Теория перманентного дохода М. Фридмэна.
Гипотезы теории потребления на основе перманентного дохода:
• в долгосрочном плане потребители стремятся сгладить свое потребление во времени, несмотря на то, что их текущие доходы могут сильно колебаться в различные периоды;
• домашние хозяйства, определяя уровень и структуру своего потребления, ориентируются не только на свои текущие доходы, но и на доходы прошлых и будущих периодов;
• потребители могут делать займы и сбережения, что позволяет им сглаживать уровень своего потребления во времени.
Потребление домашних хозяйств зависит от так называемого перманентного (постоянного) дохода YP.
Перманентный (или постоянный) доход - это доход, распределенный во времени на основе текущих доходов нескольких периодов. Иногда перманентный или постоянный доход называют нормальным доходом. Каждый период времени характеризуется текущим доходом, при этом величины текущих доходов могут сильно колебаться от периода к периоду. Потребитель, зная возможные колебания своих текущих доходов, величину своих потребительских расходов определяет на основе не текущего дохода, а на основе некоторого распределенного во времени, устойчивого или перманентного дохода. Таким образом, перманентный доход - это сглаженный во времени, устойчивый доход, который потребитель сохраняет в течение длительного времени, в отличие от временного или текущего дохода, уровень которого может колебаться в каждый данный период времени.
Функция потребления на основе перманентного дохода выглядит следующим образом:
C = cYP,
Где YP =Y-l+Q(Y-Y-l) = QY + (l-Q) Y-l.
Здесь YP - перманентный доход за два периода времени: (t-1) и t; Y-l - текущий доход периода (t—1); Y - текущий доход периода t; c - предельная склонность к потреблению от перманентного дохода; Q - коэффициент, который показывает, какая доля перманентного дохода приходится на доход года t, 0 < Q < 1.
Перманентный доход сглаживает колебания текущего дохода, и потребление становится более равномерным во времени.
C = cQY + c(l-Q) Y-l,
Где cQ - можно трактовать как краткосрочный коэффициент предельной склонности к потреблению в году t, а c(1-Q) - как краткосрочный коэффициент предельной склонности к потреблению в году (t-1).
Предельная склонность к потреблению зависит от времени и от распределения перманентного дохода по периодам. При этом краткосрочная предельная склонность к потреблению для каждого периода всегда меньше долгосрочной предельной склонности к потреблению, то есть
cQ<c И c(1-Q)<c.
Поскольку потребители могут делать займы или сбережения, а также обладать первоначально накопленным богатством, то будет целесообразно учесть влияние богатства на потребление в теории перманентного дохода:
C = aWR + cQY+ c(l-Q) Y-l
Потребление слабо зависит от временных изменений текущего дохода, так как определяется на основе перманентного (постоянного, нормального) дохода. Опираясь на перманентный доход и делая займы и сбережения, потребители сглаживают уровень своего потребления во времени.
Данные теории делают акцент на различных аспектах того, как формируются доходы домашних хозяйств и как они принимают решения о распределении своего располагаемого дохода на потребление и сбережения в краткосрочном или долгосрочном плане. В каждом из перечисленных случаев наиболее приемлемой окажется определенная функция потребления, наиболее адекватно описывающая поведение потребителей в данном случае.
В нашем курсе макроэкономики чаще всего мы будем обращаться к функции потребления дж. М. Кейнса, которая хорошо отражает выбор домашних хозяйств как потребителей на основе располагаемого дохода и предельной склонности к потреблению:
С = Со + cYD = c(Y- T+TR)+C0.
Введем функцию потребления Кейнса в основное экономическое тождество для закрытой экономики без банковского сектора, но с учетом регулирующей роли государства:
C+S=Y=C+I Y=C0 + c(Y-T+TR)+I
Отсюда следует один из фундаментальных выводов кейнсианской теории: зная функцию потребления с, можно оценить величину валового национального дохода по расходам при заданных налогах T, трансфертах TR и автономном потреблении Cо. В данном случае она будет складываться из двух величин: величины расходов, которые домашние хозяйства планируют затратить на потребление и величины расходов фирм на инвестиции.