Экономическое учение меркантилизма. Меркантилизм зародился в Западной Европе в 16 веке
Меркантилизм зародился в Западной Европе в 16 веке. Широкое распространение получил в 17 столетии и представлял экономические интересы зарождающейся буржуазии.
Главной предпосылкой возникновения и развития меркантилизма было разложение феодализма и зарождение капитализма.
Мерк. возник на базе обобщения опыта первоначального накопления капитала и решал практические вопросы ускорения этого процесса.
В теоретическом отношении мерк. был очень слабым. Меркантилисты не давали развернутой теории капитализма, не анализировали его законов и категорий. Они практиковали преимущественно вопросы экономической политики и решали их конкретно, практически. Концепция меркантилизма прошла два этапа в своем развитии:
1.Монетарная политика. Решение проблемы накопления золота в национальном масштабе. Монетарная система – выражение движения капитала, протекающего только в сфере обращения. Стремление накопить капитал в денежной форме было специфической чертой монетаризма.
2.Система торгового баланса. Отказ от запрета вывоза денег за границу, ограничение импорта, иноземных товаров. Теория торгового баланса давала более зрелое и эффективное решение экономических проблем.
Идеи меркантилизма в России
В России идеи меркантилизма получили развитие в 16-17 в. Основой мерк. является торговля. В России она развивалась в трудных условиях: усиливалось крепостничество, расширялась барщинная система.
Впервые идеи мерк. выразил Афанасий Ордин-Нащекин. Он был высокого мнения о торговле. В 1667 году составил Новоторговый устав, согласно которому иностранцы обязаны были платить пошлину. Розничная торговля иностранцам запрещалась. Отмеченные проекты были разновидностью практического меркантилизма.
Видное место в истории русского меркантилизма занял Петр I. Он проводил политику мерк. характера. Русские экспортеры освобождались от импортных пошлин на 26 % . Полагалось взимать пошлину с импорта железа, полотна, парусины.
Экономические взгляды И.Т. Посошкова: Основное произведение «Книга о скудости и богатстве». Основные положения книги:
1.О богатстве – богатство народное достояние.
2.Развитие промышленности – строительство заводов (Будет содействовать «соблюдению денег в стране»)
3.Устранить праздность. Крестьян в свободное от полевых работ время занять ремеслом.
4.Строго регламентировать внешнюю торговлю. Все купечество объединить в компанию. Задача компании - удерживать высокие цены на русские товары.
Предложения, выводы Посошкова носили прогрессивный характер.
5)Классическая школа политической экономии — одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая парадигма экономической науки — трудовая теория стоимости. Вслед за физиократами, классики пропагандировали экономический либерализм. Школа активно развивалась в конце XVIII века — 30-х гг. XIX века.
Причины появления
Зарождается с остановлением и развитием капиталистических производственных отношений, когда рынок (сист. товар.производства) охватывала все экономическое пространство. В усл-х капит-ма формир-ся сист.наемн.труда (купля-продажа раб.силы) юрид.свобод.людей.
Этапы развития
Первый этап: середина XVII — начало XVIII века. Этот период характеризуется расширением рыночных отношений. Развенчивание теории меркантилизма. Главными представителями этого направления в данный период времени считаются У.Петти и П.Буагильбер[2].
Вторая половина первого этапа приходится на середину — начало второй половины XVIII века, характеризуется появлением такого направления школы, как физиократизм. Среди представителей данного направления можно выделить Ф. Кене, А. Тюрго и др.
Возникновение школы физиократов было обусловлено социально-экономическими условиями, характерными для Франции в 18в. определились две проблемы, которые сдерживали в этой стране развитие капитализма.1) господство в стране меркантилизма, 2) сохранение в сельском хозяйстве феодальных порядков.
