Модуль iii. макроэкономика как национальная хозяйственная система
Типовое задание № 1: ««Утверждение или отрицание высказывания».
Цель: проверить знание основных понятий и положений модуля 3.
1. В состав ВНП не включаются отчисления предприятий в амортизационный фонд. (Да/ Нет)
2.ВНП – это сумма конечной и промежуточной продукции, созданной данной экономикой в течении данного года. (Да/Нет)
3. Открытая инфляция проявляется в товарном дефиците. (Да/ Нет)
4. Фрикционная безработица связана с поиском нового места работы.(Да/Нет)
5. Между уровнем безработицы и уровнем инфляции существует прямая связь.(Да/ Нет)
6. Величина совокупного спроса – отрицательная функция от уровня цен. (Да/ Нет)
7. Отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется эффектом дохода и эффектом замещения.( Да/ Нет)
8. Кейнсианский отрезок кривой предложения отражает неизменность объема производства при изменении уровня цен. (Да/ Нет).
9. Политика сдерживания, уменьшая спрос, вызывает снижение безработицы при росте инфляции. ( Да/ Нет)
10. Эффект мультипликатора заключается в том, что общий рост национального дохода превышает государственные расходы на стимулирование совокупного спроса. (Да/Нет).
Требования к выполнению: Студентом подчеркивается одно из утверждений.
Типовое задание № 2.: Выбрать правильный вариант ответа.
Цель: проверить знание студентом содержания программного материала по данному модулю, основные принципы, теории, категории, законы.
1. Продукция какого сектора экономики включается в состав ВНП:
а) теневого сектора; в) промышленного сектора;
б) натурального сектора; г) финансового сектора.
2. Чем ВНП отличается от ВВП:
а) ВНП включает только конечный продукт, а ВВП – всю произведенную продукцию;
б) ВНП учитывает продукцию, произведенную внутри страны и за границей, а ВВП только внутри страны;
в) ВНП измеряется в реальных ценах, а ВВП – в номинальных;
г) ВНП – это сумма конечных продуктов, а ВВП – это сумма добавленных стоимостей.
3. Гражданин Португалии временно проживает в России и работает в частной российской фирме. Его доход включается:
а) в ВНП России; в) в ВНП Португалии;
б) в ВВП России; г) в ВВП Португалии.
4. Неценовым фактором изменения совокупного спроса является:
а) изменение числа потребителей;
б) изменение уровня цен;
в) уровень благосостояния отечественных потребителей;
г) изменение цен на сопряженные товары.
5. Изменение процентной ставки является фактором:
а) изменения индивидуального предложения;
б) изменения совокупного предложения;
в) изменения индивидуального спроса;
г) изменения совокупного спроса.
6. Валовые инвестиции не включают:
а) расходы на приобретение машин и оборудования;
б) расходы на приобретение потребительских товаров и услуг;
в) изменение запасов;
г) расходы на строительство.
7. Государство может расширить совокупный спрос:
а) увеличивая государственные расходы;
б) уменьшая государственные расходы;
в) увеличивая налоги;
г) повышая процентную ставку.
8. Средняя склонность к потреблению вычисляется путем соотношения… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) величины потребительских расходов к величине дохода; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) величины дохода к величине потребительских расходов; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) изменения дохода к изменению потребления; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Значение чистого экспорта может быть выражено отрицательной величиной в случае, если… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) величина импорта превышает величину экспорта; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) величина экспорта превышает величину импорта; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) величина экспорта равна величине импорта; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Если объем совокупного спроса повышает уровень ВВП, достигнутый в условиях полной занятости, то это означает, что в экономике… а) имеются финансовые ограничения; б) существует инфляционный разрыв; в) существует дефляционный разрыв; г) существует бюджетный дефицит. Требование к выполнению: Студентом отмечается верный вариант ответа. Типовое задание № 3.: «Определение макроэкономических показателей». Цель: отработать навыки определения основных макроэкономических показателей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Имеются следующие данные о финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов национальной экономики (трлн. рубл., цифры условные):
Пользуясь приведенными выше данными, определите ВНП затратным и доходным методами, ВВП, ЧВП, НД: 1) сделав необходимые изъятия из величины ВНП; 2) сложив все виды доходов, которые составляют НД, выведите из НД показатели ЛД и РД. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Используя данные таблицы, вычислите индекс цен ВВП для 2000 года; дефлятор ВВП.
