Принцип сравнительного преимущества.
Наименование | Страна А | Страна Б |
Товар 1 | 3 рубля | 1 рубль |
Товар 2 | 6 рублей | 3 рубля |
В стране А производство и товара 1 и товара 2 обходится дороже, чем производство этих товаров в стране Б. Эффективна ли в этом случае м/н специализация и торговля? Оказывается, да. Производство товара 1 в стране Б в три раза выгоднее (3 рубля : 1 рубль), а производство товара 2 в стране Б только в два раза выгоднее (6 рублей : 3 рубля), чем в стране А. Следовательно, страна Б обладает абсолютным преимуществом перед страной А в произ-ве обоих товаров, но имеет сравнительное преимущество в произ-ве товара 1. Это означает, что оба гос-ва получат выгоду, если страна Б будет спец-ся на производстве товара 1, а страна А на производстве товара 2, а затем они будут обмениваться посредством м/н торговли. Закон сравнительного преимущества сформулировал Д. Риккардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1819 г) Теория А. Смита стала рассматриваться частным случаем закона Д. Рикардо.
№81.Рынок капитала и процент.2.Финансовые и предпринимательские ресурсы мирового хозяйства. 3.Классические теории м/н торговли: теория Хекшера-Олина, теорема Рыбчинского, парадокс Леонтьева.
|
Капит. вложения матер. и денеж.средств в эк-ку, в производство, называют также капиталовложениями или инвестициями.
Рынок капитала и капитальных активов — это составная часть рынка факторов производства,
К капит. активам отн-ся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин произв. назначения, оборудования и инструментов; земля; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение для ЭВМ и разнообразная информация экономического содержания.
в совр. эк-ке границы понятия капитала расп-ся на физически осязаемые и неосязаемые объекты. Рынок факторов производства специфика действующих здесь законов спроса и предложения устанавливают цену любой разновидности капитальных активов Их ценой выступает тот доход, который они способны принести в результате использования, производственного применения.
Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает годовая процентная ставка, т.е. такая величина дохода, которая исчис-ся за опред. период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер получаемого дохода выступает, по существу, ценой капитала и капитальных активов, вплоть до таких форм, как наличные деньги, предоставляемые в ссуду, ценные бумаги и т.д. Все формы капитала и капитальных активов "достаточно разнообразны, их зачастую невозможно суммировать в натурально-вещественном выражении. Однако рынок требует их единообразной оценки и соизмерения, без которых невозможно принять обоснованные инвестиционные решения, осуществить расчет возможных доходов.
Общим знаменателем, к которому сводят стоимость капитала в форме любого актива, выступает их денежная оценка. В денежном выражении м.б.просуммирована стоимость гидростанций и причалов, тракторов и компьютеров, стройматериалов и сырья для консервной фабрики. В денежном измерении обозначен номинал облигаций, акций, любых других ценных бумаг. По существу, все экон. блага производственного назначения, будучи выраженными в денежной форме, приобретают вид капитального актива, обращающегося на рынке.
Процент как доход на капитальные активы будет тем выше, чем выше производительность реальных экон. благ, представленных капитальными активами как факторами производства.
Для сложных производственных процессов в текущий момент или для осуществления их в будущем требуется накопление денежных средств, которые по мере превращения их в реальный капитал будут высокопроизводительными, а следовательно, принесут более высокий доход в будущем. Именно с этой целью осуществляется накопление капитала и его инвестирование. Оценка прибыльности осуществляется на основе чистой производительности капитала, исчисляемой, во-первых, после всех платежей от прибыли, и, во-вторых, в сопоставлении с осуществленными затратами. Эффективный инвестиционный проект — эТ0 проект, годовой доход от которого не ниже рыночной нормы % по любому другому капитальному активу, включая банковскую процентную ставку.
