому идентификация нетипичных единиц и проверка достоверности соответствующих значений признаков является обязательным этапом обработки первичных данных наблюдения.
Для определения нетипичных значений преимущественно используются порядковые статистики ряда распределения (квартили, децили и квантили более высоких порядков), на основе значений которых рассчитывается интервал типичных значений. Нетипичными считаются все значения признака (показателя), находящиеся вне границ интервала, принятого в качестве типичного. Границы интервала типичных значений рассчитываются, например, как медиана плюс-минус значение межквартильных рангов, умноженные на экспертно определяемый коэффициент.
При проведении выборочных наблюдений взвешенные (умноженные на выборочные веса) значения признаков нетипичных единиц искажают оценки показателей, так как их вклад в распространенные на генеральную совокупность данные неоправданно завышен. Поэтому эти единицы не могут «представлять» в выборке своими первичными данными другие, не включенные в выборку.
В связи с этим при распространении выборочных данных на разрезы разработки в этом случае корректируются веса нетипичных единиц, либо экспертно их уменьшают (вплоть до значения, равного единице), либо помещают все нетипичные единицы в специальный слой (наблюдаемый на сплошной основе) с соответствующим изменением (перевзвешиванием) плана выборки типичных единиц.
Оба из указанных подходов приводят к снижению уровня стандартной ошибки оценок показателей, т.е. к повышению точности результатов наблюдения.
Методология проведения этого этапа обработки данных статистических обследований была разработана в рамках проекта международного сотрудничества программы TACIS «Статистика - 3» и нашла отражение в работах «Методологические рекомендации по выявлению и обработке нетипичных единиц совокупности малых предприятий» и «Методологические указания по статистическому оцениванию малых областей изучения».
Использование указанных рекомендаций в практике работы территориальных органов государственной статистики позволяет комплексно решать вопросы повышения качества получаемых результатов и удовлетворять потребности пользователей в субъектах Российской Федерации в статистической информации по муниципальным образованиям, городам и районам.
Публикация результатов статистических наблюдений. Качество статистической публикации определяется информативностью, ясностью и наглядностью ее материала. Необходимым требованием к составу публикуемого материала является наличие сведений о цели, предмете и объекте статистического исследования, ходе проведения наблюдения, методах сбора и обработки данных, а также характеристик точности представляемых результатов в случае проведения выборочного обследования.
В настоящее время основной формой представления государственными органами статистики официальной статистической информации всем пользователям являются печатные публикации, подготавливаемые в виде сборников, бюллетеней и срочных информационных сообщений, содержащих статистические таблицы и графики. Кроме того, для распространения статистической информации используются электронные носители (дискеты и компакт-диски) и передача информации зарегистрированным пользователям по линиям связи средствами электронной почты (1С и e‑mail). Практически все официальные статистические публикации размещаются на сайте Госкомстата России в сети Интернет (www.gks.ru). При этом часть информации является общедоступной, а доступ к наиболее подробным сведениям предоставляется зарегистрированным пользователям.
Вышеперечисленные основные понятия и факторы, влияющие на качество результатов статистической деятельности, отражены в разработанных Госкомстатом России материалах «Основные методологические положения по оценке качества статистической информации» (утвержденных Приказом Госкомстата России от 24 сентября 2001 г. № 137). Эти методологические положения регламентируют гармонизированные с международной статистической практикой основные понятия и стандартные требования, предъявляемые к качеству статистических данных, и определяют методологическую основу работы по его повышению. В 2002-2003 гг. была проведена апробация указанных Основных положений. С учетом результатов этой апробации намечено разработать пакет методологических документов по стандартизации требований качества.
Для обеспечения адекватного описания российской экономики в условиях перехода на рыночные отношения и разработки макроэкономических статистических показателей в соответствии с методологией системы национальных счетов, а также в целях дальнейшей реализации мероприятий, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. № 1212 «О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации», в марте 2001 г. утверждена «Комплексная программа развития системы стандартных экономико-статистических классификаций и регистров и их внедрения в статистическую информационную систему в 2001-2005 гг.». В разработке Программы совместно с Госкомстатом России участвовали Минэкономразвития России, Минфин России, Минтруд России, Госстандарт России и другие заинтересованные ведомства и организации.