3.Используйте следующие данные, чтобы вычислить: а) численность рабочей силы; б) официальный уровень безработицы. Все население составляет: 1000 ч. Из них: 240 ч. – дети до 16 лет, 150 ч.- люди, содержащиеся в исправительных учреждениях и психиатрических лечебницах; 100 ч. – работники с неполным рабочим днем, 110 ч. – военнослужащие, 130 ч. – пенсионеры; 80 ч.- безработные. 4. Темпы инфляции составляют 100 % в год. Каковы будут последствия инфляции для следующих лиц: а) служащий, имеющий постоянный доход; б) кредитор, предоставивший заем сроком на 1 год под 75 % годовых; в) заемщик, взявший заем под 75 % годовых; г) пенсионер, пенсия которого индексируется ежеквартально на 20 %; д) квартиросъемщик, если плата за квартиру при этом увеличивается на 75 % за год. Требования к выполнению: Используя известные формулы определения макроэкономических показателей (студенты ознакомлены были с ними на лекции) по предложенным данным рассчитать макроэкономические показатели. Задачи оформляются студентом в виде математически представленного пошагового решения. Типовое задание № 4.: «Решение задач по применению количественного анализа макроэкономических ситуаций» Цель: отработать применение макроэкономических принципов на практике для анализа конкретных ситуаций. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Что означает рецессионный разрыв в экономике? инфляционный?
Пользуясь приведенной выше таблицей, ответьте на следующие вопросы: А) Возможен ли разрыв в экономике, если да, то какой, где полная занятость составляет 110 млн. чел.? Каковы последствия такого разрыва? Насколько должны измениться расходы в экономике при любом уровне ВВП, чтобы устранить этот разрыв. Б) Какой разрыв наблюдается в экономике, если объем производства при полной занятости составляет 800 млрд. руб. Объясните последствия такого разрыва. Насколько должны измениться расходы в экономике при любом уровне ВВП, чтобы устранить этот разрыв. 16. В таблице приведены данные, характеризующие объемы фактического и потенциального ВВП (млрд.дол.)
Рассчитайте по данным, относящимся к 1996 г. А) разницу между фактическим и потенциальным объемом ВВП; Б) используя закон Оукена, определите уровень безработицы в 1996 г. В) какой объем продукции был потерян из-за безработицы в 1996 г. 3. Предположим, что предоставлен кредит в 100 тыс. руб. Кредитор предполагает, что инфляция отсутствует и он рассчитывает получить 105 тыс руб. Но развивается инфляция, и она составляет 8 % в год. Какова реальная величина подлежащей возврату суммы, включая проценты? Кто при этом извлечет выгоду, а кто понесет убытки? Требование к выполнению: Используя известные концепции и положения макроэкономической теории, изученные студентами как во время лекций, так и самостоятельно, дать количественный анализ предложенным в задания ситуациям. Задачи оформляются студентом в виде математически представленного пошагового решения с текстовыми комментариями. Типовое задание № 5.: «Реферат». Цель: развивать способности студента к поисковой работе, умению систематизировать и логически выстроить материал, навыки научно-исследовательской работы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тематика рефератов: 1. Система формирования и развития мирового хозяйства. 2. Современные формы мирохозяйственных связей в торгово-производственной сфере. 3. Анализ деятельности межгосударственных торговых союзов и организаций (можно на примере одной на выбор). 4. Теории международной торговли и их значение в системе международных отношений (можно на примере одной на выбор). 5. Свободная торговля и протекционизм: сравнительный анализ. 6. Методы и формы регулирования международной торговли. 7. Платежный баланс страны: понятие и структура. 8. Валютный рынок и его регулирование. 9. Транснациональные корпорации как господствующая форма международного бизнеса. 10. Система международного научно-технического сотрудничества: формы и направления развития. |
Требования к выполнению: Первым этапом студент изучает дополнительную литературу, предложенную для самостоятельного изучения данной темы в методических указаниях по видам управляемой самостоятельной работы, составляет план, где выстраивает логическую цепочку раскрытия содержания выбранной темы. Вторым этапом: системно излагается содержание реферата, учитывая следующие моменты:
- все разделы должны быть взаимосвязаны между собой, последующий вытекает из предшествующего;
- в конце каждого раздела следует вывод (собственные мысли автора), который обосновывает необходимость изложения материала последующего раздела, вывод должен быть отдельно выделен;
- если материал, заимствован из определенных источников (учебников, монографий, журналов, интернет-сайтов и др.) на него обязательно должна быть ссылка (ссылки постранично);
- в завершении реферата обязательным является раздел «Заключение», где студентом тезисно излагаются основные выводы, к которым пришел автор в процессе исследования данной темы.
- реферат заканчивается списком использованный литературы (не менее 20 источников), с указанием страниц, на которые ссылается автор.
Таким образом, реферат должен состоять из следующих разделов:
1. План реферата.
2. Введение.
3. Параграф (раздел) и подразделы к нему (не менее трех параграфов).
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
6. Приложения (не обязательно).
По реферату готовится доклад, обязательным дополнением которого являются презентационные материалы (не менее 10 слайдов).
№ | Тип задания | Критерий оценки | Описание критерия |
1. | «Утверждение или отрицание высказывания» | 0,5 бал | |
2. | Выбрать правильный вариант ответа. | 1 бал | |
3. | «Определение макроэкономических показателей». | 3/5 бал | |
4. | «Решение задач по применению количественного анализа макроэкономических ситуаций» | 5 бал | |
5. | Реферат без доклада + доклад с презентациями | 5 бал 10 бал | 10 б.максимальная оценка она может быть снижена в зависимости от качества выполненной работы по усмотрению преподавателя |