Исчисление дохода, или определение расчетной величины чистой производ-ти капитала, наз-ся дисконтированием. Банк. % ставка играет в этих расчетах определяющую роль. На ее основе осущ-ся расчет дохода в форме процентов, которые м.б.получены от будущих инвестиционных проектов. Дисконтирование осуществляется по формуле D=Dt/(1+r) где D — текущая дисконтированная стоимость актива; Dt — ежегодный будущий доход от актива, инвестированного на период, равный / лет, r— норма банковского %.
Пром. и др. инвестиции имеют экон. смысл только в том случае, если годовой доход от них выше, чем процент по банк. депозитам (вкладам), а тем более по всем другим активам, инвестирование кот. связано с риском. Цены на инвестиционные товары, такие, как оборудование, сырье, материалы и т.п., устан-ся в зав-ти от будущих доходов от их производительного использования, вычисляемых с помощью дисконтирования.
Инвест. решения обосновываются исходя из таких параметров текущего момента, как цена приобретаемых на рынке инвестиционных товаров, норма %, уровень годового дохода от применения этих товаров, цены их возможной реализации по остаточной стоимости в конце срока службы.
2. Финансовые и предпринимательские ресурсы мирового хозяйства
Предпринимательский ресурс - это способность к эффект.орг-ции взаимодействия остальных экон. ресурсов (труда, земли, капитала, знаний) для осущ-я хоз. дея-ти.
Этот ресурс реал-ся в сфере менеджмента, при управ.деят-ю фирмыи орган-ции.В состав предприн. ресурса входят его носители(предприниматели), инфраструктура (рыночные институты), этика и культура.
К предприн.относят владельцев компаний не явл-ся их собств-ми, а также тех организаторов бизнеса,кот. сочетают в одном лице владельцев и управл-х
Предприн. ресурс обилен в стране, если в ней немало опытных и образованных предприн., развита рын. инфрастр-ра, имеет глубокие корни предприн. этика и культура, а сам дух общества пронизан стремлением значительной части населения к предпринимательской дея-ти. Подобными характеристиками обладают прежде всего развитые страны, а из остальных государств - прежде всего страны Восточной и Юго-Восточной Азии.
В усл. х глобализации и либерализации хоз. дея-ти, когда даже малым и средним предпринимателям стан-ся доступны труд., прир., капит. и интеллект. ресурсы далеких от них стран и тем более товары из них и рынки сбыта, большое значение приобретает предприн. ресурс. Особенно он важен в дея-ти фирм, постоянно и активно действующих на внеш. рынках, Т.е. транснац. корпораций.Теорет. модели указывают на необходимость для ТНК иметь преимущества перед местными конкурентами, в том числе и по предпринимательскому ресурсу. Теория м/н конкуренции помогает предпринимателям осознать наиболее важные элементы м/н конкурентоспособности их фирм.
Предп. ресурс равен приблизительно 4-5% от численности населения, до 50% из этого числа приходится на малый и средний бизнес.
Финансовые ресурсы.
Капитал как экон. ресурс подраз-ся на реальный и финансовый (денежный). Последний представляет собой фин.ресурсы, кот.неравномерно распр-ся м/у странами и регионами и поэтому постоянно перем-ся м/у ними, принимая форму м/н движения капитала. Та часть фин. ресурсов, кот.занята в обслуживании платежей, возникающих в ходе м/н торговли товарами, услугами и знаниями и м/н миграции раб. силы, принимает форму м/н валют-расчет. отн-ий.
