Развитие инженерного дела в эпоху капитализма

Возникновение капитализма было подготовленно общественным разделением труда и развитием товарного хозяйства в недрах феодализма. Великие географические открытия (XV-XVIIвв.) и захват колоний (XV-XVIII вв.) обеспечили нарождающейся европейской буржуазии новые источники накопления капитала, развитие товарного производства и обмена. Однако раздробленное товарное производство уже не могло удовлетворить растущий спрос на товары. Исходным пунктом капи­талистического производства стала простая капиталистическая кооперация (мануфактура). Слово мануфактура происходит от латинского manus – рука и factura – изготовление (ручное изготовление), т.е. совместный труд многих людей, выполняющих от­дельные производственные операции под контролем специалистов. Предпосылками для возникновения мануфактуры послужили: рост ремесленного производства, дифференциация, труда мелких товаропроизводителей, появление мастерских с наемными рабочими и стремление к увеличению производства товаров для первоначального накопления капитала. Ис­точ­ником дешевой рабочей силы для первых капиталистических предприятий было массовое разорение ремесленников и крестьян в результате иму­щественной дифференциации. Мануфактура формировалась двумя способами:

- объединение в одной мастерской ремесленников разнородных специальностей, через руки которых должен пройти продукт вплоть до его окончательного изготовления;

- объединение в мастерской ремесленников одной и той же специальности, каждый из которых выполняет одну и ту же отдельную операцию.

Мануфактуры Западной Европы создавались в виде нескольких форм: рассеянная, смешанная и централизованная.

В рассеянной мануфактуре предприниматель скупал и продавал продукт самостоятельно. Он снабжал ремесленников сырьем, орудиями производства. Таким образом, мелкий производитель практически был отрезан от рынка и получал заработную плату за количество производственного товара, продолжая трудиться в своей домашней мастерской.

Централизованная мануфактура предусматривала объединение наемных рабочих (ремесленников) в городах в одной мастерской.

Смешанная мануфактура предусматривала исполнение отдельных операций на дому (как правило на базе домашнего кустарного производства) с завершением цикла производства товара в централизованной мануфактуре.

Создание и развитие мануфактурного производства послужило мощным толчком к развитию инженерного дела, ввиду того, что каждый работник мануфактуры получал заработную плату за количество изготовленных или обработанных им изделий. Это привело к созданию специальных инструментов, вспомогательных механизмов, усовершенствованию орудий труда, применению различных источников в процессе производства.

Процесс создания и развития мануфактурного производства в Англии происходил в 16-18 века и охватывал текстильную, металлургическую и металлообрабатывающую отрасли, судостроении, производстве бумаги и стекла.

В Голландии мануфактуры распространились в 16 веке в шерстоткацкой, ковровой, текстильной отраслях.

Во Франции, рассеянная мануфактура возникла в 16-17 веках на базе деревенской суконной и кожевенной отраслей. Централизованная мануфактура – на базе книгопечатания, металлообработки, шелкоткацком производстве и производстве предметов роскоши. Зарождающееся мануфактурное произ­водство в Западной Европе обладало и определенными особенностями:

- свобода предпринимательства (в чем заинтересован, тем и зани­маюсь);

- свобода выбора места для своих задач (производства);

- свобода найма рабочей силы, в том числе и технических специ­алистов;

- свобода реализации готовой продукции.

Дальнейшее развитие мануфактурного производства, а затем и фа­брич­но-заводского, позволило создать законодательную базу, обеспе­чивающую государственную защиту всех этих свобод.

По мере развития машинной техники происходит все большая диф­ференциация труда и совокупный работник, подобно тому, как усложнение техники и углубление разделения труда в армии привело к выделению инженеров в отдельный род войск, так же и в раннекапиталистической промыш­ленности наблюдается процесс образования особого, самосто­ятельного в структуре производственного механизма - инженерно-техни­чес­кого работника.

Буржуазные революции в ряде стран Западной Европы (Нидерланды - ко­нец XVI в., Великобритания - середина XVII в., Франция - конец XVIII в.), осуществив переворот в политической надстройке, ускорили процесс сме­ны феодальных производственных отношений капиталистическими. Круп­ный шаг в развитии производительных сил буржуазного общества был сделан с появлением мануфактуры. Мануфактурное производство соз­давало предпосылки к совершенствованию и усложнению произ­вод­ствен­ных процессов, к созданию специализированных орудий труда, что в свою очередь способствует росту технического творчества, росту механизации и машинизации мануфактурного производства, снижению доли ручного труда.