В соответствии с указанной Программой в 2001 г. Госкомстат России провел экспертизу и согласование проекта Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), разработанного Минэкономразвития России. В настоящее время Госстандарт России постановлением от 6 ноября 2001 г. № 454-ст принял Общероссийский классификатор видов экономической деятельности с датой введения в действие с 1 января 2003 г. взамен Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг в части видов экономической деятельности (ОКДП, ч.I и IV).
Для внедрения ОКВЭД в российскую экономическую практику Минэкономразвития России, Госкомстатом России, Госстандартом России совместно с федеральными органами исполнительной власти был разработан Комплексный план мероприятий 2001-2003 гг.. В его развитие Госкомстатом России подготовлен Организационный план по внедрению ОКВЭД в статистическую информационную систему.
В течение 2002 г. Госкомстат России осуществил комплекс подготовительных работ, обусловленных внедрением ОКВЭД:
- совместно с Минэкономразвития России утверждение «Методических рекомендаций по внедрению ОКВЭД в практику российской экономики», «Методики по определению основного вида деятельности юридических лиц на основе ОКВЭД», переходных ключей ОКДП-ОКВЭД, ОКОНХ-ОКВЭД, разработанных Минэкономразвития России;
- загрузку ОКВЭД и переходных ключей ОКДП-ОКВЭД, ОКОНХ-ОКВЭД в Автоматизированный банк общероссийских классификаторов (АБК);
- внедрение ОКВЭД в ЕГРПО и ГС;
- внесение изменений в формы федерального государственного статистического наблюдения на 2003 г.;
- организацию обучения специалистов территориальных органов государственной статистики по использованию ОКВЭД;
- проведение в средствах массовой информации разъяснительной работы по внедрению ОКВЭД (в том числе на страницах журнала «Вопросы статистики»).
Организацию статистических разработок по ОКВЭД предполагается осуществить, начиная с годовых итогов за 2003 г. и текущей отчетности с 1 января 2003 г.
Однако учитывая невозможность одномоментного перехода на ОКВЭД, связанную с необходимостью перестройки информационно–аналитической, планово–прогнозной и нормотворческой работы всех государственных органов управления, а также необходимость проведения других мероприятий, принято решение установить на 2003–2004 гг. переходный период, в течение которого применяются оба классификатора (ОКВЭД и ОКОНХ).
Госкомстат России обеспечивает в период 2003-2004 гг. представление феде-
ральным органам исполнительной власти официальной статистической информации как в разрезе ОКОНХ- по отраслям, так и по согласованному перечню показателей в разрезе ОКВЭД- по видам экономической деятельности для подготовки проектов государственных прогнозов и осуществления мониторинга социально-экономического развития Российской Федерации.
Значительное место в комплексе работ по развитию системы экономико-статистических классификаций в 2001-2003 гг. занимают разработки принципиально новых для российской экономики классификаций, обеспечивающих в полном объеме переход на систему национальных счетов. Разработан Классификатор институциональных единиц по секторам экономики, который позволяет систематизировать и группировать хозяйствующие субъекты в зависимости от их функций, источников финансирования и особенностей экономического поведения. Для подготовки к внедрению этого классификатора в статистическую практику разработаны в 2003 г. методологические рекомендации, обеспечивающие присвоение каждому хозяйствующему субъекту кода соответствующего сектора экономики с использованием для этого информационной базы ЕГРПО, ГС и данных статистических наблюдений.
Разработаны методологические рекомендации по созданию классификации функций государственных органов и методика построения Классификатора запасов материальных оборотных средств. Ведется работа по созданию Классификатора нефинансовых активов.
Кроме того, следует отметить, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. № 1212 Госкомстатом России за прошедшее время было рассмотрено и согласовано в части обязательного применения общероссийских классификаторов около 50 проектов правовых актов (в их числе Положения о лицензировании отдельных видов деятельности), разработанных федеральными органами исполнительной власти, связанных с созданием и ведением государственных информационных ресурсов. ГМЦ Госкомстата России и территориальные органы государственной статистики осуществляют в установленном порядке предоставление пользователям на всей территории Российской Федерации информации об общероссийских классификаторах и вносимых в них изменениях.
Основой формирования и использования интегрированных информационных ресурсов Госкомстата России является система метаинформации: классификаторы, словари, каталоги данных, отражающие методы исчисления показателей и связи между ними, которые могут быть использованы при машинной обработке данных, а также в процессе их размещения и поиска и т.п.