Капитал пополняется за счет инвестиций, а они финансируются за счет сбережений. Этот процесс называют капиталообразованием. Сбережения по объему могут отличаться от инвестиций, и этот дисбаланс яв-ся важной предпосылкой для перелива фин. ресурсов между странами, преимущественно в форме м/н движения капитала. При этом капитал устремляется прежде всего в страны с наиболее благоп. инвест. климатом.Фин. ресурсы мира - это сов-ть фин. ресурсов всех стран, м/н орг.м/н финансовых центров мира. По узкому определению этотолько те финансовые ресурсы, которые используются в м/н экон. отношениях. Механизм перелива фин. ресурсов можно представить в виде схемы из след. блоков – фин. помощь, прямые инвестиции, мировой фин.рынок (мировые рынки капитала), золотовалютные резервы. Мировой фин. рынок (мировые рынки капитала) с функц. т.з. разбивается на целый ряд рынков (валют., акций, КТ ный и др.), с т.з. сроков обращения фин.ресурсов на денежный рынок (к/с) и рынок капитала (д/с). К/с характер пребывания на мир. фин. рынке знач. части фин. ресурсов делает его подверженным приливам и отливам фин. средств из фин. центров на периферию и из одних фин. центров в другие. Глав.агентами мир. финансового рынка яв-ся ТНК, ТНБ и институц. инвесторы. Наиболее активно перелив финансовых ресурсов осущ-ся в мировых финансовых центрах, где сосредоточена основ. масса этих ресурсов. Они расположены в основ. в странах с так называемыми зрелыми рынками, а остальные рынки называются возникающими (нарождающимися) рынками капитала(Польша,Чех,РФ,Инд.,Индонез.,Ю.корея,Сингапур,Тайвань) Как и другие потоки фин. ресурсов, ввоз и вывоз прямых инвестиций достигает рекордных величин в годы экон. подъема(1,4 трлн долл. В 2001 г.) и сниж-ся в менее благопр. годы (0,6 трлн долл. В 2004 г.). Основ. масса прямых инвестиций(покупка инвестором долей или акций в ЮЛ с возможным форм-ем органов упр-я этого ЮЛ с участием инвестора,позволяют непосредственно влиять на проинвест. бизнес. роль прям.инвест.увел) осела в странах со зрелыми рынками(другие-Китай и НИС) Прямые инвестиции обеспечивают знач. часть валового накопления(рост реального капитала- здания, сооружения, станки, машины и оборудование, инструменты и проч. — то есть все то, что используется для производства и транспортировки товаров и услуг) в малых странах, часто решающую, а в крупныхстранах - лишь значит.Другая часть фин. ресурсов мира предоставляется в виде фин. помощи.Осн.источниками помощи в мире яв-ся развитые страны( ЕС, США и Япония). Офиц. золотовал- резервы (ЗВР) предназначены для обеспечения платежеспособности страны по ее м/н фин. обязательствам, а также для воздействия на курс нац. валюты ч/з валют. интервенции. Сущ. общепринятый мин. ЗВР - 6месячный объем импорта товаров и услуг. Глобализация фин. ресурсов порождает как +, так и - последствия.
Норма валового накопления:(инвестиции в реальный капитал приводят к его росту или к валовому накоплению,отношение валового накопления к ВВП и есть норма валового накопления)Разв. страны:20,95% (-1,5) к ввп
НИС Азиатские:25,7 (6,1) к ввп,остальные страны:26,4(3,9) к ввп,
Норма валового сбережения отношение всех сбережений страны к ее ВВП)Разв.страны:19,4 к ввп
НИС Азиатские:31,8 к ввп .Остальные страны:30,3 к ввп
3.Классические теории м/н торговли: теория Хекшера- Олина, теорема Рычинского, парадокс Леонтьева.
В 20—30-х годах XX века была создана новая теория Хекшера—Олина, дополненная затем П. Самуэльсоном и положившая начало развития неоклассической школы. В новой теории факторы, определяющие МРТ и мир.торговлю, связ-ся не только с природно-естест. усл. производства в стране, но и с осн.факторами производства: труд, земля, капитал. Разл. страны по-разному наделены этими факторами. В одной стране относ. избыток труда и недостаток капитала, в другой, избыток труда и нехватка раб.силы. Вывод: страна будет экспортировать «дешёвый фактор производства», который у нее в относ.избытке.