Основоположник- Француа Кенэ.заложил основы физиократизма, сформулировал его эк и полит программы.прежде всего он считал необходимым перевод натурального с/х на товарную основу на основе создания крупных фермерских хозяйств.Стремился этим вывести Францию из тяжелого эк и соц положения, ликвидировать пережитки феодализма.
Свои рассуждения Кенэ сопровождает таблицей, в которой сравнивает эффективность существующего феод хоз-ва и хоз-ва, кот называет рациональным(без феод.пережитков).в табл с/х рассматр-ся как единое производство.рассчитал издержки пр-ва, опреелил разницу м/у стоимостью и издержками для всей эк-ки-первое исследдование в истории мировой эк мысли по определению чистого нац проукта(совокупного прибавочного).
Второй этапполностью связан с именем Адама Смита. Среди его трудов можно выделить монументальное произведение «Богатство народов» (1776 год.
Третий этап — вся первая половина XIX века. В историческом аспекте характеризуется с завершением промышленного переворота в развитых странах. В этот период идеи А. Смита углублялись и дополнялись целой группой его последователей, среди них: Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н.У.Сениор, Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа и др.[4]
Четвёртый этап — завершающий этап во второй половине XIX века. Это период обобщения лучших достижений классической школы.
Самыми известными и яркими представителями этого направления были шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикардо (1772-1823). Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главным всемирно известным трудом было "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776).
В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара.
А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, - прибыли, заработной платы и земельной ренты, - и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом.
Главные концепции "экономический человек" и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения - стремление к собственной выгоде.
В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы.
Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. В соответствии с классиками экономические законы и конкуренция действуют как "невидимая рука". В результате ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением.
6)2.1. Методологические основы маржинализма.Неоклассическое направление возникло в последней трети Х1Х века, хотя «старт» был дан ему несколько раньше. Приставка нео (новый) появилась в результате маржиналистской революции - первой методологической революции в экономической науке.Произошла кардинальная смена парадигмы в экономической теории, появилось новое учение, обобщенно называемое маржинализмом (от французского «маржиналь» - предельный). Хотя это название далеко не полно отражает методологические основы нового учения, тем не менее, оно закрепилось в экономической науке. Основателями маржинализма считаются А.Курно (1801-1877) –французский математик, философ и экономист, Г.Госсен (1810-1858)-немецкий экономист, У.Джевонс (1835-1882)- английский профессор логики, философии и политэкономии и группа ученых, так называемой «австрийской школы».
2.2. Австрийская школаНаиболее полно в «чистом виде» идеи маржинализма разрабатывали основатели австрийской школы профессора Венского университета Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926) и Евгений Бем-Баверк (1851-1919). Несмотря на определенные разногласия, по принципиальным позициям, которые рассмотрим ниже, они полностью солидарны.
Австрийская школа абстрагируется от производства, исходит из примата потребления над производством, а потребление рассматривает как отношение человека к вещи. Главный побудительный мотив действий человека – его психология, субъективные оценки, причем хозяйствующий субъект рассматривается внеисторически, вне зависимости от социальной среды, в которой он действует.
Согласно австрийской школе, существуют два вида ценности: субъективная – ценность хозяйственных благ для конкретного субъекта; объективная– для объяснения рыночной цены.
Субъективная ценность базируется на теории предельной полезности. Исходная аксиома этой теории: нельзя сводить стоимость к затратам труда, товар, выходящий на рынок, не имеет внутренней стоимости, а приобретает ее в процессе субъективной оценки блага потребителем (покупателем). Стоимость (ценность) блага определяется степенью полезности блага для конкретного потребителя, причем полезность рассматривается как сумма благополучия, которая достигается при помощи данного блага. При этом речь не идет обо всей совокупной потенциальной полезности данного блага в целом, а только о конкретной полезности, которую приносит вполне определенное количество данного блага. Конкретная полезность, т.е. субъективная оценка полезности данного блага, зависит от двух факторов:
1) от степени насыщения потребности в нем: каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, будет представлять меньшую полезность, чем предыдущее, так как удовлетворяет менее настоятельную потребность (вводится понятие «насыщение потребностей»). 2) от степени редкости данного блага: при ограниченном запасе данного блага наименьшую полезность имеет последний (предельный) экземпляр, удовлетворяющий наименее настоятельную потребность. Но в то же время, одинаковые единицы одного и того же блага не могут иметь разную ценность, т.к. любая единица может быть заменена другой.
