Виды коммуникаций в организации

Коммуникации – обмен информацией, между различными элементами управления, которая связывает их в единое целое.

Коммуникации – процесс обмена информацией, опытом и сведениями.

Виды:

1) Вербальные – представляют собой словестное общение

2) Невербальные – происходит по средствам мимики и жестов

3) Внешние – обмен информацией, происходящие между предприятием и внешней средой, позволяющий предприятию быть в курсе потребностей реальных или потенциальных покупателей, работы конкурентов, а также отслеживать новые тенденции в науки.

4) Внутренние:

· межуровневые коммуникации — перемещение информации в рамках вертикальной коммуникации. Могут происходить по нисходящей (сообщение подчиненным уровням о принятом управленческом решении), по восходящей (отчеты, предложения, объяснительные записки);

· коммуникации между различными отделами, или горизонтальные коммуникации. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Руководство должно добиваться, чтобы подразделения работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении;

· коммуникации «руководитель — подчиненный». Связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности отдела в решение задач; обсуждением проблем эффективности работы; оповещением подчиненного о грядущем изменении; получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях подчиненных;

· коммуникации между руководителем и рабочей группой. Позволяют руководителю повысить эффективность действий группы;

· неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций — это канал распространения слухов. Так как по каналам слухов информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации типа «между нами».

Коммуникационный процесс.

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, не вербальных и др.). Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр.

Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.

Функции коммуникационного процесса в организации:

1) информативная –передача сведений

2) мотивационная –побуждение работников к работе

3) контрольное – отслеживание поведения работников

4) экспрессивное – способствование эмоциональному выражению чувств

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

- Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

- Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов

- Канал, средство передачи информации

- Получатель, лицо, которому предназначена информация

Этапы:

1.Зарождение идеи.

2.Кодирование и выбор канала.

3.Передача.

4.Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя

Организационная культура.

Организационная культура - это комплекс базовых предположений, изобретённый, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справ­ляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции.

Организационная культура выполняет две основные функции:

•внутренней интеграции: осуществляет внутреннюю интеграцию (объединении) членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;

•внешней адаптации: помогает организации адаптироваться к внешней среде.

Основные элементы организационной культуры:

•Поведенческие стереотипы: общий язык, используемый членами организации; обычаи и традиции, которых они придерживаются; ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях.

•Групповые нормы: свойственные группам стандарты и образцы, регламентирующие поведение их членов.

•Провозглашаемые ценности: артикулированные, объявляемые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится организация или группа («качество продукции», «лидерство на рынке» и т.п.).

•Философия организации: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются ее действия по отношению к служащим, клиентам или посредникам.

•Правила игры: правила поведения при работе в организации; традиции и ограничения, которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; «заведенный порядок».

•Организационный климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами.

•Существующий практический опыт: методы и технические приемы, используемые членами группы для достижения определенных целей; способность осуществлять определенные действия, передаваемая из поколения в поколение и не требующая обязательной письменной фиксации.

Наши рекомендации