Нетарифные методы регулирования международной торговли.

Нетарифные методы регулирования: внешнеторговые, административные и финансовые методы.

Внешнеторговые методы.

1. Квотирование – это установление количественных ограничений на ввоз или вывоз товара в стоимостном или натуральном выражении на определенный промежуток времени;

По направленности действия квоты делятся:

экспортные - вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;

импортные - вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся:

глобальные - устанавливаются на импорт/экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну экспортируется.

индивидуальные - установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей/импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте/импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и др. интересы. Чаще всего индивидуальные квоты бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действии ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта.

2.Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором - приобретает ряд конкретных форм:

разовая лицензия - письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз/вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

генеральная лицензия - разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

глобальная лицензия - разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Механизмы распределения лицензий:

аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономически эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар.

система явных предпочтений - закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот, что позволяет уменьшить их лоббистское давление на правительство с целью отменить эти лицензии. В США такая система использовалась в начале 70-х годов для распределения лицензий на импорт нефти;

распределение лицензий на внеценовой основе - выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведения нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

3. «Добровольное» ограничение экспорта – это форма самоограничения поставок, фактически навязываемая под угрозой применения более жёстких мер. Обычно вводится правительством под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

Административные методы.

1. Технические стандарты – это требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки, маркировки товаров, о соблюдении определённых санитарно-гигиенических норм, требования к оформлению товарораспорядительных документов;

2. Внутренние налоги и сборы направлены на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы).

3.Политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

4.Требование о содержании местных компонентов - законодательно уста­навливается доля конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта.

5. Государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;

3. Эмбарго - запрет на ввоз или вывоз товаров.

Финансовым методы.

1.Субсидии – денежные выплаты, направленные на поддержку национального производства;

По характеру выплат субсидии делятся:

прямые - непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Как правило, представляются производителю при его выходе на внешний рынок;

косвенные - скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

В зависимости от субъекта:

внутренняя субсидия - это бюджетное финансирование внутреннего производства товаров, конкурирующих с импортными;

экспортные субсидии– это бюджетное финансирование национальных экспортеров, что позволяет им продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и тем самым стимулировать экспорт.

2.Экспортное кредитование - это финансовый метод внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государственного развития экспорта национальными производителями

Оно может осуществляться в следующих формах:

субсидированных кредитов национальным экспортерам - кредитов, выдаваемых государственными банка­ми под ставку процента ниже рыночной;

государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обяза­тельства перед экспортером).

3.Демпинг - продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Формы демпинга:

Спорадический - эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам.

Преднамеренный демпинг - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.

Обратный - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.

Взаимный демпинг - встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.

Наши рекомендации