Антимонопольное регулирование
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция – это динамический, ускоряющий движение процесс, который служит лучшему обеспечению рынка товарами. Конкуренция – это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
1. Конкуренция: понятие и виды.
Эффективность конкурентных рынков
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому слову «concurrentia», означающему столкновение, состязание.Конкуренция – соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, так как оно порождается следующими объективными условиями:
наличием множества равноправных рыночных субъектов;
полной экономической обособленностью каждого из них;
зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.
Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:
обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи – разоряются);
давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.
Виды конкуренции могут быть выделены исходя из различных классификационных признаков: по методам осуществления, по отраслевой принадлежности, по степени свободы (рис. 12). Рис. 12. Виды конкуренции По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную), несовершенную (монополистическую) и чистую монополию.Для совершеннойконкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.Несовершенная (монополистическая) конкуренция отличается, главным образом, тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.Кроме того, конкуренцию можно условно разделить на добросовестнуюи недобросовестную.
Основные методы добросовестной конкуренции:
повышение качества продукции;
снижение цен («война цен»);
реклама;
развитие до- и послепродажного обслуживания;
создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.
Основные методы недобросовестной конкуренции:
экономический (промышленный шпионаж);
подделка продукции конкурентов;
подкуп и шантаж;
обман потребителей;
махинации с деловой отчетностью;
валютные махинации;
сокрытие дефектов и т.д.
Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости – это проявление центробежных сил. С другой – стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции объединения усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.
Совершенная конкуренция.