Маркетинговый анализ на мезо-уровне.
Цель работы: закрепить теоретические сведения по теме работы, научить проводить маркетинговый анализ на различных мезо-уровнях
Методические указания
Маркетинговый анализ – это оценка, объяснение, моделирование и прогноз процессов и явлений товарного рынка и собственной инновационной и торгово-сбытовой деятельности фирмы с помощью статистических, эконометрических и других методов исследования. В маркетинговом анализе выделяют два направления: оперативный (операционный) и стратегический анализ.
На оперативном уровне анализ начинается с оценок конъюнктуры рынка:
· сбалансированности;
· пропорциональности развития;
· тенденций развития;
· устойчивости развития;
· цикличности развития
На стратегическом уровне осуществляется более глубокий анализ рынка:
· анализ макросреды фирмы;
· прогноз покупательского спроса;
· анализ и моделирование
· покупательского поведения;
· конкурентный анализ.
Стратегический анализ товарного рынка фирмы выявляет комплекс взаимосвязей фирмы с окружающей средой, в частности дает оценку реакции рынка на маркетинговые мероприятия.
Предметом маркетингового анализа является деятельность фирмы, процессы и явления, имеющие место на рынке, а объектом – отдельные фирмы, потребители и отрасли в целом.
Перед маркетинговым анализом стоят следующие цели:
· прогнозирование развития рынка;
· анализ конкурентоспособности товаров;
· прогнозирование действий конкурентов;
· прогнозирование покупательских предпочтений;
· анализ коммерческих рисков.
Применяется два метода расчета:
а) при расчете единичных показателей для технических параметров, рост которых обеспечивает повышение конкурентоспособности продукции, используется формула
* 100,
где da – единичный параметрический показатель, доли ед.; – уровень параметра анализируемой продукции; – уровень параметра продукции организации-конкурента;
б) при расчете единичных показателей для технических параметров, рост которых сопровождается снижением конкурентоспособности продукции, используется формула
* 100.
Групповой показатель G объединяет единичные показатели по определенной группе параметров (технических, экономических) с помощью весовых коэффициентов , устанавливаемых экспертным путем:
G = .
Интегральный показатель Кj представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам GT к групповому показателю по экономическим параметрам :
Кj = .
Если Кj> 1, то анализируемая продукция превосходит продукцию организации-конкурента по своим параметрам, т. е. является конкурентоспособной, а если Кj< 1, то анализируемая продукция уступает продукции организации-конкурента по своим параметрам, т. е. является неконкурентоспособной.
Рис.1 Этапы маркетингового анализа и исследования рынка
Рис.2 План анализа рынка
Задание для самостоятельного выполнения задания
Задание 1. Провести маркетинговый анализ торговой сети «МАГНИТ» .
Задание 2. Провести маркетинговый анализ магазина «шаговой доступности».
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое маркетинговый анализ
2. Какие два направления существуют в маркетинговом анализе
3. Перечислите составные части плана маркетингового анализа
4. Перечислите этапы маркетингового анализа
5. Какие цели стоят перед маркетинговым анализом
Содержание отчета
1. Ответить на контрольные вопросы.
2. Предоставить преподавателю результат выполнения заданий.
Литература
1. Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для бакалавров/М. Н. Григорьев. – 4-е изд., доп. – М.: Издательство ЮРайт, 2012. – 464 с. – серия: Бакалавр
2. Сейфуллаев М.Э. Маркетинг [Электронный ресурс]: учебное пособие/ М.Э. Сейфуллаев. - Электр.текстовые данные. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
3. Слонимская, М.А. Маркетинг: учебное пособие: для студентов специальности / М. А. Слонимская, Г. А. Яшева. — Витебск: ВГТУ, 2014. — 222 с.
Практическая работа №2