Теории стоимости и их разновидности

Лекция 4. Формы организации общественного производства. Экономические теории товара, денег, стоимости и цены

План

1. Генезис форм хозяйства.

2. Товар и его свойства.

3. Теории стоимости и их разновидности.

4. Закон стоимости и его роль в развитии производства.

Генезис форм хозяйства

Данная тема посвящена анализу сущности товарного производства, формам экономических связей, осуществляемых в товарном хозяйстве, содержания экономических законов, регулирующих его развитие.

Как известно, человечество не может существовать без производства и потребления материальных и духовных благ и услуг. Производство и потребление - первооснова самой жизни человечества. В одних экономических системах основной целью производства является удовлетворение собственных потребностей, в других - обогащение, получение максимальной прибыли. Это означает, что общественное производство имеет разные формы своего проявления. Эти формы определяются уровнем развития производительных сил, их структуре, уровню общественного разделения труда, а также степенью зрелости экономических отношений между людьми, формами экономических связей в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Степень зрелости экономических отношений зависит прежде всего от форм собственности на средства производства, ибо тот, кто присваивает эти средства, определяет форму производства, его организации и присваивает результаты производства. Сначала зарождается, развивается, расцветает, становится господствующей простая экономическая форма. На определенном этапе она начинает отмирать и уступает место более сложной экономической форме, которая, в свою очередь, проходит снова состояние зарождения, развития, расцвета, господства и постепенного отмирания. Этот процесс называется генезисом форм хозяйства.

Форма общественного производства - это определенный способ организации хозяйственной деятельности. Проанализировав процесс возникновения, происхождение (генезис), основные черты и использования конкретных форм хозяйствования, экономисты пришли к выводу, что в течение длительного времени существования человеческой цивилизации используются две основные формы организации общественного производства - натуральная и товарная. Каждая из них имеет свои особенности и общие черты. Не случайно эти формы до сих пор сосуществуют, но их удельный вес и роль в процессе общественного воспроизводства неодинакова. В развитых странах мира абсолютно подавляющее товарная форма организации, тогда как в развивающихся странах, а также в тех, которые относительно недавно стали на путь развития экономики рыночного типа (страны СНГ, включая Украину), сохраняется значительная доля натурального хозяйства, особенно в аграрном секторе.

Исторически первой формой общественного производства было натуральное хозяйство, возникшее в период существования первобытнообщинного строя.

Натуральное производство представляет собой такую ​​форму общественного производства, которая предусматривает обмен деятельности людей в пределах определенных территорий. На этой основе оно является замкнутой формой хозяйства. Примером такой территории была сельская община и господствующее поместье в Украине до 1917 года, где осуществлялся обмен продуктами, товарами, услугами. Типичной формой натурального производства является многоотраслевое личное хозяйство крестьян, которое практически не связано с рынком или связано эпизодически, от случая к случаю. Преимущественно натуральным было хозяйство рабовладельческих латифундий, феодальных имений, крепостных крестьян.

Характерными чертами натурального производства были: экономическая замкнутость, что означает почти полную изолированность от общественного разделения труда, универсальный характер рабочей силы, низкий уровень специализации и производительности труда, консерватизм, прямой экономический связь между производством и потреблением через распределение, минуя обмен; примитивные орудия труда, часто конечный результат не делился на необходимый и прибавочный продукт, основным противоречием было противоречие между неразвитым, примитивным общественным производством и неразвитой системой общественных потребностей. Обострение этого противоречия побудило к переходу от натурального к товарному производству.

Натуральное хозяйство соответствует такому уровню развития производительных сил и экономических отношений, которые обусловливают чрезвычайно ограниченную цель производства, низкий и однообразный уровень потребностей общества. Ему отвечают такие технологические способы производства, которые осуществляются с помощью примитивных орудий труда и методов обработки металлов. Они получили названия "каменный", "бронзовый" и "железный век". Историческое значение натурального хозяйства заключается в том, что оно создало предпосылки для развития общественного разделения труда.

