Эффекты замещения и дохода
Согласно закону спроса при снижении цены товара спрос на него увеличивается. В основе этой зависимости лежат два эффекта: эффект дохода и эффект замещения (замены).
Эффект дохода обусловлен тем, что изменение цены товара уменьшает или увеличивает реальный доход потребителя. В частности, снижение цены товара увеличивает покупательную способность денежного дохода и поэтому потребитель сможет купить на ту же сумму денег большее количество товаров, включая и тот, на который цена уменьшилась. Таким образом, эффект дохода – это изменение величины спроса на данный товар, вызванное изменением реального дохода в результате изменения цены.
Эффект замещения показывает влияние, которое оказывает изменение цены на спрос при условии (предположении), что реальный доход остается неизменным. В частности, снижение цены на один из товаров делает его дешевле по отношению к другому товару, и потребитель начинает замещать относительно более дорогие товары покупкой более дешевых. Следовательно, спрос на тот товар, который подешевел, вырастет вследствие изменения соотношения цен покупаемых товаров (относительных цен). Таким образом, эффект замещения – это изменение величины спроса на данный товар, вызванное изменением относительных цен товаров и перераспределением спроса в его пользу в результате изменения цены.Графически эффекты дохода и замещения выглядят следующим образом (рис. 4.13).
X |
Y |
Рис. 4.13. Эффекты дохода и замещения |
Y |
Предположим, что первоначального состояния равновесия потребитель достиг в точке (точка пересечения кривой безразличия и ). Допустим, что цена блага снижается, а цена блага остается неизменной. В этом случае изменяется наклон бюджетной линии, она поворачивается против часовой стрелки в положение . Точка равновесия потребителя сместилась из в , а спрос на товар увеличился с до .
Для того, чтобы определить, в какой мере увеличение спроса вызвано увеличением реального дохода (эффект дохода), а в какой – изменением относительных цен товаров (эффект замещения), проведем бюджетную линию ,параллельную и одновременно касательную к первоначальной кривой безразличия .
Так как касательна к , то она оставляет степень удовлетворения, зависящую от дохода, неизменной. С другой стороны, так как она параллельна , то она показывает соотношение цен товаров ( и ) с учетом новой, сниженной цены товара Следовательно, проведя , мы элиминируем (исключаем) влияние эффекта дохода.
Точка касания бюджетной линии и кривой безразличия ( ) означает равновесие потребителя при условии, что реальный доход потребителя остается неизменным. Следовательно, увеличение спроса на товар обусловливается в данном случае исключительно изменением относительных цен товаров. Опустив перпендикуляр из точки на ось абсцисс, получим величину прироста спроса, вызванного эффектом замещения, – отрезок .
Оставшееся увеличение спроса на товар ( ) вызвано повышением покупательной способности потребителя или его реального дохода, т. е. эффектом дохода.
Эффект замещения всегда отрицателен, т. е. снижение цены товара ведет к увеличению спроса на данный товар и росту его потребления. Эффект дохода имеет разные знаки для разных видов товаров. Для нормальных товаров он отрицательный, для некачественных – положительный.
Общий эффект от изменения цены товара равен сумме эффектов замещения и дохода. Для нормальных товаров они действуют в одном направлении, усиливая друг друга. Для некачественных товаров эффект дохода, действуя в обратном направлении по отношению к эффекту замещения, может его превысить. В этом случае происходит нарушение закона спроса. В частности, в ситуации, когда в структуре потребления преобладают некачественные товары (картофель, хлеб), абсолютная величина эффекта дохода при росте цены становится больше, чем величина эффекта замещения, и тогда величина спроса не уменьшается, а увеличивается.
Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а благо, спрос на которое увеличивается при увеличении цены, называется благом Гиффена.
Вопросы для повторения
1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной экономике?
2. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?
3. Выделите аксиомы предпочтений потребителя и охарактеризуйте их.
4. Чем определяются форма и месторасположение кривых безразличия?
5. Почему кривые безразличия не пересекаются?
6. Объясните отрицательный наклон кривых безразличия.
7. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя и как его изображают графически?
8. Выведите уравнения бюджетной линии.
9. В чем состоит экономический смысл равновесия потребителя?
10. Каким образом изменения цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?
11. Сформулируйте эффект дохода и эффект замещения.
12. Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода для разных категорий товаров: нормальных, некачественных и Гиффена?
Примеры решения задач
№ 1
На рисунке показана кривая безразличия потребителя и его бюджетная линия. Напишите уравнение бюджетной линии, если цена товара Y равна руб.
Y |
X |
E |
Y |
Решение:
Уравнения бюджетной линии имеют следующий вид:
.
Следовательно, необходимо найти цену товара ( ) и доход потребителя ( ).
Из графика видно, что если потребитель покупает только товар , то он может купить его в количестве 10 единиц. Отсюда (руб.).
Из графика также видно, что, если потребитель покупает только товар , то он может купить его в количестве 15 единиц. Тогда (руб.).
Тогда уравнение бюджетной линии будет иметь следующий вид:
,
или через товар X:
.
Ответ: и .
№ 2
Доход потребителя (I) равен 200 руб. Цены на потребляемые им товары (X и Y) следующие: руб., руб. Определите оптимальный набор потребителя, если он рассматривает данные товары как совершенные субституты в пропорции четыре к одному.
Решение:
Потребитель может купить либо 200 единиц товара
( ), либо 40 единиц товара ( ), но полезность 200 единиц товара X равноценна полезности единиц товара Y. Но 50 > 40, следовательно, оптимум потребителя окажется краевым: 200 единиц товара и 0 единиц товара Y.
Ответ: 200 единиц и 0 единиц .