Глоссарий. Потребности - это нужда в чем-либо, требующая удовлетворения
Потребности - это нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.
Экономические потребности удовлетворяются путем использования материальных и нематериальных благ и услуг.
Благо - то, что обладает свойствами, полезными для потребителя.
Ресурсы - факторы, используемые в процессе создания благ для конечного потребления.
Свободное благо- это благо, количество которого достаточно для удовлетворения потребностей всех нуждающихся в нем по нулевой цене.
Ограниченное (экономическое) благо - это благо, количество которого недостаточно для удовлетворения потребностей всех желающих. Для приобретения такого блага необходимы затраты.
Эффективность - показатель соотношения полученного результата и произведенных затрат.
Экономический выбор- ситуация, при которой из нескольких возможных вариантов нужно предпочесть один, который обеспечит максимальную эффективность. Альтернативная стоимость (издержки) - лучший из вариантов, от которого отказались в пользу выбранного.
Модель - абстрактный образ действительности, помогающий понять суть происходящего явления; упрощенное и упорядоченное отражение реальности, необходимое для выявления и изучения закономерностей.
Кривая производственных возможностей- модель, иллюстрирующая проблему экономического выбора в условиях ограниченности ресурсов.
Закон возрастающих альтернативных издержек- для производства каждой дополнительной единицы одного из благ нужно последовательно отказываться от всё большего количества единиц другого блага.
Спрос- отношение между рыночной ценой блага и его количеством, которое потребители готовы приобрести в течение определенного периода времени при прочих равных условиях (т.е. неизменности других факторов: дохода, вкусов, ожиданий и проч.).
Величина спроса- количество товаров или услуг, которое потребитель готов купить по данной цене.
Предложение - отношение между рыночной ценой и количеством товаров, которое производители готовы предложить в течение определенного периода времени при прочих равных условиях (издержках, ожиданиях и проч.).
Величина предложения- количество товаров или услуг,- предлагаемое на продажу по данной цене.
Неценовые факторы спроса- факторы спроса, кроме цены на данный товар, которые изменяют отношение между ценой и запрашиваемым количеством товара. Изменение этих факторов вызывает сдвиг всей кривой спроса. Наиболее важные из них: доходы потребителей, цены взаимозаменяемых и взамодополняемых товаров, потребительские предпочтения, ожидания потребителей и их количество.
Неценовые факторы предложения- факторы предложения, кроме цены на данный товар, которые изменяют отношение между ценой и предлагаемым продавцом количеством товара. Изменение неценовых факторов сдвигает всю кривую предложения. Наиболее важные из них: цены связанных товаров, цены факторов производства, технология, ожидания продавцов, макроэкономическая политика государства. Рыночное равновесие - такое состояние рынка, когда количество товара, которое готов продать производитель, равно количеству товара, которое готов приобрести покупатель при данной конкретной цене. Равновесная цена - цена, при которой величина спроса равна величине предложения.
«Мертвый груз» (DWL) - это чистые потери, которые несет общество в связи с несовершенством рыночного механизма. Их возникновение объясняется потерями эффективности.
Эластичность- степень реакции зависимой переменной на изменение независимой.
Полезность - удовлетворение, получаемое индивидом в результате потребления блага.
Потребительская функция - связь между количеством потребляемого блага, общей полезностью, извлекаемой при этом потребителем.
Предельная полезность - прирост общей полезности при увеличении потребления некоторого блага на единицу.
Кардиналистская (количественная) концепция полезности предполагает возможность точного количественного измерения величины полезности.
Нормальные товары - товары, потребление которых растет с ростом дохода.
Кривая Энгеля показывает соотношение между денежным доходом и количеством покупаемого товара.
Кривая «цена-потребление» - это кривая, связывающая все точки равновесия потребителя при изменении в ценах; кроме того, она позволяет вывести кривую индивидуального спроса.
Товары Гиффена - некачественные товары, расходы на которые в бюджете потребителя составляют значительную часть и потребление которых увеличивается даже при увеличении цен на них.
Эффект дохода - это изменение величины спроса на товар в результате изменения дохода потребителя.
Эффект замещения - это изменение величины спроса на товар в результате изменения соотношения цен.
Краткосрочный период- это период времени, в течение которого хотя бы один фактор производства остается фиксированным, т.е. постоянным.
Долгосрочный период - это период времени, в течение которого может быть изменено количество всех используемых факторов производства.
Производственная функцияхарактеризует техническую зависимость между количеством применяемых ресурсов и объемом выпускаемой продуции за единицу времени.
Изокванта- множество точек, координаты которых характеризуют минимальные количества труда и капитала, необходимые для создания данного объема продукции.
Изокоста (линия равных издержек) - это множество точек, координаты которых представляют собой комбинации ресурсов, доступные при данном бюджетном ограничении и ценах на ресурсы.
Издержки– это плата за услуги производственных факторов, используемых в процессе производства продукции.
Общие издержки (ТС)- это вся сумма затрат на производство продукции.
Постоянные издержки (FС)– издержки, величина которых не зависит от объема производства.
Переменные издержки (VC) - издержки, величина которых зависит от объема производства.
Предельные издержки (МС) - изменение в общей величине издержек при увеличении объема производства на единицу: МС = DТС/DQ.
Монопольная власть - способность воздействовать на цену продукта, изменяя объем предложения на рынке.
Ценовая дискриминация - назначение разных цен на однородный товар, не обусловленное различиями в издержках.
Общее экономическое равновесие - состояние экономики, при котором на каждом отдельном рынке величина спроса равна величине предложения.
Общественные блага- это блага неделимые: потребление такого блага одним человеком не является препятствием для одновременного потребления того же блага другими людьми.
Чистые общественные благанаряду со свойством неделимости обладают еще и неисключаемостью: из потребления такого блага невозможно исключить того, кто не заплатил за него.
Внешние эффекты (экстерналии) - эти издержки или выгоды от рыночных сделок, не нашедшие отражения в ценах.