Таким образом, субъективная ценность блага определяется ценностью последней единицы запаса, удовлетворяющей наименее настоятельную потребность, т.к. именно от нее откажется индивид в случае сокращения запаса.
Определение стоимости товара ценностью последней единицы запаса и есть теория предельной полезности.
Теория объективной ценности предназначена для объяснения рыночных цен. Так как на рынке одинаковые цены на один и тот же товар, этим опровергается теория субъективной ценности: не могут быть одинаковыми оценки разных субъектов. Австрийская школа решает это противоречие следующим образом: общественную предельную полезность благ рынок выводит по принципу равнодействующей оценки различных индивидов. Рыночная цена возникает в результате субъективных оценок покупателей и продавцов:
-субъективная оценка покупателя- предел повышения цен, т.е. максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за товар;
-субъективная оценка продавца - низшая граница цен, т.е. минимальная цена, по которую продавец согласен получить за свой товар.
Таким образом, совпадение субъективных оценок покупателей и продавцов - граница целесообразности сделок, но преимущество остается за покупателем. Они исходят из неизменности спроса и предложения, равенства числа продавцов и покупателей и отыскивают «предельные пары» продавцов и покупателей, наиболее близких друг к другу. В обмен вступают лишь те пары, у которых субъективные оценки покупателей будут превышать субъективные оценки продавцов. Теория субъективной ценности также отрицает существование стоимости до обмена, полагая, что она возникает случайно, в результате «столкновения» субъективных оценок покупателей и продавцов.
В соответствии с теорией предельной полезности средства производства не имеют самостоятельной ценности, так как находятся вне сферы личного потребления. Поэтому их ценность выводится из ценности предметов потребления, которые могут быть созданы при помощи этих средств производства (эти будущие потребительские блага вменяют ценность инвестиционным благам и позволяют их субъективно оценивать). Базируясь на данном подходе, «австрийцы» трактуют и источник капиталистической прибыли. Например, Вы оцениваете швейную машинку и имеете в виду костюм, который может быть произведен при помощи этой машинки. Естественно, для индивида оценка потребительского блага выше, чем инвестиционных товаров (средства производства и рабочая сила). Обмен между инвестиционными товарами, с одной стороны, и готовыми потребительскими благами – с другой, происходит в пользу последних. В результате возникает прибыль, и дело не в какой-то добавленной стоимости, созданной трудом.
2.3. Экономическое учение Альфреда МаршаллаМаршалл является основателем современной микроэкономики, почти все, что изучается в вузовском курсе микроэкономики, было изложено им в знаменитой работе Маршалл вошел в экономическую историю как основатель Кембриджской школы политической экономии, главным методологическим подходом которой был функциональный анализ «Синтетизм» Маршалла проявлялся в том, что он пытался объединить в своих работах подходы маржинализма, классической политической экономии и исторической школы Германии. Именно с его работами связан отход от попыток построения монистических теорий стоимости и цены (монизм в данном случае наличие единственного источника стоимости и цены). В теории Маршалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса, так и предложения. Но спрос у него увязан с предельной полезность, при этом цена спроса рассматривается как максимальная цена, которую покупатель может уплатить за товар и которая определяется степенью насущности потребности в данном товаре. В свою очередь, предложение связано с рикардианскими издержками производства. В результате появился знаменитый « крест Маршалла» (соединение на одном графике линий спроса и предложения на конкретный товар).
