Принятие управленческих решений.
План семинарского занятия:
1. Понятие о процессе принятия управленческих решений.
а) понятие управленческого решения;
б) виды управленческих решений;
в) подходы к принятию управленческих решений;
г) требования, предъявляемые к управленческому решению.
2. Процесс принятия управленческих решений.
а) понятие процесс принятия управленческого решения;
б) составные элемента процесса принятия управленческих решений.
3. Методы принятия решения.
а) понятие «метод»;
б) классификация методов принятия управленческих решений;
в) индивидуальные стили принятия управленческих решений;
Деловая игра.
Задание:Из 18 действий, обозначенных в бланке участника игры (Таблица 1), необходимо составить алгоритм решения управленческих проблем, проранжировав действия установив их приоритетность.
Процедура проведения игры:
1. Каждый игрок принимает решение самостоятельно, не консультируясь с другими игроками. Начало индивидуальной работы отмечается ведущим по часам. Окончание работы игрок обозначает поднятой рукой. Ведущий сообщает игроку продолжительность его работы, которая заносится в соответствующую графу его личного бланка.
2. Группа разбивается на команды по 5-7 человек. Каждая команда в свободном обмене вырабатывает общее мнение относительно АРУП. Начало и окончание работы групп фиксируются аналогично этапу 1. Результаты заносятся в соответствующие графы бланка.
3. Ведущий зачитывает эталон, который записывают все играющие в своем бланке в соответствующей графе.
4. Определение отклонений от эталона индивидуального и коллективного ранжирования этапов принятия управленческого решения. Сравнение производится по строчкам, результат представляется в соответствующей графе без учета знака, т.е. по модулю.
5. Подсчитывается сумма ошибок, допущенных игроком и его группой, которая затем фиксируется в соответствующих строчках.
6. Корректировка результата с учетом времени превышения работы. Корректировка осуществляется путем сравнения своего времени и времени игрока, выполнившим работу быстрее всех. Каждая минута превышения затраченного времени равняется 3 баллам. Штрафные очки в личной и групповой оценке прибавляют к сумме личных и коллективных ошибок и фиксируются в последней строчке бланка.
7. Подведение итогов. Выявление индивидуального победителя и победителя-группы.
8. Групповое обсуждение причин допущенных ошибок.
Таблица - Бланк участника деловой игры
№ | Наименование действий принятия управленческого решения | Оценка | Эталон | Ошибки | ||
Инд. | Групп. | Инд. | Групп. | |||
Построение проблемы | ||||||
Документальное оформление задач | ||||||
Определение разрешимости проблемы | ||||||
Определение отклонения фактического состояния системы от желаемого | ||||||
Оценка степени полноты и достоверности информации о проблеме | ||||||
Оформление решения | ||||||
Разработка вариантов решения проблемы | ||||||
Определение существования проблемы | ||||||
Оценка новизны проблемы | ||||||
Контроль за выполнением решения | ||||||
Выбор решения | ||||||
Оценка вариантов решения | ||||||
Организация выполнения решения | ||||||
Постановка задачи исполнителя | ||||||
Выбор критерия оценки вариантов решения | ||||||
Установление взаимосвязи с другими проблемами | ||||||
Формулирование проблемы | ||||||
Определение причин возникновения проблемы | ||||||
Время работы | ||||||
Сумма ошибок | ||||||
Сумма ошибок с учетом времени |
Занятие 5.
Стратегическое планирование.
План семинарского занятия:
1. Основные понятия планирования в менеджменте
а) понятие миссия организации;
б) понятие целей организации;
в) понятие управленческой стратегии.
2 Стратегическое планирование в менеджменте.
а) назначение, смысл и уровни разработки управленческой стратегии;
б) типы стратегий и методика стратегического планирования;
в) процесс стратегического планирования и внедрение его результатов.
3 Текущее планирование в организации.
а) смысл и назначение текущего планирования;
б) функциональные планы;
в) единовременные планы;
г) стабильные планы;
Кейс:рассмотреть предложенную деловую ситуацию и ответить на обозначенные вопросы.
Starbucks Coffee[2]
Начав в 1987 г. с открытия 9 высококлассных кафе в Сиэтле, исполнительный директор Starbucks Coffee Говард Шулыд вскоре «опутал» своей сетью весь мир. Кафе отнюдь не отличаются быстротой обслуживания, а цена чашечки кофе (очень высокая) повергает постоянных посетителей таких конкурирующих кафе, как Dunkiri'Donuts, в состояние тихого обморока. Но каждую неделю миллионы людей из разных городов мира от Атланты до Токио заходят в кафе Starbucks Coffee, чтобы насладиться чашечкой-другой ароматного напитка.
