Тема 10. Потребление, сбережения, инвестиции
Потребление – использование продукта с целью получения полезности; расходы населения на приобретение товаров и услуг (основной компонент ВВП)
Доход = потребление + сбережения
Y = C + S
Сбережения– часть дохода, отложенная для будущего потребления.
С увеличением дохода в абсолютном измерении происходит прирост и потребления, и сбережения:
∆Y = ∆C + ∆S
Средняя склонность к потреблению – это отношение размеров потребления к размеру дохода:
APC = C/Y
Средняя склонность к сбережению – это отношение размеров сбережения к размерам дохода:
APS = S/Y
Предельная склонность к потреблению – отношение изменения сбережения к вызвавшему его изменению дохода:
MPC = ∆ C/∆Y
Предельная склонность к сбережению – это изменение сбережения к вызвавшему его изменению дохода:
MPS = ∆S/∆Y
Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению в сумме равны 1:
1 = MPC + MPS
На небольшом временном интервале предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению представляют собой стабильные величины. Сегодня для развитых стран MPC оценивается величиной 0,7=0,8, а MPS соответственно – 0,2-0,3.
Инвестиции – это использование сбережений для создания производственных мощностей и других капитальных активов. (В макроэкономике понимают расходы, направленные на увеличение и сохранение основного капитала).
Источником инвестиций выступают сбережения.
Виды инвестиций
1) Инвестиции в основной капитал (производственные инвестиции)
2) Инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ)
3) инвестиции в жилищное строительство.
Различают: валовые(совокупность всех инвестиционных расходов) и чистые(прирост основного капитала, т.е. без амортизации – возмещения физически изношенного или морально устаревшего оборудования)
Основные факторы динамики
- ожидаемая норма чистой прибыли
- реальная ставка процента
- уровень налогообложения
- изменения в технологии производства
- наличный основной капитал
- издержки по приобретению, эксплуатации и обслуживанию оборудования
- динамика совокупного дохода.
Автономные инвестиции – затраты на образование нового капитала, не зависящие от изменений национального дохода.
Индуцированные инвестиции– инвестиции, зависящие от прироста национального дохода.
Влияние инвестиций на макроэкономические процессы
Y = C + I (1),
Y = C + S (2)
Из сопоставления (1) и (2) следует, что S = I, то есть величина сбережений и инвестиций в экономике должны в конечном счете всегда совпадать. Но это не так в отношении этих величин на стадии планирования, поскольку сбережения осуществляют потребители, а инвестиции производители, и решения первых и вторых не согласуются друг с другом.
Эффект мультипликатора
Механизм, который обеспечивает выравнивание первоначальных планов сбережений населения и инвестиций предприятий называется мультипликатором.
Мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо увеличить первоначальный прирост инвестиций, чтобы получить вызванный этим прирост национального дохода.
K = 1/1 – MPC = 1/MPS
Акселератор – это коэффициент, показывающий возрастание новых инвестиций в ответ на изменение национального дохода.
Управление инвестициями
Тема 11. Введение в теорию денежного обращения.
Денежно-кредитная политика
Спрос на деньги и предложение денег
Деньги – все, что принимается в уплату за товары и услуги.
Виды денег:
– товарные формы денег: ракушки, скот, люди, табак, рыболовные крючки, раковины, чайные плиткипиво, русская национальная валюта;
– знаковые формы: бумажные деньги, счета в банке, электронные деньги.
Необходимые качества денежного товара:делимость, портативность, сохраняемость.
Функции денег
- мера стоимости;
- средство обращения;
- средство накопления.
Ликвидность –свойство имущества быть легко обмениваемым (насколько легко актив превращается в денежное средство).
Современная система обращения бумажных денег являютсяфидуциарной (то есть основанными на доверии к эмитенту – правительству).
Предложение денег –наличие всех денег в экономике.
Для характеристики денежной массы применяют различные обобщающие показатели (денежные агрегаты), которые располагаются по степени убывания ликвидности.
На примере США:
M1 = наличные деньги + депозиты до востребования + чековые вклады
M2 = M1 + нечековые сберегательные вклады + мелкие срочные вклады (меньше $100 тыс.)
M3 = М2 + крупные срочные вклады (больше $100 тыс.)
L = М3 + большая часть ценных бумаг, имеющих 18-месячный срок погашения (сберегательные облигации, казначейские векселя и другие ценные бумаги, выпускаемые государством).
В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты M1 и М2. Иногда выделяются показатель наличности (МО или С, от английского "currency") как часть M1, а также показатель "квази-деньги" (QM) как разность между М2 и M1, т.е., главным образом, сберегательные и срочные депозиты, тогда M2=M1+QM.
Три источника денежного предложения:
– Центральный банк;
– коммерческие банки;
– движение валюты за границу и из-за границы.
Спрос на деньгивытекает из функций денег как средства обращения и средства сохранения богатства.
Спрос на деньги в рамках монетаристской концепции определяют на основе уравнения обмена:
MV = PQ,
где M– номинальное количество денег;
V – скорость обращения денег;
P – абсолютный уровень цен;
Q – количество сделок.
Вместо скорости обращения часто используют коэффициент монетизации, тогда:
M = k PQ
Таким образом, спрос на деньги определяется только динамикой ВВП
Монетарное правило:поддерживать такой темп роста денежной массы, который соответствует темпу роста реального ВВП.
Совокупный спрос на деньги представляет собой спрос на деньги для сделок (трансакцинный спрос) и спрос на деньги со стороны активов (спекулятивный спрос).
Спрос на деньги со стороны активов обратно пропорционален процентной ставке.
Политика денежной экспансии (дешевых денег):увеличение денежной массы, снижение процентной ставки.
Политика рестриктивная (дорогих денег): уменьшение денежной массы, увеличение процентной ставки.
Ловушка ликвидности –существование такого низкого значения нормы процента, когда никто не хочет держать деньги в виде облигаций или других альтернативных активов, а только в наличной форме. Следовательно, возможности кредитно-денежной политики оказываются ограничены, необходимо перейти к методам бюджетно-налоговой политики.