Тема 10. Потребление, сбережения, инвестиции

Потребление – использование продукта с целью получения полезности; расходы населения на приобретение товаров и услуг (основной компонент ВВП)

Доход = потребление + сбережения

Y = C + S

Сбережения– часть дохода, отложенная для будущего потребления.

С увеличением дохода в абсолютном измерении происходит прирост и потребления, и сбережения:

∆Y = ∆C + ∆S

Средняя склонность к потреблению – это отношение размеров потребления к размеру дохода:

APC = C/Y

Средняя склонность к сбережению – это отношение размеров сбережения к размерам дохода:

APS = S/Y

Предельная склонность к потреблению – отношение изменения сбережения к вызвавшему его изменению дохода:

MPC = ∆ C/∆Y

Предельная склонность к сбережению – это изменение сбережения к вызвавшему его изменению дохода:

MPS = ∆S/∆Y

Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению в сумме равны 1:

1 = MPC + MPS

На небольшом временном интервале предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению представляют собой стабильные величины. Сегодня для развитых стран MPC оценивается величиной 0,7=0,8, а MPS соответственно – 0,2-0,3.

Инвестиции – это использование сбережений для создания производственных мощностей и других капитальных активов. (В макроэкономике понимают расходы, направленные на увеличение и сохранение основного капитала).

Источником инвестиций выступают сбережения.

Виды инвестиций

1) Инвестиции в основной капитал (производственные инвестиции)

2) Инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ)

3) инвестиции в жилищное строительство.

Различают: валовые(совокупность всех инвестиционных расходов) и чистые(прирост основного капитала, т.е. без амортизации – возмещения физически изношенного или морально устаревшего оборудования)

Основные факторы динамики

  • ожидаемая норма чистой прибыли
  • реальная ставка процента
  • уровень налогообложения
  • изменения в технологии производства
  • наличный основной капитал
  • издержки по приобретению, эксплуатации и обслуживанию оборудования
  • динамика совокупного дохода.

Автономные инвестиции – затраты на образование нового капитала, не зависящие от изменений национального дохода.

Индуцированные инвестиции– инвестиции, зависящие от прироста национального дохода.

Влияние инвестиций на макроэкономические процессы

Y = C + I (1),

Y = C + S (2)

Из сопоставления (1) и (2) следует, что S = I, то есть величина сбережений и инвестиций в экономике должны в конечном счете всегда совпадать. Но это не так в отношении этих величин на стадии планирования, поскольку сбережения осуществляют потребители, а инвестиции производители, и решения первых и вторых не согласуются друг с другом.

Эффект мультипликатора

Механизм, который обеспечивает выравнивание первоначальных планов сбережений населения и инвестиций предприятий называется мультипликатором.

Мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо увеличить первоначальный прирост инвестиций, чтобы получить вызванный этим прирост национального дохода.

K = 1/1 – MPC = 1/MPS

Акселератор – это коэффициент, показывающий возрастание новых инвестиций в ответ на изменение национального дохода.

Управление инвестициями

Тема 11. Введение в теорию денежного обращения.

Денежно-кредитная политика

Спрос на деньги и предложение денег

Деньги – все, что принимается в уплату за товары и услуги.

Виды денег:

– товарные формы денег: ракушки, скот, люди, табак, рыболовные крючки, раковины, чайные плиткипиво, русская национальная валюта;

– знаковые формы: бумажные деньги, счета в банке, электронные деньги.

Необходимые качества денежного товара:делимость, портативность, сохраняемость.

Функции денег

  • мера стоимости;
  • средство обращения;
  • средство накопления.

Ликвидность –свойство имущества быть легко обмениваемым (насколько легко актив превращается в денежное средство).

Современная система обращения бумажных денег являютсяфидуциарной (то есть основанными на доверии к эмитенту – правительству).

Предложение денег –наличие всех денег в экономике.

Для характеристики денежной массы применяют различные обобщающие показатели (денежные агрегаты), которые располагаются по степени убывания ликвидности.

На примере США:

M1 = наличные деньги + депозиты до востребования + чековые вклады

M2 = M1 + нечековые сберегательные вклады + мелкие срочные вклады (меньше $100 тыс.)

M3 = М2 + крупные срочные вклады (больше $100 тыс.)

L = М3 + большая часть ценных бумаг, имеющих 18-месячный срок погашения (сберегательные облигации, казначейские векселя и другие ценные бумаги, выпускаемые государством).

В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты M1 и М2. Иногда выделяются показатель наличности (МО или С, от английского "currency") как часть M1, а также показатель "квази-деньги" (QM) как разность между М2 и M1, т.е., главным образом, сберегательные и срочные депозиты, тогда M2=M1+QM.

Три источника денежного предложения:

– Центральный банк;

– коммерческие банки;

– движение валюты за границу и из-за границы.

Спрос на деньгивытекает из функций денег как средства обращения и средства сохранения богатства.

Спрос на деньги в рамках монетаристской концепции определяют на основе уравнения обмена:

MV = PQ,

где M– номинальное количество денег;

V – скорость обращения денег;

P – абсолютный уровень цен;

Q – количество сделок.

Вместо скорости обращения часто используют коэффициент монетизации, тогда:

M = k PQ

Таким образом, спрос на деньги определяется только динамикой ВВП

Монетарное правило:поддерживать такой темп роста денежной массы, который соответствует темпу роста реального ВВП.

Совокупный спрос на деньги представляет собой спрос на деньги для сделок (трансакцинный спрос) и спрос на деньги со стороны активов (спекулятивный спрос).

Спрос на деньги со стороны активов обратно пропорционален процентной ставке.

Политика денежной экспансии (дешевых денег):увеличение денежной массы, снижение процентной ставки.

Политика рестриктивная (дорогих денег): уменьшение денежной массы, увеличение процентной ставки.

Ловушка ликвидности –существование такого низкого значения нормы процента, когда никто не хочет держать деньги в виде облигаций или других альтернативных активов, а только в наличной форме. Следовательно, возможности кредитно-денежной политики оказываются ограничены, необходимо перейти к методам бюджетно-налоговой политики.

Наши рекомендации