Государственные расходы и налоги
Государственными (правительственные) расходы - расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.
Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Государственные расходы играют значительную роль в -социально-экономическом развитии общества.
Государственные расходы выступают в форме:
• государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;
• строительства за счет капитальных вложений;
• расходов на оборону, управление и т.д.
Основная часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей.
Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.
Внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
Государственное регулирование экономики (регулирующая функция);
Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
Стимулирующая функция.
2. Маржинализм: теория предельных величин. Предшественники маржинализма. Первый этап маржиналистской революции
Маржинализм - один из методологических принципов буржуазной политической экономии, основанный на использовании анализа предельных величин для исследования экономических законов и категорий.
У маржинализма было несколько предшественников.
Первым протомаржиналистом можно назвать Иоганна Генриха фон Тюнена (1783 - 1850). Его книга Изолированное государство вышла в 1826м году и была посвящена вопросам рационального ведения сельского хозяйства; видимо по этому она и не была замечена экономистами, которые изучали уже экономику промышленного производства.
Далее следует упомянуть Антуана Огюстена Курно (1801 - 1877) и его труд Исследования математических принципов в теории богатства (1838). Огюст Курно был, в первую очередь, математиком; поэтому его можно считать основоположником математического метода анализа экономики.
И последним среди предшественников маржинализма нужно упомянуть Германа Генриха Госсена (1810 - 1858), который в 1854г издал книгу Развитие законов общественной жизни и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности. В своей книге Госсен два важнейших принципа, получившие в современной экономической литературе наименование Законы Госсена. Суть первого закона Госсена: величина удовлетворения от каждой дополнительной единицы данного блага в одном непрерывном акте потребления неуклонно снижается и при насыщении равна нулю. Суть второго закона Госсена: максимальное удовлетворение потребностей при ограниченном количестве доступных благ достигается тогда, когда потребление каждого блага останавливается в точке, где интенсивность удовольствия (полезность) выравнивается, становится одинаковой для всех.
Первый этап охватывает 70—80-е гг. XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К.Менгера и его учеников, а также упомянутых выше англичанина У.Джевонса и француза Л.Вальраса.
При этом ставшая на данном этапе центральной теория предельной полезности товара объявлялась школой главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии».