Виды коммуникаций в организации
Коммуникации – обмен информацией, между различными элементами управления, которая связывает их в единое целое.
Коммуникации – процесс обмена информацией, опытом и сведениями.
Виды:
1) Вербальные – представляют собой словестное общение
2) Невербальные – происходит по средствам мимики и жестов
3) Внешние – обмен информацией, происходящие между предприятием и внешней средой, позволяющий предприятию быть в курсе потребностей реальных или потенциальных покупателей, работы конкурентов, а также отслеживать новые тенденции в науки.
4) Внутренние:
· межуровневые коммуникации — перемещение информации в рамках вертикальной коммуникации. Могут происходить по нисходящей (сообщение подчиненным уровням о принятом управленческом решении), по восходящей (отчеты, предложения, объяснительные записки);
· коммуникации между различными отделами, или горизонтальные коммуникации. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Руководство должно добиваться, чтобы подразделения работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении;
· коммуникации «руководитель — подчиненный». Связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности отдела в решение задач; обсуждением проблем эффективности работы; оповещением подчиненного о грядущем изменении; получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях подчиненных;
· коммуникации между руководителем и рабочей группой. Позволяют руководителю повысить эффективность действий группы;
· неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций — это канал распространения слухов. Так как по каналам слухов информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации типа «между нами».
Коммуникационный процесс.
Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, не вербальных и др.). Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр.
Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.
Функции коммуникационного процесса в организации:
1) информативная –передача сведений
2) мотивационная –побуждение работников к работе
3) контрольное – отслеживание поведения работников
4) экспрессивное – способствование эмоциональному выражению чувств
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
- Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
- Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов
- Канал, средство передачи информации
- Получатель, лицо, которому предназначена информация
Этапы:
1.Зарождение идеи.
2.Кодирование и выбор канала.
3.Передача.
4.Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя
Организационная культура.
Организационная культура - это комплекс базовых предположений, изобретённый, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции.
Организационная культура выполняет две основные функции:
•внутренней интеграции: осуществляет внутреннюю интеграцию (объединении) членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;
•внешней адаптации: помогает организации адаптироваться к внешней среде.
Основные элементы организационной культуры:
•Поведенческие стереотипы: общий язык, используемый членами организации; обычаи и традиции, которых они придерживаются; ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях.
•Групповые нормы: свойственные группам стандарты и образцы, регламентирующие поведение их членов.
•Провозглашаемые ценности: артикулированные, объявляемые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится организация или группа («качество продукции», «лидерство на рынке» и т.п.).
•Философия организации: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются ее действия по отношению к служащим, клиентам или посредникам.
•Правила игры: правила поведения при работе в организации; традиции и ограничения, которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; «заведенный порядок».
•Организационный климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами.
•Существующий практический опыт: методы и технические приемы, используемые членами группы для достижения определенных целей; способность осуществлять определенные действия, передаваемая из поколения в поколение и не требующая обязательной письменной фиксации.