Способы финансирования дефицита бюджетных расходов

Если уровень бюджетного дефицита превышает определенную норму, то данным процессом начинают заниматься, стремясь понизить уровень дефицита государственных финансов.

Существуют два основных способа финансирования дефицита бюджетных ресурсов, являющиеся не очень «хорошими» с точки зрения влияния на экономику.

Первый способфинансирование бюджетного дефицита за счет государственных займов. При данном методе финансирования бюджетного дефицита государство привле­кает дополнительные финансовые ресурсы на возвратной основе. Кредит может быть как внутренним, так и внешним.

При привлечении внутреннего кредита государство собирает денежные средства населения под определенные гарантии возвра­та. В данном случае сбережения граждан идут не на инвестирова­ние в экономику посредством рынка ценных бумаг, а на финан­сирование бюджетного дефицита. В результате экономика теряет определенную долю вложений, которые могли быть совершены посредством покупки населением ценных бумаг. Кроме того, в данном случае направление вложений определяется не рыночны­ми механизмами, а приоритетами государственной политики, что в некотором роде искажает структуру отраслей, которые наиболее динамично развиваются. Это происходит потому, что вложения происходят, не исходя из прибыльности того или иного направле­ния финансовых вложений, а исходя из тех выгод, которые наме­рено получить государство или правительство.

Данное искажение направления вложений не всегда негатив­но. Например, рыночный механизм финансовых вложений пред­полагает финансирование только тех отраслей, которые приносят достаточный уровень прибыли. При подобном подходе отсутству­ет достаточный уровень финансирования общественно важных отраслей экономики, которые не приносят значительной прибы­ли в силу своей производственной специфики. Перераспределение средств (даже осуществляемое с помощью государственного кредита) способствует финансированию тех отраслей экономики, которые не могут быть профинансированы при помощи нор­мального функционирования рыночного механизма. Но в боль­шинстве случаев внутренний кредит государства не приносит положительного эффекта. Кроме того, в случае большого дефи­цита государственного бюджета государственный заем у населе­ния может быть достаточно большим, что может привести к не­возможности выполнения обязательств, взятых государством в связи с использованием внутреннего займа. Другими словами, государство может оказаться неспособным выплатить долг сво­ему населению. В этом случае можно говорить и о дополнитель­ном отрицательном последствии внутреннего займа, выраженном в форме возрастающего социального напряжения в обществе. Рост социального напряжения связан с тем, что население ожи­дает выполнения государством своих обязательств в форме вы­платы процентов по займам и возврата самого кредита. Государ­ство в ряде случаев не может выполнить данных обязательств, и население остается крайне недовольным сложившимся положе­нием дел. Рост социального напряжения в обществе только до­полняет проблему бюджетного дефицита и вызывает дополни­тельный рост государственных издержек.

Внешний кредит вызывает сложности не только в экономике внутри страны, но и ряд проблем международного характера. Меж­дународный кредит понижает уровень значимости государства в международной политике. Внешние займы обостряют экономические проблемы внутри государства, поскольку международный кредит предоставляется обычно на не выгодных для государства-заемщика условиях.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет использования государственного долга связано с рядом весьма серьезных проблем. Используя государственные займы, государство накапливает свой долг, создавая потенциальную угрозу дефицита государственного бюджета в будущем. Государственный долг ос­ложняет процесс развития экономики и сокращает запас капитала в обществе.

Вторым способомпокрытия бюджетного дефицита является финансирование за счет денежной эмиссии. Другими словами, осуществляется тот же заем, только источником кредитных ресурсов является Центральный банк РФ. При необходимости покрытия дефи­цита бюджета Центральный банк может предложить единственный источник средств проведение эмиссии. Беспричинная эмиссия денежных средств приводит к увеличению денежной массы в обо­роте, которое, в свою очередь, является причиной снижения стои­мости денежной единицы и способствует возникновению и разви­тию инфляционного механизма. Другими словами, государство, решая проблему бюджетного дефицита, создает инфляцию со всеми вытекающими из этого последствиями.

Таким образом, оба метода финансирования бюджетного де­фицита не имеют положительных эффектов и порождают допол­нительные сложности. Результатом могут стать не только возник­новение бюджетного дефицита в будущем, но и осложнение соци­альной ситуации в обществе, и непропорциональное развитие эко­номики.

Следовательно, финансирование бюджетного дефицита является проблемой, единое решение которой достаточно сложно. Единственно верным способом финансирования дефицита бюдже­та может служить увеличение доходов государства, произведенное благодаря общему росту экономики и увеличению доходов всех субъектов хозяйственной деятельности. Данная ситуация может наблюдаться только в условиях общего роста экономики и благо­приятного положения экономики данного государства на между­народных рынках [5].

Наши рекомендации