Мануфактурное производство в Западной Европе сыграло важней­шую роль в развитии инженерного дела, т.к. разделение труда позволило более детально вникать в его особенности и облегчать монотонный ручной труд введением простых, а затем и более сложных устройств, при­спо­соблений, механизмов и машин. Ярким примером такого процесса может служить повышение производительности труда в текстильной про­мыш­ленности.

В 1733 г. английский ткач Джон Кей изобрел летающий (самолетный) челнок и механизировал ткацкий процесс. Количество ткани, произ­во­димое одним человеком за день, увеличилось вдвое.

В 1764 г. другой английский ткач, Джеймс Харгривс, изобрел прялку, наз­ванную Дженни. Колесо, которое вращалось рукой, приводило в движе­ние 8 шпинделей, и один человек мог одновременно прясть 8 нитей. 1771 г. Ричард Аркрайт построил прядильный станок, работавший от водяного колеса.

Усложнение технических изделий и совершенствование производства, углубление специализации труда и рост технического творчества, раз­деление труда на умственный и физический создают предпосылки перехода от мануфактурного производства к фабричному производству с исполь­зо­ванием машин.

Переход от мануфактуры к фабричной системе был осуществлен в ходе промышленного переворота в Западной Европе (вторая половина XVIII - середина XIX вв.). Изобретение в 1777 г. парового двигателя английским инженером Дж. Уайтом (1736-1819гг.) привело к появлению целого ряда машин. Паровая машина стала главным источником энергии в Британской империи, а затем и во всех государствах Западной Европы. Рост потребности в машинах и механизмах привел к изменению тех­нической базы машиностроения и переходу к производству машин машинами.

Важным фактором стимулирования инновационной деятельности являются первые шаги для освобождения от оков старого промышленного законодательства. Вводятся патенты на изобретение, т.е. юридически закрепляются права пользования новыми разработками в сфере про­мышленности. Закон о патентах появляется в Англии (1623 г.), а затем во Франции (1791 г.). Если в период феодализма основной формой охраны авторского права был законодательно не подкрепленный секрет, про­изводственная тайна, то теперь выдача патента узаконивала изобретение как форму собственности. Новые технические идеи становятся товаром и приносят немалый доход. В общественном мнении формируется новый взгляд на авторское право изобретателя. Так, на Учредительном собрании при обсуждении закона 1791 г. Буфлер сказал: “Если для человека и существует истинная собственность, то это его мысль; она является личной собственностью, она независима, она предшествует всем сделкам... Изо­бретение, источник искусств, является вместе с тем источником первичной собственности, все другое просто результат договоров” (Бризон П. История труда и трудящихся. Пг., 1921. с. 231). Влияние законов о патентах на изобретения на дальнейшее развитие инженерной деятельности трудно переоценить. Если раньше получение доходов от изобретений было редкостью, то теперь инженеры были заинтересованы в активной ин­но­вационной деятельности. Эта мера была революционной по отношению к развитию техники и технологий, а буржуазия получила рычаги акти­визации инновационной деятельности. С этого периода развитие патентной защиты идет рука об руку с ростом промышленности, а количество сде­ланных изобретений свидетельствует об интенсивности технического прогресса.

Со второй половины XVII в. людей как будто охватывает страсть к изобретениям, горячка новых промышленных открытий, пишет Лампрехт: “Искали perpetuun mobile, старались создавать всякого рода замысловатые приспособления, поразительную смесь в виде фонтанов в садах или часов с музыкой и появлением фигур в определенное время; играя и переливаясь через край, разливались новые фантастические стремления механики в области изобретений.”

В стремлении создать у себя новые отрасли производства одни пра­вительства занимаются постоянным сманиванием зарубежных мастеров, другие же запрещают эмиграцию таким рабочим. Такие запрещения эмиграции встречаются в Англии 1719 и 1750 гг., они касаются всех ква­лифицированных рабочих, занятых в наиболее технически развитых от­раслях промышленности. Одновременно запрещается вывоз инструментов и станков. Не менее ожесточенную борьбу с миграцией специалистов и мастеров вела Франция: в 1569г. выезд за пределы страны грозил ссылкой на галеры (гребные суда, около 32 весел в один ряд на борту) и кон­фискацией имущества, а в 1682 г. - даже смертной казнью.

