Модуль iii. макроэкономика как национальная хозяйственная система

Типовое задание № 1: ««Утверждение или отрицание высказывания».

Цель: проверить знание основных понятий и положений модуля 3.

1. В состав ВНП не включаются отчисления предприятий в амортизационный фонд. (Да/ Нет)

2.ВНП – это сумма конечной и промежуточной продукции, созданной данной экономикой в течении данного года. (Да/Нет)

3. Открытая инфляция проявляется в товарном дефиците. (Да/ Нет)

4. Фрикционная безработица связана с поиском нового места работы.(Да/Нет)

5. Между уровнем безработицы и уровнем инфляции существует прямая связь.(Да/ Нет)

6. Величина совокупного спроса – отрицательная функция от уровня цен. (Да/ Нет)

7. Отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется эффектом дохода и эффектом замещения.( Да/ Нет)

8. Кейнсианский отрезок кривой предложения отражает неизменность объема производства при изменении уровня цен. (Да/ Нет).

9. Политика сдерживания, уменьшая спрос, вызывает снижение безработицы при росте инфляции. ( Да/ Нет)

10. Эффект мультипликатора заключается в том, что общий рост национального дохода превышает государственные расходы на стимулирование совокупного спроса. (Да/Нет).

Требования к выполнению: Студентом подчеркивается одно из утверждений.

Типовое задание № 2.: Выбрать правильный вариант ответа.

Цель: проверить знание студентом содержания программного материала по данному модулю, основные принципы, теории, категории, законы.

1. Продукция какого сектора экономики включается в состав ВНП:

а) теневого сектора; в) промышленного сектора;

б) натурального сектора; г) финансового сектора.

2. Чем ВНП отличается от ВВП:

а) ВНП включает только конечный продукт, а ВВП – всю произведенную продукцию;

б) ВНП учитывает продукцию, произведенную внутри страны и за границей, а ВВП только внутри страны;

в) ВНП измеряется в реальных ценах, а ВВП – в номинальных;

г) ВНП – это сумма конечных продуктов, а ВВП – это сумма добавленных стоимостей.

3. Гражданин Португалии временно проживает в России и работает в частной российской фирме. Его доход включается:

а) в ВНП России; в) в ВНП Португалии;

б) в ВВП России; г) в ВВП Португалии.

4. Неценовым фактором изменения совокупного спроса является:

а) изменение числа потребителей;

б) изменение уровня цен;

в) уровень благосостояния отечественных потребителей;

г) изменение цен на сопряженные товары.

5. Изменение процентной ставки является фактором:

а) изменения индивидуального предложения;

б) изменения совокупного предложения;

в) изменения индивидуального спроса;

г) изменения совокупного спроса.

6. Валовые инвестиции не включают:

а) расходы на приобретение машин и оборудования;

б) расходы на приобретение потребительских товаров и услуг;

в) изменение запасов;

г) расходы на строительство.

7. Государство может расширить совокупный спрос:

а) увеличивая государственные расходы;

б) уменьшая государственные расходы;

в) увеличивая налоги;

г) повышая процентную ставку.