7)Термин "Институционализм" происходит от слов "институт" или "институция", обозначающих определенный обычай, порядок, принятый в обществе, а также закрепление обычаев в виде закона или учреждения. Идеологи институционализма относили к институтам как социальные и политические, так и экономические явления: государство, семью, частную собственность, корпорации, систему денежного обращения и др. Расплывчатое понятие "институт", тем не менее, уже имело отмеченную идейную нагрузку: оно означало стремление к расширению предмета экономической науки, включение в анализ неэкономических явлений.
Институционализм зародился в США на рубеже XIX и XX вв. У его истоков стоят два крупных экономиста — Т.Веблен и Дж.Коммонс. Они же стали родоначальниками двух течений внутри институционализма.
Общим для всех институционалистов является отрицание ортодоксальных теорий в следующих моментах:
• жизнь дискредитировала гедонистический мотив человеческого поведения, т.е. поведения, направленного на получение наслаждения и удовольствия, который, вслед за Джевонсом, считали основополагающим маржиналисты;
• основной постулат классической политэкономии об индивидуалистической конкуренции неверен и неточен, что особенно ярко видно в США в условиях развития корпоративной собственности и господства монополий;
• центральная проблема политической экономии, связанная с определением условий экономического равновесия, традиционно разрешаемая в духе А.Маршалла или Л.Вальраса, основана на недоразумении, которое состоит в том, что экономическая наука отождествляется с физикой, и предполагает статический взгляд на экономику и на организацию производственного процесса, а действительное развитие при этом игнорируется.
Отказываясь изучать "личные интересы" субъектов экономических отношений, институционалисты подчеркивали общественные мотивы в поведении людей, критиковали концепции автоматического регулирования экономики и выступали своеобразными предтечами кейнсианства, обращая внимание на необходимость государственного регулирования.
Торстейн Веблен (1857—1929) создал технологический вариант институционализма. Основным противоречием капитализма начала XX в. он считал "дихотомию" (разделение) "индустрии" и "бизнеса". Бизнес , утверждал Веблен, подчинил производство своим финансовым интересам. Индустрия, т.е. сфера функционирования реального капитала, не имеет сама по себе социальных антагонизмов, — противоречия и конфликты связаны с функционированием капитала в финансовой сфере и с фиктивным капиталом, т.е. бизнесом и его давлением на индустрию.
Паразитический характер бизнеса для Веблена несомненен. В своей лучшей книге "Теория праздного класса" (1899)5 ученый показал связь расточительного и демонстративного потребления с интересами бизнеса, с мотивами максимизации прибыли. Коллективные же интересы, писал Веблен, непосредственно совпадают с интересами беспрепятственного повышения производительности труда, его эффективности. Носителями общественных интересов выступают инженеры, специалисты, квалифицированные рабочие, занятые в промышленности. Все они — однородный класс, социальное сознание которого проявляется в нетерпимом отношении к расточительству, ограниченному и уродливому использованию возможностей современной техники. Будущее человечества принадлежит индустрии, инженерам и специалистам, а не бизнесу — таков прогноз Веблена6.
С Веблена начинается институционалистская традиция тяготения к социологическим методам анализа, к объяснению поведения человека в соответствии с правилами. Этот ученый считал, что задачей экономистов является изучение норм, обычаев, привычек, а также их эволюции, с тем чтобы объяснять решения, которые принимают экономические агенты в разное время и в разных обстоятельствах. Но именно в этом пункте обнаруживается и некоторая слабость институционализма: исследователи, придерживавшиеся этого направления, так и не смогли объяснить поведение человека, нарушающего правила7.
Уэсли Клэр Митчелл (1874-1948) В центре его внимания находились вопросы деловых циклов и исследования экономической коньюнктуры. У.К. Митчел оказался первым институционалистом анализирующим реальные процессы "с цифрами в руках". В своей работе "Деловые циклы" (1927) он исследует разрыв между динамикой промышленного производства и динамикой цен.