В Госкомстате России на федеральном уровне в качестве элемента системы метаинформации действует Электронный каталог статистических показателей (КСП). Во исполнение приказа от 30 ноября 2000 г. № 164 «О внедрении в статистическую практику «Методологических положений по формированию и введению Каталога статистических показателей»», утвержденных постановлением Госкомстата России от 30 ноября 2000 г. № 118, в течение 2001 г. осуществлен первый этап работы по формированию КСП на основе межотраслевого подхода: разработана структура блоков межотраслевого рубрикатора КСП, сформирован состав показателей на основе методологии определения показателя как совокупности основания и призначной части, проведена систематизация состава показателей и т.п. Значительно сократилось количество показателей по сравнению с действующим вариантом Каталога (в основном за счет увеличения нагрузки на призначную часть показателя).
Для организации КСП как базы данных разработана новая модель базы «Электронный каталог статистических показателей» и программные средства, позволяющие обеспечить преемственность действующего Каталога и Каталога на усовершенствованной методологической основе, реализующие иерархию статистических показателей, формирование архивов по годам ведения, системы их хранения, доступ к ним. Обеспечена возможность получения информационно-справочных запросов с использованием сквозного многокритериального поиска по полному коду показателя или его фрагменту, полному наименованию показателя или его фрагменту, единице измерения, периодичности разработки, принадлежности к объекту применения статистического показателя, методологическим пояснениям к показателю, а также по совокупности указанных выше критериев. Параллельно с этим для обеспечения впоследствии совместимости информации с ЦБСД, отраслевыми и межведомственными базами данных, функционирующими в центральном аппарате Госкомстата России, разработаны переходные ключи.
В 2002 г. Госкомстат России завершил второй этап формирования КСП на новой методологической основе и утвердил его, а после утверждения разместил в виде «переносимой базы данных» в Интернете на официальном сайте Госкомстата России с соответствующими ограничениями доступа.
Госкомстат России продолжает работу по развитию Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО), являющегося основой организации и проведения государственных статистических наблюдений.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике» от 2 февраля 2001 г. № 85 укрепило правовые основы ведения ЕГРПО – важнейшего информационного ресурса статистической системы.
По состоянию на 1 января 2003 г., общее количество объектов ЕГРПО составило 3,85 млн. предприятий и организаций и 1,8 млн. индивидуальных предпринимателей.
В связи с принятием в 2001 г. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» Госкомстатом России разработаны предложения по подготовке нормативных правовых актов, определяющих обязательность применения единой идентификации хозяйствующих субъектов с применением общероссийских классификаторов (в частности, ОКПО), а также закрепляющих источники получения информации для ведения ЕГРПО и информационного взаимодействия регистра с реестрами (регистрами) различных министерств и ведомств.
Другим важнейшим направлением работ является дальнейшее совершенствование статистического регистра – Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения (ГС): его содержания, структуры, технологии формирования и ведения.
В 2001 г. проведена единовременная работа по уточнению перечня объектов ГС, типов предприятий и экономических показателей по результатам сплошного обследования малых предприятий. Включение в ГС данных сплошного обследования малых предприятий позволяет более точно формировать выборочную основу для статистического наблюдения за субъектами малого предпринимательства.
Дополнение ГС данными о наличии лицензии, на первом этапе с использованием сведений реестров Минтранса России, создает основу для дополнительных статистических разработок по кругу объектов, имеющих лицензии на право занятия определенными видами деятельности.
Подготовлены методологические материалы, направленные на повышение качества регистра, выявление так называемых «ложно активных» единиц в различных группах объектов учета в регистре.
Наряду с дальнейшим развитием нормативно-законодательных и методологических основ ведения регистра предприятий, предполагается проведение мероприятий по созданию Единой информационной системы «Объединенная система регистров», обеспечивающей ведение и информационное взаимодействие баз данных ЕГРПО, ГС, АБК, БД, БОО и других статистических баз данных с использованием современных программно-технологических средств, позволяющей рационально организовать информационные ресурсы, исключив дублирование и упростив связи между регистром предприятий и базами данных.
Вместе с тем, актуальным остается ряд вопросов по развитию регистра предприятий, требующих своего решения. В частности, важнейшим направлением работы остается организация информационного взаимодействия органов государственной статистики и органов государственной регистрации министерств и ведомств для обеспечения своевременной актуализации и высокого качества информации ЕГРПО.