На смену натуральному хозяйству пришло товарное производство как более развитая и эффективная форма организации общественного производства, история возникновения которого своими корнями уходит еще к периоду распада первобытнообщинного строя. Такая форма организации общественного хозяйства была распространена в рабовладельческом обществе и при феодализме. Своего же апогея, расцвета и всеобъемлющего характера товарное производство достигло при капитализме. История его насчитывает около 7000 лет. И в современных условиях оно остается господствующей и достаточно эффективной формой общественного производства.

Товарное производство - такая форма организации общественного хозяйства, когда продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена, для продажи на рынке. Товарное производство предполагает производство товаров экономически обособленными товаропроизводителями для удовлетворения общественных потребностей через рынок. Данное определение товарного производства указывает на основную причину возникновения его: экономическую обособленность. Другими условиями существования товарного производства является наличие общественного разделения труда, частная собственность на средства производства, особенности характера труда. Основными чертами товарного производства являются: общественное разделение труда, специализация производства, обмен, экономическая обособленность производителей, свобода выбора ресурсов, средств и целей производства, конкуренция. Товарному производству присущи ряд противоречий, а именно, противоречие между индивидуальной и общественной работой и противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения. Первая противоречие породила простое товарное производство, вторая - товарное производство свободного рынка, коренным образом отличаются между собой, одновременно имея общие черты. Высшей формой товарного производства является товарное производство регулируемого рынка. Условием его существования есть общие черты товарного производства и специфика: сочетание принципов свободного рынка с вмешательством государства в экономику, социальную защиту населения, рост благосостояния граждан в зависимости от темпов роста производительности труда, социальное партнерство, принятие ряда стабилизационных законов.

Объектами товарного производства есть все то, что производится ним на рынок. В процессе его развития расширяются границы его объектов. Субъектами товарных отношений является прежде всего товаропроизводители, которые одновременно являются покупателями, когда покупают необходимые им товары, и продавцами, когда продают на рынке изготовленную продукцию. В целом покупателем, как субъектом товарных отношений, является любое физическое или юридическое лицо, имеющее деньги и покупает товары или услуги. На определенном этапе развития общественного разделения труда субъектами рынка становятся купцы (торговцы), которые не являются товаропроизводителями. В процессе развития товарного производства его субъектом становится наемная рабочая сила.

Эволюция товарного производства обуславливает разнообразие его видов, которые можно представить следующими моделями: модель простого товарного производства; товарное производство свободного рынка; товарное производство организованного рынка.

Первой формой товарного производства было простое товарное производство, где продукты производятся для обмена самостоятельными мелкими производителями - крестьянами, ремесленниками, кустарями и тому подобное. Его представляют частные владельцы города и села, которые занимаются мелким производством или мелкой торговлей, применяют личный труд или труд членов семьи и живут на доходы своего хозяйства. К наиболее характерным его признакам относится относительно низкий уровень общественного разделения труда, функционирования индивидуальной рабочей силы, частная собственность, незначительная конкуренция товаропроизводителей, стихийность. Простое товарное производство имело место в рабовладельческом и феодальном обществе. Однако оно не являлось господствующим, играло подчиненную роль. Господствующим было натуральное хозяйство.

Второй формой товарного производства является товарное производство свободного рынка. Среди его отличительных черт следует выделить развит общественное разделение труда, функционирования частичной рабочей силы, частнопредпринимательская и коллективно-капиталистическая форма собственности, жесткая конкуренция и стихийность, экономические кризисы перепроизводства.

Это такая форма товарного производства, когда товаром становятся не только средства производства и продукты труда, но и рабочая сила. Объектами купли-продажи становятся фабрики, заводы, акции, облигации, кредитные ресурсы. При капитализме формируется широкий внутренний рынок, быстро развивается мировая торговля и мировой рынок.

Современной формой товарного производства, присущая высокоразвитым странам, является товарное производство регулируемого рынка, приобретает социально ориентированного характера. Среди характерных особенностей этой формы - развит общественное разделение труда, постепенное формирование совокупной общественной рабочей силы, разнообразие форм собственности (смешанная экономика), государственное регулирование экономики при сохранении и развитии конкуренции, социальной защите товаропроизводителей и всего населения, отсутствие глубоких экономических кризисов.

