Региональные рынки и пространственная теория цены
Многие учебники микроэкономики начинаются с анализа механизма спроса и предложения на товарном рынке, демонстрируя при этом модель рыночного равновесия, где предполагается, что спрос на товар D падает при увеличении цены Р, предложение товара S, наоборот, растет при увеличении цены. Пересечение обратных функций спроса и предложения QD = D(Р) и QS = S(Р) дает точку равновесия спроса и предложения Q* и цену равновесия Р*:
Q* = D (Р*) = S (Р*) (4.11)
Приведенная широко известная модель имеет, однако, принципиальный недостаток: она игнорирует влияние пространства или, что, по сути, то же самое, допускает, что рынок является точкой. Для теории пространственной или региональной экономики такие предположения неприемлемы. По-видимому, первым, кто обратил внимание на это несоответствие (еще в 1838 г.), был французский экономист-математик О. Курно.
Начальный шаг анализа механизма спроса и предложения в экономическом пространстве — это рассмотрение пространственно разделенных автономных региональных рынков. Очевидно, что в каждом полностью автономном регионе будут устанавливаться свое рыночное равновесие спроса и предложения и свои цены рыночного равновесия, т.е. в каждом регионе описанная выше модель будет «работать» автономно (рис. 4.5).
Рис. 4.5.Равновесие спроса и предложения товара на точечном рынке
Ситуация принципиально усложняется, если региональные рынки связываются друг с другом. Проведем анализ двух рынков региональной системы, производящей и потребляющей однородный товар.
Пусть A1 — цена равновесия для автономного региона 1; А2 — то же для автономного региона 2; Т1,2 — транспортные затраты на доставку единицы товара из региона 1 в регион 2; Т2,1— транспортные затраты на доставку единицы товара из региона 2 в регион 1. Надо определить объемы производства, межрегиональные поставки товара и цены равновесия (Р1* и Р2*) в системе связанных региональных рынков.
Пусть для определенности А2 > А1 Тогда у производителей (продавцов) появится стимул для поставки товара из региона 1 в регион 2 для реализации его по более высокой цене. Последствие открытия региональных рынков будет зависеть от соотношения разницы А2 – А1 и транспортных затрат Т1,2.
Если А2 - А1 < T1,2, то межрегиональная торговля неэффективна, поскольку выигрыш производителя (продавца) региона 1 на цене реализуемого товара меньше транспортных затрат. В таком случае состояние равновесия региональных рынков сохраняются, как и при автономном их функционировании. Более интересен вариант, когда А1 = А2. Тогда выгодно поставлять товар из региона 1 в регион 2, а на каждом региональном рынке установится новое равновесие. Цены равновесия будут удовлетворять условию Р2* = P1* + Т1,2 (причем Р1* > А1; Р2* < А2), а вывоз товара из региона 1 в регион 2 будет равен ввозу товара в регион 2 из региона 1 (с обратным знаком):
Е1,2 = Е2,1
Выведение условий рыночного равновесия для многорегиональной системы представляет собой принципиально более сложную математическую задачу. До создания мощных компьютеров и алгоритмов нахождения состояния равновесия в задачах большей размерности предпринимались попытки моделирования решений с помощью особых методик. Сегодня решение таких задач не представляет чрезмерной сложности.