8. Средняя склонность к потреблению вычисляется путем соотношения…
а) величины потребительских расходов к величине дохода;
б) величины дохода к величине потребительских расходов;
в) изменения дохода к изменению потребления;
9. Значение чистого экспорта может быть выражено отрицательной величиной в случае, если…
а) величина импорта превышает величину экспорта;
б) величина экспорта превышает величину импорта;
в) величина экспорта равна величине импорта;
10. Если объем совокупного спроса повышает уровень ВВП, достигнутый в условиях полной занятости, то это означает, что в экономике… а) имеются финансовые ограничения; б) существует инфляционный разрыв; в) существует дефляционный разрыв; г) существует бюджетный дефицит.   Требование к выполнению: Студентом отмечается верный вариант ответа.     Типовое задание № 3.: «Определение макроэкономических показателей». Цель: отработать навыки определения основных макроэкономических показателей.  
1. Имеются следующие данные о финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов национальной экономики (трлн. рубл., цифры условные):
1. Валовая продукция предприятий материального производства (в ценах покупателя)
2. Платные услуги нефинансовых учреждений ( в ценах покупателя)
3. Текущие издержки бюджетных организаций, всего в том числе расходы на оплату труда и налоги
4. Квартплата за наемное жилье
5. Условная жилая рента проживающих в собственных домах
6. Выручка финансово-кредитных учреждений
7. Доходы мелких предприятий, рассматриваемых в составе домашних хозяйств
8. Материальные затраты предприятий материального производства в том числе на оплату труда работников
9. Потребление амортизация основных фондов
10. Чистый доход созданный иностранными факторами производства
11. Взносы в систему социального обеспечения
12. Косвенные налоги на бизнес
13.Потребительские расходы нефинансовых учреждений, оказывающих платные услуги
14. Потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества
15. Потребление в отрасли «Жилищное хозяйство»
16. Нераспределенная прибыль отрасли материального производства
17. Индивидуальные налоги
18. Государственные закупки
19. Чистые внутренние инвестиции
20. Личные сбережения домохозяйств
21. Чистый налог на импорт
22. Сальдо первичных доходов, поступивших из-за границы -2

Пользуясь приведенными выше данными, определите ВНП затратным и доходным методами, ВВП, ЧВП, НД: 1) сделав необходимые изъятия из величины ВНП; 2) сложив все виды доходов, которые составляют НД, выведите из НД показатели ЛД и РД.

 
  2. Используя данные таблицы, вычислите индекс цен ВВП для 2000 года; дефлятор ВВП.
Товар Состав рыночной корзины 2000 г. Цены 2000 г. на товары рыночной корзины 2000 г. Расходы на рыночную корзину 2000 г. в ценах 2000 г. Цены 1993 г. (базового) на товары рыночной корзины 2000 г. Расходы на рыночную корзину 2000 г. в ценах 1993 г.
Трактор Компьютер Книга Хлеб Ботинки Лазерный диск      

3.Используйте следующие данные, чтобы вычислить: а) численность рабочей силы;

б) официальный уровень безработицы.

Все население составляет: 1000 ч.

Из них: 240 ч. – дети до 16 лет,

150 ч.- люди, содержащиеся в исправительных учреждениях и психиатрических лечебницах;

100 ч. – работники с неполным рабочим днем,

110 ч. – военнослужащие,

130 ч. – пенсионеры;

80 ч.- безработные.

4. Темпы инфляции составляют 100 % в год. Каковы будут последствия инфляции для следующих лиц:

а) служащий, имеющий постоянный доход;

б) кредитор, предоставивший заем сроком на 1 год под 75 % годовых;

в) заемщик, взявший заем под 75 % годовых;

г) пенсионер, пенсия которого индексируется ежеквартально на 20 %;

д) квартиросъемщик, если плата за квартиру при этом увеличивается на 75 % за год.

Требования к выполнению: Используя известные формулы определения макроэкономических показателей (студенты ознакомлены были с ними на лекции) по предложенным данным рассчитать макроэкономические показатели. Задачи оформляются студентом в виде математически представленного пошагового решения.

Типовое задание № 4.: «Решение задач по применению количественного анализа макроэкономических ситуаций»

Цель: отработать применение макроэкономических принципов на практике для анализа конкретных ситуаций.

  1. Что означает рецессионный разрыв в экономике? инфляционный?  
Возможные уровни занятости ( в млн. чел.) Реальный объем производства (в млрд. руб.) Совокупные расходы (в млрд. руб.)

Пользуясь приведенной выше таблицей, ответьте на следующие вопросы:

А) Возможен ли разрыв в экономике, если да, то какой, где полная занятость составляет 110 млн. чел.? Каковы последствия такого разрыва? Насколько должны измениться расходы в экономике при любом уровне ВВП, чтобы устранить этот разрыв.