Starbucks продолжает стремительную экспансию и в своей родной стране, и за рубежом. Всего у Starbucks Coffee уже более 4600 отделений, но Г. Шульц планирует сохранить достигнутые темпы роста. Огромным успехом кафе Starbucks пользуются в Японии. В среднем доход одного заведения здесь в два раза превышает показатели американских кафе, а не так давно компания открыла свое трехсотое отделение. В ближайшие три года к ним добавятся еще 200. В 1999 г. Starbucks Пришла в Китай, где у нее уже открыто 35 кафе (в основном в Пекине и Шанхае). В Германии у Starbucks создано СП с крупнейшей сетью универмагов KarstadtQuelle. В Швейцарии действуют шесть отделений, на конец 2001 г. намечено открытие
первого кафе в Вене. Европейская экспансия осуществляется в рамках долгосрочного плана по созданию к 2004 г. сети из как минимум 650 кафе. В Канаде Starbucks работает через своего партнера, Interaction Restaurants. В ближайшие пять лет Interaction намеревается открыть в Квебеке от 50 до 70 кафе. Стратегии Starbuck имеет славу слишком рискованных, но разве это аргумент, если риск приносит успех? Многие аналитики верят, что компания обладает достаточной гибкостью и управленческим чутьем, чтобы продолжать расти и процветать.
Многие менеджеры компании долгое время работали в таких фирмах, как Burger King, Taco Bell, Wendy's (рестораны быстрого обслуживания) и Blockbuster (прокат видеокассет). Г. Шульц считает, что директор должен «нанимать людей умнее, чем он сам, и не мешать им работать». Не менее важны для успеха Starbucks и те, кто стоит у стойки и готовит напитки. Компания набирает своих сотрудников прямо из колледжей. Каждый из них проходит 24-часовой курс подготовки, обучается варке кофе и получает необходимые знания. В этом и кроется ключ к великолепному имиджу и высококлассному обслуживанию. Посетители не просто покупают кофе — они отдают деньги за новые впечатления, возможность познакомиться с уникальной атмосферой Starbucks. В Пекине, например, посетители одного такого кафе ежедневно выстраиваются посмотреть на «таинство» приготовления кофе «Ява» в специальном аппарате. Особое внимание уделяется изучению и выполнению пожеланий покупателей. Одной из причин, побудивших Starbucks на работу с Interaction в Квебеке, стала адаптация к потребностям местного рынка (и прежде всего, монреальского, где существует развитая культура кофе... и множество конкурентов).
Растущую империю Starbucks объединяет единая компьютерная сеть. Для разработки системы регистрации продаж Г. Шульц нанял высококлассного специалиста из McDonald's. Каждую ночь компьютеры из четырехсот с лишним кафе отправляют информацию о сделках в штаб-квартиру в Сиэтле, в которой анализируются региональные тенденции.
В середине 2001 г. объемы продаж в кафе Starbucks опустились до рекордно низкого начиная с 1998 г. уровня, а последовавший за террористическими актами 11 сентября 2001 г. экономический спад нанес по доходам компании еще более сокрушительный удар. Однако все это не слишком беспокоит топ-менеджеров Starbucks. Для них решение подобных проблем — привычная часть работы.
Вопросы:
1. В чем состоит основополагающая стратегия Starbucks? Какие из конкурентных стратегий М. Портера использует компания?
2. Как вы оцениваете использование Г. Шульпем лидерства, структур, информационных и контрольных систем, человеческих ресурсов для внедрения стратегии.
3. Обычно все кафе Starbucks выглядят и «чувствуются» одинаково. В Квебеке компания впервые отказалась от этого единообразия. Что это может означать для дальнейшего международного расширения сети?
Занятие 6.
Мотивация.
План семинарского занятия:
1Взаимодействие человека с организацией.
а) проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения;
б) ролевой аспект взаимодействия человека и организации.
2 Взаимодействие человекаи группы
а) общее понятие группы, общая характеристика группы;
б) виды групп;
в) взаимодействие человека и группы.
3 Руководство, мотивация и стимулирование труда:
а) система потребностей современного квалифицированного работника;
б) модели управления людьми (теория X, Y, Z);
в) современные системы стимулирования труда;
г) роль социально-психологических факторов в управлении персоналом.
Тематическая дискуссия:определить мотиваторы для конкретных лиц.
Процедура выполнения:
1. Каждая студент в течение 15 минут готовит список пяти наиболее важных мотиваторов для:
- студента,
- квалифицированного работника (механик, повар, водитель),
- служащего в конторе (клерк),
- специалиста (бухгалтер, врач, юрист),
- работника творческой профессии (артист, художник, модельер).
2. Студенты объединятся в группы по 5 человек.
3. В каждой группе происходит сравнение мотиваторов и вырабатывается общегрупповая позиция по проблеме (время обсуждения 10 минут).
4. В течение 3 минут каждая команда представляет общегрупповую позицию по каждому лицу.
5. Групповое обсуждение предложенных вариантов мотиваторов.
6. Подведение итогов.
Занятие 7.