Состояние строительства и эксплуатации жилья в Ульяновской области.
На начало 2011 года жилищный фонд Ульяновской области увеличился по сравнению с 1970 годом в 5,5 раза и составил 30,0 млн. кв. метров общей площади жилья.
Таблица 5.9. Распределение населения по уровню жизни на основе потребительских бюджетов(%) [76]
Население, всего, в т.ч: | Доходы | ||||||
– бедные | До 1 ПМ | 1,5 | 35.9 | 17,8 | 15,0 | 13,4 | 10,4 |
– низкообеспеченные | От 1 ПМ до 2 ПМ | 18,9 | 43,6 | 32,2 | 30,4 | 28,4 | 24,9 |
– среднеобеспеченные | От 2 ПМ до 7 ПМ | 73,9 | 20,9 | 45,2 | 48,5 | 50,4 | 53,5 |
– высокообеспеченные | От 7 ПМ и выше | 5,7 | 0,2 | 4,8 | 6,1 | 7,8 | 11,2 |
После 90-го года началось снижение объемов строительства и ввода жилья в эксплуатацию. За 2001 – 2007 гг. в среднем сдавалось по 260 тыс. кв. метров жилья, что немногим выше среднегодового уровня 1051–1955 гг. годы.
Рисунок 5.3. Объемы жилищного строительства в Ульяновской области.
Основные объемы жилищного строительства в области приходятся на 1961 – 1990 гг. С 2007 года заметно увеличились среднегодовые темпы строительства и сдачи в эксплуатацию жилья в области (см. рис.5.3). За 2008-2010 гг. в среднем сдавалось в эксплуатацию по 502 тыс. кв. м. жилья в год.
С 1993 года началась реформа ЖКХ. Правительством РФ было принято постановление № 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг». Основной идеологией реформы был принят перевод жилищно-коммунального хозяйства из социальной сферы в сферу производства, строящегося на рыночных отношениях. Государство постепенно стало выводить ЖКХ, как и всю экономику, из сферы своей прямой непосредственной ответственности с одновременной передачей финансирования социальной сферы, в том числе жилищного хозяйства, на регионы. Одновременно происходит сокращение бюджетов регионов, в то время как износ жилищно-коммунальной инфраструктуры и сетей составляет 70 - 80 %.
Основными направлениями реформирования ЖКХ определялись:
- повышение эффективности, устойчивости и надежности функциони-рования жилищно - коммунальных систем;
-
улучшение качества жилищно - коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат;
- адресная социальная защита населения при оплате жилищно- коммунальных услуг.
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы констатировала, что: «Общая потребность в затратах на модернизацию сетевого хозяйства и генерирующих мощностей теплоснабжения, а также на модернизацию систем водоснабжения и канализации составит 510,47 млрд. рублей.Из федерального бюджета на эти цели ежегодно направлялось порядка 7-10 млрд. рублей, т. е. меньше чем две сотой части потребности[77].
Академик д.э.н С. Глазьев пишет, что: «В ходе встреч с президентом мы неоднократно ставили вопрос о том, что для решения сложившихся вопросов ЖКХ государство должно иметь механизм изъятия сверхприбыли от эксплуатации природных ресурсов в доход бюджета» [78].
Министр финансов говорит, что у него нет средств на финансирование модернизации ЖКХ [79], в то же время «доля государственных расходов, например в Великобритании еще при М.Тетчер составляла 42% ВВП, в Швеции эта доля достигла до 65 %, а в современной России – всего 11% [80].
По последним данным Госкомстата, одна пятая часть населения России имеет доходы ниже прожиточного минимума. К тому же тарифы и стоимость услуг в социальной сфере растут со значительно высокими темпами, чем доходы населения. При этом расходы населения растут значительно быстрее, чем расходы бюджетов других уровней. Сопоставительный анализ соотношения расходов населения и бюджета области на душу населения в настоящее время, например, по здравоохранению составляет 3-4 раза, по образованию – 14-15 раз.
Следовательно, нужны кардинальные меры по увеличению доходов населения, в том числе:
– повышение оплаты труда наемных работников на основе модернизации производства, роста производительности труда;
– активизация работы профсоюзов в части увеличения уровня заработной платы на предприятиях и организациях области;
– ускоренное развитие малого предпринимательства, что значительно способствовало бы увеличению доходов доли незанятых наемным трудом населения;
– энергосбережение во всех видах жилищно-коммунальных услуг и др.
В соответствии с государственными функциями регулирования законодательства и правовых отношений на уровне Правительства РФ, в ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства страны в последние годы приняты законы и нормативные документы, которые в перспективе будут являться фундаментом в вопросах управления и правовых отношениях жилищно-коммунального хозяйства России, в их числе:
– Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ;
– Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
– Федеральный закон от 06.10.200 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства»;
– Закон Ульяновской области «Об организации местного самоуправления в Ульяновской области» от 15.09.2004 г. № 055 - ЗО.
Постановления Правительства РФ:
– от 17.11.2001 г. № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация ЖКК РФ ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы»;
– от 21.05.2005 г. № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения»;
– от 29.08.2005 г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»;
– от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»,
– от 21.01.2006 г. № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»;
– от 06.02.2006 г. № 75 «О порядке проведения органов местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»;
– от 23.05.2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;
– от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»;
– от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими нормативную продолжительность».
В соответствии с жилищным кодексом РФ (Закон № 189-ФЗ), принятым 29 декабря 2004 г. Государственной Думой РФ собственником жилья является Товарищество собственников жилья – ТСЖ, функции управления жилищным фондом – Управляющая компания, а функции обслуживания, предоставления коммунальных услуг – жилищные и коммунальные организации.
В свою очередь Федеральный закон № 131 – ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет взаимодействие указанных выше структур и органов муниципальных образований. Кроме того, Муниципалитет в этих взаимоотношениях выступает еще и как собственник определенной части муниципального жилого фонда (для обеспечения жильем инвалидов и некоторых других слабозащищенных категорий населения).
Муниципальное образование формирует систему взаимодействия муниципального заказчика (в лице службы заказчика) и организаций – производителей жилищно-коммунальных услуг.
Службе заказчика от администрации муниципального образования соответствующим договором (поручения или агентским) передаются правомочия муниципального заказчика по формированию и размещению муниципального заказа, формируемого в соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 54 закона № 131 - ФЗ).
Службе заказчика одновременно предоставляются также полномочия по ретрансляции комплекса определенных прав и обязанностей хозяйствующим субъектам любой организационно-правовой формы, берущимся обслуживать жилищный фонд и объекты коммунальной инфраструктуры.
Муниципальный заказ законодательно определяется как совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет местного бюджета.
Таким образом, муниципальный заказ становится основой управления жилищно-коммунальным комплексом и представляет собой установленные каждым муниципальным образованием требования и условия по жилищно-коммунальному обслуживанию, являющиеся обязательными для включения в договоры с организациями ЖКХ на содержание и ремонт жилищного фонда, предоставление коммунальных услуг. После утверждения муниципального заказа служба заказчика заключает с коммунальными предприятиями договоры на предоставление жилищных и коммунальных услуг, определяя их параметры в соответствии с действующим законодательством [81].