Эта теория относительно проста и легка для понимания
4. Она позволяет прогнозировать доход и занятость в местном сообществе в краткосрочном периоде.
К слабым сторонам теории можно отнести следующее:
1. Теория экспортной базы не является общей теорией развития экономики, так как подходит только для небольших сообществ, в значительной мере зависимых от внешней торговли.
2. В ней нет объяснения по поводу того, как местное сообщество может развиваться, несмотря на спад в экспортном секторе
3. В теории присутствуют утверждения, что экономика местного сообщества будет постоянно зависеть от экспортного сектора и на этой основе развиваться.
Однако если внутри местной экономики нарастают структурные изменения, а это не оговорено, то она становится более «независимой» и содержит себя сама за счет неэкспортного сектора.
4. Недостатком теории следует признать тот факт, что экспортные продажи в местном сообществе рассматривается вне зависимости от отношений с другими сообществами. Однако при падении дохода в одном сообществе в нем сокращается импорт из другого сообщества и, следовательно, доходы в последнем, получаемые за счет экспорта. Это приведет к сокращению доходов от экспорта в третьем сообществе, поскольку второе сообщество сократит импорт из него. Изменение доходов в местном сообществе является функцией изменения в экспорте местного сообщества, а уровень экспорта из любого местного сообщества является функцией уровня дохода во всех других сообществах.
В теории экспортной базы не учитываются изменения в экспортном спросе, обусловленные изменениями в предельной склонности к потреблению при изменении доходов.
Таким образом, местное сообщество развивает экспортный сектор, обладая преимуществами в затратах на производство товаров и услуг, для создания которых оно имеет уникальный ресурс. Оно также может иметь уникальное местоположение рынка или какое-то транспортное преимущество.
С течением времени оказывается необходимой деятельность, способная поддержать или усилить конкурентоспособность экспортного сектора. Обычно она принимает следующие формы: создание специализированных организаций по маркетингу, институтов кредитования, специализированных транспортных услуг, обучение рабочей силы со специальными навыками и умениями. Типичный пример - ситуация в сельских местных сообществах, где остро ощущается потребность в такого рода поддерживающем секторе. Данные выводы имеют принципиальное значение при формировании местной политики развития сообщества.