В книге "Отсталость в искустве тратит деньги" (1937) Митчелл подверг критике неоклассический «экономикс», в основе которого лежит поведение рационального индивида. Он резко выступал против "блаженного калькулятора" И. Бентама, показывая различные формы человеческой иррациональности. Он стремился статистически доказать отличие реального поведения в экономике от гедонического нормотипа. Для Митчела действительный экономический субъект — это среднестатистический человек. Анализируя нерациональность трат денег в семейных бюджетах, он наглядно показывал, что в Америке искусство "делания денег" значительно опередило умение их рационально тратить.
Джон Ричард Коммонс (1862-1945). В центре его внимания в работе "Распределение богатства" (1893) находился поиск инструментов компромисса между организованным трудом и крупным капиталом. В их числе фигурируют восьмичасовой рабочий день и повышение заработной платы, которая ведет к увеличению покупательной способности населения. Он отмечал также благотворность концентрации промышленности для повышения эффективности экономики.
В книгах "Промышленная доброжелательность" (1919), "Промышленное управление" (1923), "Правовые основания капитализма" (1924) последовательно проводится идея социального соглашения рабочих и предпринимателей посредством взаимных уступок, показывается как диффузия капиталистической собственности способствует более равномерному распределению богатства.
В 1934 г. выходит его книга "Институциональная экономическая теория", в которой вводится понятие трансакции (сделки). В ее структуре Коммонс выделяет три основных элемента — переговоры, принятие обязательства и его выполнение — а также характеризует различные виды трансакций (торговые, управленческие и рационирующие). С его точки зрения, трансакционный процесс — это процесс определения "разумной ценности", которая завершается контрактом, реализующим "гарантии ожиданий". В последние годы в центре внимания Дж. Коммонса находились правовые рамки коллективных действий и прежде всего суды. Это нашло отражение в работе, изданной уже после его смерти, — "Экономика коллективных действий" (1951).
В центре внимания современного американского институционалиста Джона Кеннета Гэлбрейта (р. 1908) находятся вопросы техноструктуры. Уже в работе "Американский капитализм. Теория уравновешивающей силы" (1952) он пишет о менеджерах как носителях прогресса и рассматривает профсоюзы как уравновешивающую силу наряду с большим бизнесом и правительством.
Однако наибольшее развитие тема научно-технического прогресса и постиндустриального общества получает в работах "Новое индустриальное общество" (1967) и "Экономическая теория и цели общества" (1973). В современном обществе, — пишет Гэлбрейт, — существуют две системы: планирующая и рыночная. В первой ведущую роль играет техноструктура, которая основана на монополизации знаний. Именно она осуществляет принятие основных решений помимо владельцев капитала. Такие техноструктуры существуют как при капитализме, так и при социализме. Именно их рост сближает развитие этих систем, предопределяя тенденции конвергенции.
8)Кейнсианство Между движением цены и спроса существует обратная зависимость, но эта функциональная зависимость не столь проста, в процесс включается «эластичность спроса», т.е. реакция спроса на изменение цены. Причем, чем выше предельная полезность товара, тем менее эластичен спрос на него в зависимости от цены, наибольшая предельная полезность свойственна товарам первой необходимости. Например – хлеб, существуют физиологические нормы потребления этого товара и если цена на него повысится, мы не можем снизить его потребление ниже этого уровня и вынуждены будем его сохранять за счет отказа или снижения потребления других товаров. Однако спрос зависит не только от полезности блага, но и от доходов потребителей, причем, чем выше доход, тем менее эластичен спрос по цене. Необходимо отметить, что концепция эластичности была введена в экономический анализ именно Альфредом Маршаллом.
Одной из заслуг Маршалла является введение в экономический анализ фактора времени. В краткосрочном периоде при изменении цен, прежде всего, реагирует спрос, в долгосрочном – предложение.