То есть, товарное производство независимо от уровня развития и в соответствии со своими форм на всех этапах исторического развития сохраняет общие черты: частную собственность на ресурсы, экономическую обособленность, рыночную форму связи между производителями, состязательность и конкуренцию. Дальнейшее развитие товарного производства в направлении становления постиндустриального общества, развитие глобализации мировой экономики свидетельствуют, что эволюция товарной формы хозяйства продолжается.

Товар и его свойства

Товарное производство является основой рыночной экономики. В условиях товарного производства произведенный продукт приобретает форму товара. Товар - центральная категория товарного производства. Товар является предшественником многих других категорий рыночной экономики - денег, капитала, наемного труда, кредита и т. Поэтому для их понимания важно выяснить сущность товара. Существуют различные подходы к определению сущности товара.

Так, в марксистской теории товар рассматривается как продукт труда, удовлетворяющий определенную потребность человека и используется для обмена. Товаром, есть только то, что апробировано трудом. Товар есть экономической клеточкой товарных отношений. Именно в обмене товарами скрытые и сосредоточены тайны рыночной экономики.

Экономисты Запада трактуют товар как специфическое экономическое благо, любую вещь, которая продается и покупается. Американский экономист П. Самуэльсон считает, что товар - это экономическое благо, которое является относительно редким. Однако такое определение скорее относится к одному из свойств товара, а не его сущности.

Товары и услуги являются носителями экономических благ. Товары и услуги в процессе их потребления удовлетворяют определенные потребности индивида, а следовательно, для него потребительскими благами.

Товары - это материализованная часть экономических благ; они имеют материальную основу (например, автомобиль, картина, книга и т.д.). Основным признаком товаров и услуг как экономических благ является их способность продаваться и покупаться. Учитывая процесс удовлетворения потребностей и механизм купли-продажи, товары существенно отличаются от услуг.

Услуги также могут быть товарами. Их особенность заключается в том, что они являются нематериальными, их невозможно учесть или измерить. Можно говорить лишь о степени удовлетворения в определенной услуге конкретной потребности. Такая оценка частично является субъективной и зависит от лица, получает услугу. К услугам относятся, например, образование, медицина, кино, театр, транспорт и т. Современные цивилизации (ЕС, США, Япония) характеризуются значительной долей (около 70%) услуг в национальном производстве и высоким качеством их предоставления.

Товары и услуги могут взаимозаменять друг друга (субституты) и взаимодополнять друг друга (комплементы). Товары-субституты - товары и услуги, способные удовлетворять одну и ту же потребность человека (например, печенье и вафли, кофе и чай и т.д.). Товары взаимодополняющие - это товары и услуги, которые способны удовлетворять определенную потребность человека только в комплексе (например, автомобиль и бензин, фотоаппарат и фотопленка).

Товар имеет два свойства: потребительскую стоимость и стоимость (ценность). Некоторые экономисты выделяют еще одно свойство товара - относительную редкость, считая, что если бы все блага, которые производятся, не были бы относительно наших потребностей относительно редкими, тогда не было бы товаров и денег. Все блага были бы бесплатными как воздух.

Потребительская стоимость - это способность вещи удовлетворять какую-либо потребность человека. Разные вещи способны удовлетворять различные потребности человека. Потребительская стоимость может или непосредственно удовлетворять личную потребность человека, или быть средством производства необходимых человеку благ. Например, хлеб удовлетворяет потребность в пище, ткань - в одежде, потребительная стоимость ткацкого станка заключается в том, что с его помощью производится ткань. Потребительская стоимость как свойство товара удовлетворяет потребность не производителя, а потребителя, то есть общественной потребительской стоимости. Товаром выступает не любая потребительская стоимость, а лишь та, которая является носителем стоимости.

Стоимость товара - овеществленный в товаре общественный труд производителя, это внутреннее свойство товара. Стоимость как экономическая категория, свойственная только товарному производству. Она выражает отношения обмена через куплю-продажу. Поэтому стоимость нельзя увидеть, почувствовать на ощупь. Она проявляется только в процессе обмена товаров на рынке.