В 1954 г. Василий Леонтьев сделал попытку проверить на практике теорию Хекшера—Олина. США в то время обладали избытком капитала и в соответствии с теорией Хекшера—Олина они должны были экспортировать капиталоемкие товары. Однако результат исследований В. Леонтьева оказался обратным и известен сейчас как «парадокс Леонтьева». Исследователь обнаружил, что, несмотря на избыток капитала и нехватку рабочей силы, США экспортировали более трудоемкую и менее капиталоемкую продукцию. По мнению В. Леонтьева, это произошло потому, что амер. труд был высококвалифицированным и имел выс. производительность труда. Поэтому В. Леонтьев предложил конкретизировать факторы производства, в частности, он дифференцировал труд на квалиф. и неквал. Изобилие квалиф. труда приводит к экспорту товаров, изготовленных с его помощью. Изобилие неквал. труда приводит к экспорту товаров, произведенных с его участием.
Теорема Рыбчинского закл-ся в утверждении, что, если в теории Хекшера — Олина величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы н/о увел.производство той продукции, в кот. интенсивно исп-ся этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Приводится следующее обоснование этого утверждения. Для того чтобы цены на товары оставались пост., неизменными д.б цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли. |
№91.Рынок земли и рента.2.Постиндустриализация как основная тенденция развития МЭ .3.Современные теории м/н торговли. Теория конкурентных преимуществ М.Портера
1.Рынок земли и рента.
Земля — это ресурс, кот.й не производится, а существует как природ. объект, кот. количественно ограничен.,в связи с этим предложение земли совершенно неэластично.Поэтому величина зем.ренты опр-ся спросом на аренду зем.участков.
Отношения по поводу ценообразования и распред.доходов от исп-ия земли, ее ископаемых ресурсов и недвижимости называются рентными.Вболее узком смысле под экон. рентой поним-ся цена земли, уплачив-ая арендатором ее собств-ку за возм-ть производит.исп-ния земли и получения прибыли.Рента яв-ся частью этой прибыли и уплачивается путем ее распред-я в пользу собственника земли.Собст-ть на землю с ее естеств. ресурсами и недвижимотью в виде построенных сооружений дает основание д/получения чистой,т.е. абсолютной ренты,а также доходов в виде арендной платы.Зачастую рента вкл.в себя и арендную плату, если земельный участок аренд-ся для хоз.исп-ния с построен.на нем сооружениями. арендная плата выступает самост.формой платежа,при кот.исп-ся лишь недвижимость,т.е. сооружения,здания.На рынках факторов производств земля,ее ресурсы и недвижимость вкл. в товарный оборот как ресурсы, не имеющие альтернатив взаимозамещения во многих сферах хозяйствования.Эконом.ренту они приносят потому, что их предложение на рынках не эластично. Если на графике изобразить на графике кривую предложения земли,то получится абсолют.вертик.линия. Можно повысить произ-ть земли,улучшить ее кач-ва,повысить рыноч.уровень ренты,как платы за землю или снизить этот уровень до минимуму но кол-во совокупного предлож.этого фактора в каждый фикс.момент времени увел.невозможно.Чистая экон.рента опред-ся соотнош. спроса и предложения земли на рынках. В усл. отн-но неэласт. предложения земли, ее ресурсов и недвиж-ти как факторов произ-ва раноч.спрос выступает важнейш.усл. ценообразования.Для предпринимателй спрос на землю и связ-ые с ней факторы приз-ва должны совпадать с размером получ.предельного продукта в денежном выражении.Наклон кривой спроса означает постеп. убывание дохода. противодействовать чему ожно улучшением методов землепользования, применением прогрессивных технологий и способов исп-ния подобных факторов производства
Площадь Q
Главные усл. образования земельной ренты:
1) ограниченность плодородных земель;
2) монополия на землю как объект собс-ти или как объект хозяйствования;
3) низкое ограничение строения капитала.
В усл. х рыночной экон. земля приобретает товарную форму: она покупается и продается. Владея землей, собственник постоянно получает доход в виде ренты.
Цена землизависит от:
1) размеров земельной ренты, которую может получить
землевладелец, став собственником данного участка;
2) ставки ссудного %.
Т.о. , цена земли (Ц3) представляет собой капитализированную земельную ренту.
2. Постиндустриализация как основная тенденция развития МЭ.