В XVIII веке появляется своеобразный тип людей, изобретающих что угодно: так, например, Реомюр изобрел термометр, особую выделку желе­за, фарфора, красок, способ производства зеркал, консервирования яиц и т.д. Пален изобрел насос, вентилятор, печь, пароход, способ искус­ственного ускорения роста цветов и др. Бехер сконструировал аппараты для ткачества, вязания чулок, наматывания шелка, способ постройки мельниц, выделки смолы из каменного угля, изобрел термоскоп и др. XVIII век породил “цепную реакцию” изобретений, что привело к необходимости усиления технического руководства производством, возникает необ­ходимость в освобождении инженерно-технических работников от менее квалифицированной доли труда, которая могла быть возложена на технических работников более низкой квалификации. Если в этот период еще значительная часть изобретений совершалась непрофессионалами - гениальными самоучками и практиками, уже появлялась и все уве­личивалась группа специально подготовленных конструкторов. Запас науч­ных инженерных знаний становится настолько велик, что для дальнейшего развития машин и механизмов требуется специальное техническое обра­зование.

В этот период инженеры были, как писал известный историк науки М.А. Гуковский, “выходцами из цехового ремесла, но все тянулись к науке, ощущая абсолютную необходимость ее для надлежащей постановки своих технических работ.” Можно сказать, что они уже ориентировались на научную картину мира, хотя еще недостаточно опирались на науку в своей повседневной практике. “Вместо анонимных ремесленников все в большем количестве появляются техники-профессионалы, крупные технические индивидуальности, знаменитые далеко за пределами непосредственного места своей деятельности. Но быстрое и принципиально новое развитие техники требует и коренного изменения ее структуры. Техника доходит до состояния, в котором дальнейшее продвижение ее оказывается не­возможным без насыщения ее наукой. Повсеместно начинает ощущаться потребность в создании новой технической теории, в кодификации тех­нических знаний и в подведении под них некоего общего теоретического базиса. Техника требует привлечения науки.” (Гуковский М.А. Механика Леонардо да Винчи. М.; Л., 1947. с.240, 303).

В конце XVII в. появляется обширная техническая литература. Соз­даются первые институты - школы прикладных наук, которые выпускают инженера-профессионала, имеющего формальное удостоверение своей компетентности.

Большое значение для инженерного дела имело образование в Лондоне (1660 г.) Королевского научного общества, а в 1666 г. Фран­цузской Академии наук. В уставе Лондонского королевского общества при его основании было записано, что оно должно “совершенствовать поз­нание натуральных вещей и всех полезных искусств, мануфактур, меха­нической практики, машин и изобретений при помощи экспериментов” (Цит. по: Боголюбов А.Н. Роберт Гук. М.: Наука, 1984. с. 43). С этого времени инженерное дело как профессия становится зависимым от фор­мальных исследований и целенаправленного обучения.

Первые учебные заведения, готовящие инженеров в Западной Европе, были учреждены в армии. В 1653 г. в Пруссии была открыта первая кадетская школа. Для подготовки военных инженеров в XVII в. в Дании появилось первое особое училище, в 1690 г. во Франции основана артил­лерийская школа, в 1742 г. - Дрезденское инженерное училище, в 1744 г. - Австрийская инженерная академия, в 1750 - Аппликационная школа в Мьезере, 1788 г. - Инженерная школа в Потсдаме. В этих учебных заве­дениях появляется первая учебная литература для подготовки инженеров, сыгравшая важную роль в становлении и развитии технических наук. Первым по времени был издан учебник строительного искусства военного инженера (1729 г.) под названием “Наука инженерного дела”.

Подготовкой инженеров в Англии занимались: Институт граж­дан­с­ких инженеров (основан в 1818 г.), институт инженеров-механиков (1847 г.), институт морских архитекторов (1860 г.), институт инженеров-электриков (1871 г.); во Франции - Корпус мостов и шоссе (1716 г.), высшая национальная школа минеров (1778 г.), публичная трудовая школа (впоследствии политехническая) - 1794 г.

Таким образом, с развитием технической оснащенности промыш­ленного производства, возросшей потребностью в квалифицированных кадрах, способных решать нетрадиционные проблемы производства, создавать принципиально новые технические устройства, организовывать новые технологические процессы, сформировалась система подготовки инженерных кадров.

В ходе формирования фабрично-заводского производства на основе механизации технологических процессов появились систематизированные описания трудовых приемов и их последовательности, функционирования употребляемых приспособлений, устройств, механизмов, машин. Эти описания не ограничивались чисто технической стороной того или иного вида производства, но содержали обобщения, касающиеся методов орга­низации и управления любым производством, как объектом пред­при­ни­мательской деятельности в конкретном технико-экономическом и финан­совом контексте. Учебники, трактаты, словари и энциклопедии, в которых описывались, классифицировались, приводились в систему знания о технической, организационной, экономической стороне производства получили широкое распространение в конце XVIII-начале XIX вв. Образование с этого времени стало играть существенную роль в развитии инженерного дела.