Меновая стоимость является внешним проявлением стоимости, который осуществляется путем обмена одного товара на другой. Меновая стоимость как форма проявления стоимости, является определенным количественным соотношением, в которой потребительские стоимости одного рода обмениваются на потребительские стоимости другого.

Носителем стоимости выступает лишь тот продукт человеческого труда, измеряется не индивидуальными, а общественно - необходимыми затратами труда. Общественно-необходимые затраты труда - это затраты труда при нормальных имеющихся условиях производства, средней производительности труда и средней умелости рабочего. На величину общественно необходимых затрат труда влияющих на производительность и интенсивность труда. Производительность труда не меняет стоимости всех товаров, а только ведет к снижению стоимости единицы товара. Интенсивность труда не изменяет стоимости единицы продукции, но ведет к увеличению стоимости всей массы товаров.

В современной неоклассической экономической теории выделяют такие характеристики товара как: "полезность", "ценность", "редкость".

Теории стоимости и их разновидности

Стоимость (ценность) трактуется по-разному и является величиной абстрактной. В реальной жизни на рынке выступает цена, которой отводится исключительно важная роль. Она - главное божество, фетиш, вечная загадка и постоянная боль: все вырастает из цены, все свои полномочия, все сводится к ней. Цена окружает нас со всех сторон и выступает в разных ипостасях. Плата за товары и услуги, заработная плата, ссудный процент, дорожная пошлина, страховые взносы - все это и многое другое имеет отношение к цене. Стоимость и цена - одни из самых сложных экономических категорий, изучению которых были посвящены научные труды и опыт целых школ и течений в экономической науке. Их разный подход в трактовке сути стоимости и цены нашел отражение в теориях стоимости, сформировались в ходе развития экономической науки.

Впервые вопрос о сущности стоимости поставил выдающийся мыслитель Древней Греции Аристотель. Наблюдая процесс обмена, он пришел гениального для своего времени выводу: если один товар обменивается на другой, то это означает, что они соизмеримы или уровне. Однако Аристотель не смог объяснить, что лежит в основе такого равенства товаров. Впервые научный ответ на этот вопрос дали представители английской классической политической экономии - В. Петти, А. Смит и Д. Рикардо, создав трудовую теорию стоимости. Завершена она в наиболее последовательном виде - в трудах К. Маркса. Эта теория исходит из того, что субстанция и величина стоимости, как основа цены, определяется затратами труда на производство товаров.

Как писал А. Смит, труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным мерилом стоимости или единственной мерой, с помощью которой мы можем сравнивать между собой стоимости различных товаров. Если на первых этапах развития экономической теории источником стоимости определялся любой вид конкретного труда в сфере обращения (меркантилисты), производстве благородных металлов (Петти), в сельском хозяйстве (физиократы), то у А. Смита и Д. Рикардо обосновано положение о том, что стоимость товара создается трудом в любой отрасли материального производства.

Вместе с тем А. Смит обнаружил определенную непоследовательность, считая, что стоимость (ценность) определяется трудом только в простом товарном производстве. В условиях развитого товарного обмена стоимость определяется как сумма доходов (заработная плата, прибыль и рента). Определение стоимости суммой доходов свидетельствует, что А. Смит, проявив гениальную непоследовательность, заложил основы теории факторов производства, которая получила широкое распространение в XIX столетии.

Свое дальнейшее развитие трудовая теория стоимости получила в трудах немецкого ученого К. Маркса, который создал учение о двойственном характере труда. По мнению К. Маркса, двойственная природа товара связана с двойственным характером труда, создающего товар. Труд товаропроизводителя реализуется, с одной стороны, в особой целесообразной форме (конретного труд), что формирует потребительскую стоимость, а с другой - в виде расходов физических и умственных сил человека как труд вообще (абстрактный труд) и оказывается в меновой стоимости.

Конкретный труд является непосредственно частным, а абстрактная - скрыто-общественной. Именно обмен раскрывает общественное значение продукта. Противоречие между частным и общественным трудом является основным в товарном производстве.

Цену К. Маркс рассматривает как денежное выражение стоимости и предполагает возможность отклонения цены от стоимости, прежде всего, в зависимости от спроса и предложения. Рост спроса ведет к повышению цен относительно стоимости при неизменном предложении, а увеличение предложения при стабильном спросе, в свою очередь, может привести к снижению цен до уровня ниже стоимости.