Б) Какой разрыв наблюдается в экономике, если объем производства при полной занятости составляет 800 млрд. руб. Объясните последствия такого разрыва. Насколько должны измениться расходы в экономике при любом уровне ВВП, чтобы устранить этот разрыв.

16. В таблице приведены данные, характеризующие объемы фактического и потенциального ВВП (млрд.дол.)

Год Потенциальный ВВП Фактический ВВП
3712,5

Рассчитайте по данным, относящимся к 1996 г.

А) разницу между фактическим и потенциальным объемом ВВП;

Б) используя закон Оукена, определите уровень безработицы в 1996 г.

В) какой объем продукции был потерян из-за безработицы в 1996 г.

3. Предположим, что предоставлен кредит в 100 тыс. руб. Кредитор предполагает, что инфляция отсутствует и он рассчитывает получить 105 тыс руб. Но развивается инфляция, и она составляет 8 % в год. Какова реальная величина подлежащей возврату суммы, включая проценты? Кто при этом извлечет выгоду, а кто понесет убытки?

Требование к выполнению: Используя известные концепции и положения макроэкономической теории, изученные студентами как во время лекций, так и самостоятельно, дать количественный анализ предложенным в задания ситуациям. Задачи оформляются студентом в виде математически представленного пошагового решения с текстовыми комментариями.

Типовое задание № 5.: «Реферат».

Цель: развивать способности студента к поисковой работе, умению систематизировать и логически выстроить материал, навыки научно-исследовательской работы.

Тематика рефератов: 1. Система формирования и развития мирового хозяйства. 2. Современные формы мирохозяйственных связей в торгово-производственной сфере. 3. Анализ деятельности межгосударственных торговых союзов и организаций (можно на примере одной на выбор). 4. Теории международной торговли и их значение в системе международных отношений (можно на примере одной на выбор). 5. Свободная торговля и протекционизм: сравнительный анализ. 6. Методы и формы регулирования международной торговли. 7. Платежный баланс страны: понятие и структура. 8. Валютный рынок и его регулирование. 9. Транснациональные корпорации как господствующая форма международного бизнеса. 10. Система международного научно-технического сотрудничества: формы и направления развития.

Требования к выполнению: Первым этапом студент изучает дополнительную литературу, предложенную для самостоятельного изучения данной темы в методических указаниях по видам управляемой самостоятельной работы, составляет план, где выстраивает логическую цепочку раскрытия содержания выбранной темы. Вторым этапом: системно излагается содержание реферата, учитывая следующие моменты:

- все разделы должны быть взаимосвязаны между собой, последующий вытекает из предшествующего;

- в конце каждого раздела следует вывод (собственные мысли автора), который обосновывает необходимость изложения материала последующего раздела, вывод должен быть отдельно выделен;

- если материал, заимствован из определенных источников (учебников, монографий, журналов, интернет-сайтов и др.) на него обязательно должна быть ссылка (ссылки постранично);

- в завершении реферата обязательным является раздел «Заключение», где студентом тезисно излагаются основные выводы, к которым пришел автор в процессе исследования данной темы.

- реферат заканчивается списком использованный литературы (не менее 20 источников), с указанием страниц, на которые ссылается автор.

Таким образом, реферат должен состоять из следующих разделов:

1. План реферата.

2. Введение.

3. Параграф (раздел) и подразделы к нему (не менее трех параграфов).

4. Заключение.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения (не обязательно).

По реферату готовится доклад, обязательным дополнением которого являются презентационные материалы (не менее 10 слайдов).

Тип задания Критерий оценки Описание критерия
1. «Утверждение или отрицание высказывания» 0,5 бал  
2. Выбрать правильный вариант ответа. 1 бал  
3. «Определение макроэкономических показателей».   3/5 бал  
4. «Решение задач по применению количественного анализа макроэкономических ситуаций» 5 бал  
5. Реферат без доклада + доклад с презентациями 5 бал 10 бал 10 б.максимальная оценка она может быть снижена в зависимости от качества выполненной работы по усмотрению преподавателя

Наши рекомендации