С целью актуализации системы показателей, характеризующих положение страны, её регионов и секторов экономики, Госкомстатом России, с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов государственной власти и других заинтересованных пользователей, ежегодно осуществляется пересмотр форм федерального государственного статистического наблюдения, централизованных в органах государственной статистики. Информационные ресурсы Госкомстата России формировались на базе 267 форм федерального государственного статистического наблюдения (по состоянию на 01.04.2002 г.), сбор и обработка данных по которым централизованы в органах государственной статистики. Из них 118 форм (44,2%) – с годовой периодичностью представления данных; 61 (22,8%) – с квартальной; 60 (22,5%) – с месячной периодичностью; 18 (6,7%) – единовременные и представляемые раз в несколько лет; 10 (3,8%) – прочие. Общий годовой объем входной информации по формам (с учетом периодичности) составляет около 187 тыс. показателей.
В ходе пересмотра форм федерального государственного статистического наблюдения, централизованных в органах государственной статистики на 2002 г., их количество сокращено с 273 форм, действовавших в 2001 г., до 267 – с уменьшением примерно на 4,4% общего объема входной информации.
Среди новых форм, утвержденных на 2002 г., необходимо отметить единовременную форму федерального государственного статистического наблюдения № 1-ГЛОБ «Сведения об использовании глобальных информационных сетей» утвержденную по согласованию с Минпромнауки России, которая распространяется на юридические лица, их обособленные подразделения (кроме малого предпринимательства), в целях оценки масштабов состояния и направлений использования глобальных информационных сетей как основы инфраструктуры процессов информатизации российской экономики.
Госкомстат России осуществляет работу по переутверждению форм федерального государственного статистического наблюдения, не централизованных в органах государственной статистики, сбор и разработка информации по которым осуществляется в системе отдельных министерств и ведомств в соответствии с предметом их ведения. В 2000–2001 гг. по представлению более тридцати министерств и ведомств Госкомстатом России переутверждено 350 форм, в том числе отменено 66, введено 20 новых форм. Общее число форм федерального государственного статистического наблюдения, не централизованных в органах государственной статистики, на начало 2002 г. составило 356.
Унификация методологических подходов к формированию состава показателей форм федерального государственного статистического наблюдения является одним из приоритетных направлений деятельности Госкомстата России на 2002-2005 гг. Целью унификации является оптимизация потоков статистической информации, включая разрабатываемую министерствами и ведомствами в соответствии с предметом их ведения, исключение дублирования показателей, снижение нагрузки на отчитывающиеся субъекты и выделяемые финансовые средства, формирование на федеральном уровне единого информационного статистического ресурса.
Госкомстат России проводит открытый конкурс на размещение заказа на изготовление бланков статинструментария для реализации Федеральной программы статистических работ. По результатам открытого конкурса заключаются государственные контракты с издательствами на изготовление и рассылку бланочной продукции. Условиями государственных контрактов предусмотрена рассылка бланков форм федерального государственного статнаблюдения за 60-90 дней до сроков представления статистической отчетности отчитывающимися субъектами в органы государственной статистики, что обеспечивает своевременное получение бланочной продукции территориальными органами государственной статистики.
По состоянию на 1 января 2002 г. Госкомстатом России по согласованию с Минфином России, Минэкономразвития России и другими заинтересованными министерствами во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 835 «О первичных учетных документах» утверждено 268 унифицированных форм первичной учетной документации.
Госкомстат России постановлением от 6 апреля 2001 г. № 26 утвердил унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (32 формы), которые разрабатывались в тесном сотрудничестве с Правовым департаментом Минтруда России, другими заинтересованными органами исполнительной власти и научно-исследовательскими организациями. Разработанный пакет форм документов реализует комплексный подход к учету труда и его оплаты по следующим направлениям: учет кадрового обеспечения организаций, государственной службы, профессионального обучения работников, их переподготовки, повышения квалификации; система и формы оплаты труда; условия и охрана труда и ряд других. Формы ориентированы на различные типы хозяйствующих субъектов с разным уровнем автоматизации учетного процесса. НИПИстатинформом Госкомстата России издан Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, создана его электронная версия.
В соответствии с установленным порядком территориальными органами государственной статистики проводится работа по обеспечению организаций альбомами форм первичной учетной документации по их заявкам.
Следует иметь в виду, что согласно п.2 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 11 февраля 1999 г.) «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты (к числу которых относятся постановления об утверждении форм региональной государственной статистической отчетности).
В соответствии с п.7 Положения о Госкомстате России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. № 85, работы, не входящие в Федеральную программу статистических работ, выполняются территориальными органами государственной статистики за счет средств заказчика.