Требования менеджеров высшего звена к МИС
Программа-минимум | 1. Анализ динамики бизнеса (продажи, рентабельность) в различных разрезах (продукты, клиенты, менеджеры). 2. Управление и оценка эффективности работы с клиентами (для корпоративного рынка). 3. Планирование, контроль и оценка эффективности коммуникаций. |
Стандартные требования | Программа-минимум плюс характеристики конкурентов (цены, условия работы с клиентами, реклама). |
Программа-максимум | Стандартные требования плюс: 1. Макро-характеристики рынка (емкость, тенденция развития, доли конкурентов). 2. Микро-характеристики (мотивации, потребительские ценности, алгоритм принятия решения о покупке). |
Система маркетинговой информации позволяет свести воедино внутреннюю учетную информацию компании (данные бухгалтерии о продажах), информацию, собираемую о клиентах менеджерами по продажам и о рынке маркетологами (например, действия конкурентов, цены конкурентов, реклама фирмы и ее конкурентов, изменение законодательства, новые технологии и проч.).
Основные требования к маркетинговой информационной системе:
Ø связь с существующей учетной системой, анализ работы как с существующими, так и с потенциальными клиентами;
Ø комплексное решение аналитических задач, которые возникают в службах маркетинга и продаж: анализ собственных продаж, организация, планирование и оценка эффективности работы с клиентами, оценка влияния непрямого воздействия на рынок;
Ø возможность разграничения прав доступа, как на уровне функций программы, так и на уровне отдельных клиентов и их групп;
Ø возможность произвольной группировки продуктов, клиентов, менеджеров и ведения аналитики продаж в различных разрезах.
Ключевыми этапами постановки задачи на построение МИС являются:
Ø определение отчетов, необходимых для принятия решений менеджерами различных уровней. На этом этапе каждый из будущих пользователей формирует собственные информационные запросы к системе, формы отчетов нуждаются в утверждении;
Ø выбор программной среды и формирование базовых отчетов в электронном виде;
Ø определение основных потоков входящей информации и алгоритмов их первичной обработки, т.е. определяется исходная информация, необходимая для получения затребованных отчетов;
Ø определение необходимых источников информации и методов ее получения (например, маркетинговые исследования с отчетом в заданном формате, данные мониторинга цен конкурентов, фиксация обращений клиентов);
Ø создание эскизных отчетов и согласование их с пользователями;
Ø окончательное формирование технического задания на разработку/доработку ПО;
Ø утверждение технологий получения маркетинговой информации, определение сроков, бюджетов и ответственных за получение информации.
Маркетинговое планирование – это процесс, связанный с составлением плана маркетинга, с выбором стратегий маркетинга, нацеленных на рост объема продаж товара и максимизацию прибыли. Для создания маркетинговой информационной системы требуется обозначить матрицу принятия решений на стратегическом и тактическом уровнях управления (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Матрица принятия решений
Как уже было обозначено выше, маркетинговая информационная система-это совокупность персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений (рис. 4.2).
На примере Федеральной пассажирской компании (ФПК) проведем исследование внешней среды компании.[12]
Внутренняя информация Продажи Ресурсы Расходы и инвестиции Финансы Планы компании |
Внешняя информация Макросреда Рынки Потребители Конкуренты Поставщики |
Анализ |
Система стратегического планирования |
Система тактического планирования |
Система стратегического контроля |
Система тактического контроля |
Рис. 4.2. Маркетинговая информационная система
Создание маркетинговой информационной системы компании ФПК включает:
Ø МИС для стратегического планирования;
Ø МИС для тактического планирования;
Ø МИС для тактического контроля;
Ø МИС для стратегического контроля.
Фрагмент схемы маркетинговой информационной системы пассажирских перевозок представлен на рисунке 4.3. На ней представлены компоненты макро- и микросреды компании ФПК.
Рис. 4.3. Схема исследования внешней среды ФПК
Пример использования МИС в маркетинговом планировании пассажирских перевозок ФПК, которая включает в себя автоматизированную систему управления (АСУ) «Экспресс», представлен на рисунке 4.4.
Рис. 4.4. Схема взаимодействия МИС и АСУ «Экспресс»
МИС стратегического планирования предназначена для информационного обеспечения и анализа с целью последующей разработки стратегии развития бренда и в целом маркетинговой стратегии компании. Основными задачами стратегического планирования являются:
v выбор целевых рынков;
v выбор целевых сегментов;
v позиционирование ФПК;
v разработка бренд-стратегии;
v разработка системы ключевых показателей реализации стратегии.
В результате выстраиваются долгосрочные и среднесрочные планы деятельности компании ФПК на целевых рынках по макроэкономическим и микроэкономическим показателям (см. табл.4.6 и 4.7).
Таблица 4.6.