В Англии и Америке инженерами называют техников высшего разряда, а научно-образованные техники именуются “civil engineer”. Однако, это звание часто не связано с получением высшего образования, которое вплоть до XX столетия не давало никаких привилегий при устройстве на работу. Многие гражданские инженеры имели чисто прак­тическое образование.

Во Франции инженеры получали три степени достоинства: ординарный инженер, старший инженер, генеральный инспектор.

В Германии в XVIII в. впервые возникла система специального среднего технического образования. Ее появление было связано с острой потребностью в квалифицированных кадрах развивающейся промыш­лен­ности и неспособностью традиционной академической школы удовлет­ворить эти потребности. Появилась новая форма учебного заведения - техникум. Курс обучения в техникумах продолжался от 2.5 до 4 лет. До поступления в техникум учащиеся должны были не менее года прак­ти­ко­ваться на заводе по избранной специальности.

В Англии инженерное образование осуществлялось двумя основными путями:

- прохождение общего двухгодичного курса обучения, годовая прак­тика и получение звания бакалавра, последующее теоретическое обучение в течение 3 лет;

- получение теоретической подготовки в вечерней или воскресной шко­ле и практический опыт работы на заводе. После этого он может поступить в одно из технических обществ: институт инженеров-механиков, институт гражданских инженеров, институт морских архитекторов и т.д., которые выдают диплом на звание инженера после завершения обучения.

Технический прогресс, развитие специального инженерного обра­зования способствовали дальнейшему углублению внутри­профес­сио­наль­ного разделения труда. Осмыслением технической задачи, определением спо­собов ее решения стали заниматься инженеры-исследователи, проекти­ровщики, технологи, труд которых стал почти неотличим от труда ученого-прикладника. Производство технических средств с каждым годом стано­вилось все более и более связанным с научной деятельностью. Этот процесс сближения породил группу специалистов, которую сегодня называют инженерно-технической интеллигенцией.

Фабричное производство капиталистического общества, изменив всю существовавшую систему производственных отношений, знаменовало на­чало новой эры для инженерной профессии. Отмена цехового строя и пе­ре­ход к свободному предпринимательству стимулировал резкое повышение инновационной активности - одно за другим были сделаны изобретения, из­ме­нившие традиционные технологии в самых разных отраслях промыш­ленности. Так, в 1830 г. французский портной Бартолеми Тимонье скон­стру­ировал первую швейную машину, делавшую до 200 стежков в минуту, против 30, выполнявшихся вручную. В дальнейшем конструирование швейных машин продолжили американец Э. Хоу, И. Зингер и др.

В конце 19 в. появились первые паровые повозки. Английский гор­ный инженер Ричард Тревитик 1804 г. построил первый паровоз “Нью Кастл” (Новый Замок), который мог развивать скорость до 8 км/ч и пере­во­зить в общей сложности 70 пассажиров и 10 грузовых вагонов на расстояние 16 км. В 1814 г. англичанин Джордж Стефенсон создал паровой двигатель, способный перевозить 30 т. груза со скоростью 6.5 км/ч. Конец 19 в. в Западной Европе называют эпохой железных дорог.

В 1860 г. бельгийский инженер Этьени Ленуар изобрел двигатель внут­реннего сгорания (газовый), а в 1876 г. немецкий инженер Николай Отто изобрел четырехтактный двигатель (большинство автомобильных двигателей и в наши дни основаны на схеме Отто). Если инновационная активность докапиталистических формаций побуждалась главным образом военными нуждами и вечными поисками алхимических способов получения золота, то теперь появляется новый стимул - личное обогащение, бизнес на изобретениях. Этот бизнес получил утверждение и признание с введением закона о патентах на изобретение сначала в Англии и Франции, а затем и в других европейских странах и Америке. Изобретения становятся профес­сией в полном смысле слова, а число изобретателей-инженеров постоянно возрастает.

Создается целая сеть институтов, регламентирующих самые разные стороны жизнедеятельности инженерной интеллигенции:

- образовательные институты обеспечивают устойчивый характер воспроизводства группы с гарантированным уровнем профессиональной компетентности;

- профессиональные ассоциации создают профессиональную среду и защищают ее интересы от посягательств внешних сил, в том числе и государства;

- профессиональные союзы берут на себя функции защиты интересов своих членов, которые в данном случае выступают как интеллектуальные работники.

Капитализм дает нам инженеров в том виде, в каком мы их находим и сегодня. С этого времени начинается современная история профессии.

Наши рекомендации