В октябре 1929г. в США разразилась Великая депрессия: четверть рабочих потеряла работу, около миллиона городских жителей оказались бездомными. Общий спад производства составил-46%.Автором «нового капитализма» стал Франклин Делано Рузвельт.
22.01.1932г. он официально заявил о выставлении себя на пост президента.Через пару дней подписал закон о банках, их укрепление госсубсидиями + создание Гражданского корпуса сохранения ресурсов. Другая мера – создание Чрезвычайной федеративной администрации помощи (мат помощь безработным)
Благодаря программе «Сто дней»- в США обстановка разрядилась.
В следствии МЭка автором новой экономической системы явился Джон Мейнард Кейнс. Основной труд «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.) положил начало современной макроэкономике, оперирующей агрегатными(совокупными)показателям:потребление,сбережения,инвестиции,нац доход.
Задачи: решить вопрос об уровне производства и факторах +проблему безраб-цы. Кейнс создал новый- макроэкономич. метод.
Этот метод предполагает исследование агрегатных(совокупных) величин как нац доход,совокупное предложение,совокупный спро, занятость, сбережение.Им отвергается ряд положений неоклассической школы:об автоматическом установлении равновесия между спросом и предложением; о представлении нац дохода как постоянной величины при данном экономическом потенциале на экономики;о «нейтральности» денег по отношению к экономическим процессам;от представления о том, что труд приравнивается к любому другому товару и его равновесное количество определяется ценой труда,а объясняется слишком высокой его ценой.
Выделяются факторы, противодействующие снижению национального дохода и занятости. Наиболее существенный из них – механизм «мультипликатора накопления».Мультипликатор–коэффициент, показывающий во сколько раз увеличится прирост национального дохода в результате «первоначальных инвестиций
«Первонач-е инвестиции»,увеличивая нац доход и занятость,рождают добавочную покупательную способность как у предпринимателей, так и у наемных работников,получающих заработную плату, а это становится источником нового спроса, а, следовательно, дополнительных–«вторичных инвестиций»
Предлагаемые им мероприятия сводились к 1).Росту государственных капитальных вложений, которые «заводят» механизм мультипликатора накопления. 2)Политике «дешевых денег» - обеспечение государством такого кол-ва денег,которое позволило бы снизить процентную ставку.3)Политика перераспред-я доходов в пользу групп с наибольшей склонностью к потреблению и инвестициям.+ было необходимым придерживаться политики протекционизма.
9)НЕОЛИБЕРАЛИЗМвозник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. 20в.как система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция основывается на идееприоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы, но при неолиберализме– не активному, а пассивному государственному регулированию.
В основе либерализма стоят 3 принципа: 1) неприкосновенность частной собственности, 2) свобода хозяйственной деятельности и 3) свободная конкуренция. Однако в результате Первой мировой войны, социалистических революций и Великой депрессии происходит отступление от этих принципов, что приводит к значительной концентрации госвласти и отказу от конкурентного механизма регулирования экономики. В таких условиях - как реакция на кризис либеральных отношений - и происходит становление нового либерализма или НЕОЛИБЕРАЛИЗМА, ведущее место в котором играет роль индивида в экономическом процессе.
ФРИДРИХ ХАЙЕК,опирается на методологическую базу австрийской школы и поэтому его основным научным подходом является методологический индивидуализм и субъективизм, который направлен против коллективистских теорий общества, в которых игнорируется фактор активно действующего индивида. Он выделяет «истинный»и «ложный»индивидуализм, где ложные индивидуалисты считают возможным управлять общественными процессами, а истинныеполагают, что при предоставлении людям свободы, они достигнут гораздо больших результатов в результате спонтанного сотрудничества свободных людей.
Ф.ХАЙЕК утверждает, что государственное вмешательство в экономику и планирование правительством хозяйственной жизни неминуемо приведет общество к использованию тоталитарных методов контроля над людьми.