Постиндустриализацией называется переход от индустриального общества к постиндустриальному. Это главная тенденция развития Мира в 21 веке.Основ.часть истории человечества приходится традиционно к доинд. общ-ву (развитие первичного сектора- с/х).Доиндустриальное общество доминировало до конца 18 века, далее развитые страны вступают в период индустриализации и мир постепенно переходит в индустриальную фазу развития с преобладанием обрабатывающих отраслей.Главный сектор- втор.пром-ть и стр-во.Высокоразв.страны вступают в постиндустр. Стадию во 2 половине 20 века (60-е годы)Среднеразвитые и некоторые развив.ближе к концу 20 века.
Третичный сектор доминирует в экон. развитых стран. В РФ свыше 50% занятых в немат.сфере.
В США уровень занятых в третичном секторе – 75%.В Гол.5 % занятых в с/х кормят всю страну.Быстрый рост трет.сектора происходит за счет науки, обр., здравоох., культуры, искусства. Увел. роль туризма и индустрии отдыха.
В постинд. Экономике основ.ресурсами становятся не прир.ресурсы, а знания и квалиф.труд.
Экон. отношения во многом опред-ся способностями вырабатывать и использовать новые знания.
Поэтому экономика должна обеспечивать производство знании и форм-ние носителей этих знаний, т.е. высокообразованной, творческой, физически здоровой раб.силы.
Харак-ка постиндустриальной экон. :Глав.особенностями яв-ся 1)изменение структуры производства и потребления, за счет возрастания роли услуг 2)рост уровня образования, при увеличении значения послешкольного, послевузовского образования ( в большинстве стран Мира повышается уровень квалификации рабочей силы. Высокий уровень квалификации обеспечивает высокий уровень з/п 3)нов.отношение к труду всех категории занятых: творческое отношение к труду всех категории занятых, высокие требования к отношениям на работе (малые и средние предп. – локомотив экон.)4)повышенное внимание к окр.среде5)усиление внимания к решению проблем экологии 6)социализация или гуманизация экон.Означает вложение средств в развитие человека и общества вцелом, эти вложения прояв-ся в форме бесплатного или частично датируемых гос-вом: образования, здравоохранения, занятий наукой, искусством и т.д.Г.о социализация прояв-ся в том, что образование и здравоохранение бесплатно. При улучшении экон. ситуации уровень социализации повышается.7)Информат.общ-ва. Инфо. в разл. формах , начиная от науч.знаний и до баз данных приобретают все больш. значение, как фактор экон. развития.Преобразование, распределение инфо.дают все больш.прибыль, стан-ся иск. эффективными. Норма рентабельности может достигать 100%.7)В рез-те этого в мире увел. численность людей производящих инфо. и знания: ученые,журналисты.Тех кто распространяет СМИ,инфо-сети,учебные заведения, и те кто потребляет инфо.8)Общество становится все более насыщено знаниями и становится компьютеризированным.
3.Современные теории м/н торговли. Теория конкурентных преимуществ М.Портера.
Одна из общих проблем теорий внеш.торговли - совмещение интересов нац. экон. и интересов фирм, участвующих в м/н товарообороте. Это связано с ответом на вопрос: "как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях?". Ответить на данный вопрос попытался ученый-экономист из США М. Портер.На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустр.стран, на кот.приходится почти ½ мир.экспорта, он выдвинул концепцию "м/н конкурентоспособности наций". Конкурентоспособность страны в м/н обмене опред-ся воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:
факторных усл.; усл. спроса; состоянием обслуживающих и близких отраслей; стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации.
М. Портер - сторонник клас. теории факторов, которые он не ограничивает исходными, вводя новые, в том числе возникающие в процессе производства (повышение производительности труда при нехватке трудовых ресурсов, внедрение компактных, ресурсосберегающих технологий при ограниченности земли, естественных богатств).
Второй компонент - спрос - определяющий для развития фирмы. При этом состояние внутреннего спроса во взаимосвязи с потенциальными возможностями внешнего рынка решающим образом воздействует на фирменную ситуацию. Здесь немаловажно обозначить и национальные особенности (экон., культурные, образовательные, этнические, традиции и привычки), влияющие на выход фирмы за пределы страны. Подход М. Портера предполагает преобладающее значение требований внутреннего рынка для дея-ти отдельных компаний.