Теория факторов (расходов) производства определяет стоимость товаров по затратам на их производство: труд, землю, капитал. Эта теория впервые была обоснована в трудах французских экономистов первой половины XIX века Ж. Б. Сея и Ф. Бастиа. Считая, что в создании стоимости участвует не только труд, но и другие факторы производства, Сэй считал, что капитал предоставляет производительную услугу производству. Факторы производства, согласно этой теории, принимают равноправное участие (которая определяется для каждого из них рынком) в процессе создания стоимости, а доходы от использования факторов производства в виде заработной платы, процента и земельной ренты - это цена производственных факторов.

В 70-х годах XIX века широкое развитие получила теория стоимости, при определении ее величины делала упор на необходимости. Это так называемая теория предельной полезности, обоснованная представителями австрийской школы, профессорами Венского университета К.Менгером, Ф. Визер, Е. Бем-Баверком, а также экономистами-математиками В. Джевонсом (Англия), Л.Вальрасом (Швейцария). Согласно этому подходу в основе обмена лежит не стоимость, а полезность. Теория предельной полезности определяет стоимость товаров степени полезности последней единицы товара или услуги Цена отдельного товара зависит от степени удовлетворения потребности в нем.

Современный подход к теориям предельной полезности и теории трудовой стоимости заключается в том, что определение общественно необходимых затрат невозможно без учета полезного эффекта.

Стоимость факторов производства, в том числе средств производства и труда, а следовательно, и издержки производства трактовались как имеющие производный от предельной полезности предметов потребления характер. Стоимость средств производства определяется их предельной производительностью, то есть величиной создаваемого ими предельного продукта, под которым понимается уменьшающийся прирост продукции, полученный на единицу средства производства в результате его увеличения при неизменной величине остальных факторов производства.

Близкие к теории предельной полезности теории стоимости, которые определяют последнюю (а также цены) исключительно колебаниями спроса и предложения. Соотношение спроса и предложения определяет меновой стоимости без участия стоимости и произведенных расходов, что исключает меновой стоимости в процессе формирования цен (то есть теория цены без стоимости). Соотношение спроса и предложения, по мнению западных ученых, влияя на объем продукции, поступающей на рынок, тем самым влияет на издержки производства, которые, в свою очередь, влияют на предложение товаров, то есть взаимодействие сил спроса и предложения толкают цены в сторону равновесия, при которой издержки производства играют определяющую роль в формировании цен.

В современных условиях среди других выделяется неоклассическая теория стоимости, которая наиболее полно обоснована в трудах выдающихся экономистов А. Маршалла (Англия) и П. Самуэльсона (США). На предварительный план выдвигается теория цены, которая комплексно изучает влияние различных факторов на рыночные цены. Английский экономист А. Маршалл под стоимостью понимал цену равновесия, формируется на рынке. Он объединил существовавшие до него теории ценности (стоимости) в единую теорию цены, на основе которой объяснил процесс ценообразования.

А. Маршалл исходил из того, что в создании ценности участвуют два фактора: объективный - издержки производства и субъективный - полезность. Формирование рыночных цен происходит в результате взаимодействия спроса и предложения. Цена спроса определяется предельной полезностью. Это максимальная цена, которую готов заплатить за товар покупатель. Цена предложения определяется издержками производства. Это минимальная цена, за которую готов продать товар продавец. Итак, рыночная цена (цена равновесия) обусловлено взаимодействием цены спроса и цены предложения в зависимости от соотношения спроса и предложения.

К другим современных теорий ценности принадлежат информативная теория стоимости. Последнее приобретает все большее значение в эпоху перехода к постиндустриальному обществу, в котором усиливается переход от материально-вещественных элементов к идеально-духовных, от ушедшей в живой, интеллектуального труда, которая становится доминирующей.

Различные теории ценности не следует противопоставлять, ведь они сформировались на разных этапах развития общества и экономической науки. Каждая из них отражает различные стороны экономической жизни.

Наши рекомендации