Ещё в 30-е гг. 20 в. для противодействия кейнсианским идеям госрегулирования экономики, ограничивающим систему свободной конкуренции, в ряде стран были созданы неолиберальные центры по выработке альтернативных мер государственного вмешательства в экономику, которые способствовали бы возрождению и практическому воплощению идей экономического либерализма. Крупные центры неолиберализма в Германии получили название Фрайбургской школы (западногерманской), лидерами которой являются В.ОЙКЕН, В.РЕПКЕ, Л.ЭРХАРД и др.
После 2-й мировой войны идеология неолиберализма нашла успешное практическое применение первоначально в Западной Германии (ФРГ), где начинается строительство либеральной модели социального рыночного хозяйства и с 1948г. эти идеи приобрели статус государственной доктрины правительства Л. Эрхарда. Видные немецкие теоретики неолиберализма – это В.ОЙКЕН, В.РЕПКЕ и др. Теоретикам неолиберализма ФРГ принадлежит идея сочетания принципа «свободы рынка» и справедливого распределения по принципу «социального выравнивания».
ВЫВОД: Неолибералам удалось создать целостные, самодостаточные (не конъюнктурные) альтернативные научные системы. И несмотря на различия этих систем они не конфликтны, а напротив, позволяют лучше осознать проблемы 20-21 веков и заложить основы для будущих изменений.
Монетаризм, представляет собой консервативное направление, родившееся в 70 е- гг. 20 века. Среди консервативных школ особую популярность приобрела Чикагская школа во главе с МИЛТОНОМ ФРИДМЕНОМ, который утверждал, что современный капитализм представляет собой устойчивую, саморегулирующуюся систему, которая обеспечивает политическую свободу и хозяйственную эффективность. В разработке теории монетаризма принимали участие также: К. Бруненер, М. Паркин, А. Шварц и др.
Монетаристская концепция опирается на количественную теорию денег. Суть её заключается в том, что цены товаров определяются количеством денежных средств. Денежная масса увеличивается– цены растут, и, наоборот, сокращается денежная масса - цены снижаются.
Основное свойство денег – ликвидность.Имея деньги, можно приобрести любой товар. Но обладание денежным запасом связано с потерей потенциального дохода, поскольку деньги, лежащие без движения , предназначенные для покупки товаров, означают утрату альтернативного дохода, который может быть получен от приобретения других активов (ценных бумаг, акций, облигаций).
В количественной теории МИЛТОНА ФРИДМЕНА спрос каждого человека ограничен размерами богатства и стремлением не упустить выгоду от приобретения альтернативных активов. А в случае избытка денег стремиться их использовать для покупки ценных бумаг и получения дополнительных выгод. ФРИДМЕНисходит из того, что спрос на деньги относительно стабилен (в отличие от предложения денег). На денежный спрос помимо доходов влияют ещё - уровень цен (т.е. изменение покупательной способности денег) и размеры процентных ставок за кредит.
М. Фридмен делает выводы:
1. Не следует мешать рыночной экономике воспроизводить равновесие между спросом на деньги и денежным предложением.
2. Если темпы роста денежной массы превышают темпы роста товарной массы (или напротив, денежная масса отстаёт от темпов роста товарооборота), то возникают нежелательные колебания и нарушается стабильность экономического развития.
3.Рост денежной массы должен идти темпом, обеспечивающим устойчивость цен и соответствовать динамике валового национального продукта (ВНП).
Согласно количественной теории денег ФРИДМЕН предложил «денежное правило»,которое заключается в следующем. Основная проблема денежной политики он считал состоит в обеспечении соответствия между спросом на деньги и их предложением. Устойчивый спрос на деньги – это главная предпосылка стабильности цен, устойчивости совокупного платежного спроса, а значит и обеспечения стабильности системы в целом. Отсюда вытекает им предложенная рекомендация – прирост денег в обращении должен соответствовать приросту валового национального продукта (ВНП), в этом и состоит так называемое денежное правило Фридмена.