Третье - состояние и уровень развития обслуживающих и близких отраслей и производств. Обеспеченность соответствующим оборудованием, наличие тесных контактов с поставщиками, коммерческими и финансовыми структурами.
В-четвертых, стратегия фирмы и конкурентная ситуация. Избранная фирмой рыночная стратегия и организационная структура, предполагающая необходимую гибкость -важные предпосылки успешного включения в международную торговлю. Серьезным стимулом яв-ся достаточная конкуренция на внутреннем рынке. Искусственное доминирование с помощью гос. поддержки - негативное решение, приводящее к растрате и неэффективному использованию ресурсов. Теоретические посылки М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90 х гг. ,
№101.Издержки производства и их виды.2.Транснационализация хозяйственной дея-ти. Транснациональные корпорации в системе современного разделения труда и организации МЭ. 3.Роль международных экон. организаций и форумов в развитии м/н торговли.
1.Издержки производства, их виды
Издержки производства - выраженная в денежной форме совокупность затрат живого труда и материальных средств на изготовление продукции или услуг.
Издержки производства включают в себя затраты предприятия на:
приобретение средств производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, электроэнергии, оборудования и т.д.)
оплату труда работников производства.
Издержки производства – это затраты, обусловленные выпуском продукции. Экономические издержки состоят из внешних (явных, бухгалтерских) и внутренних. Внешние издержки – это денежные расходы на оплату ресурсов, купленных у других фирм и отраженных в бухгалтерских книгах. Внутренние (неявные, скрытые) состоят из неоплаченных затрат фирмы из-за использования принадлежащих ей ресурсов, и нормальной прибыли или факторного дохода предпринимательства.
В процессе производства издержки делятся на общие, постоянные, переменные, средние, предельные. Постоянные издержки – это издержки, величина которых прямо не зависит от изменения объема производства (амортизация, зарплата администрации и т.д). Переменные издержки – это издержки, величина которых прямо зависит от изменения объема производства (затраты сырья, материалов, зарплата производственных рабочих). Общие издержки – это сумма постоянных и переменных издержек. Средние издержки – это общие издержки, которые приходятся на производство одной единицы продукции. Предельные издержки (МС) – это издержки, которые приходятся на производство дополнительной единицы продукции.
Правило минимизации издержек: Предельные издержки равны средним издержкам, если средние издержки достигают своего минимума Чтобы минимизировать издержки, объем производства нужно увеличивать до тех пор, пока предельные издержки не станут равны средним издержкам
Экономисты считают издержками все платежи - внутренние и внешние, необходимые для изготовления продукта (услуги). Const. издержки производства - такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Const. издержки связаны с функционированием производственного оборудования фирмы, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относится оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, отчисления на амортизацию, страховые взносы, зарплату. Переменные издержки - такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспорт, трудовые ресурсы. Прирост суммы переменных издержек, связанных с увеличением объема производства на одну единицу, не яв-ся постоянным. Общая сумма издержек - это сумма постоянных и переменных издержек при данном объеме производства. Она будет уменьшаться при увеличении объема производства и нарастать при уменьшении предельной производительности. Переменными издержками предприниматель может управлять, const. - находятся вне контроля фирмы. Средние издержки - издержки в расчете на единицу продукции. Они используются для формирования цены. Средние const. издержки определяются путем деления суммарных постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки определяются путем деления суммарных переменных издержек на кол-во произведенной продукции. Средние общие издержки можно рассчитать путем деления суммы общих издержек на кол-во продукции. Предельные издержки - дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Предельные издержки помогают определить предельную загруженность, выше которой производство не эффективно. С помощью предельных издержек можно определить минимальный эффективный размер предприятия.
Издержки обращения - затраты, связанные с доставкой продукции потребителю. Производительные - транспорт, хранение, подработка. Чистые - затраты, обусловленные сменой форм стоимости.