Октября 2005 г. в г. Пскове прошло 8-е заседание Совместной Российско-Эстонской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных вод.
СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Российской Федерации
и Правительством Эстонской Республики
о сотрудничестве в области охраны и
рационального использования трансграничных
вод
Правительство Российской Федерации и Правительство Эстонской Республики, именуемые далее Сторонами, сознавая, что регулирование хозяйственной деятельности на трансграничных водах может осуществляться только с учетом интересов обеих Сторон, учитывая большое значение трансграничных вод для социально-экономического развития приграничных регионов двух государств, понимая, что охрана и рациональное использование ресурсов трансграничных вод возможны только путем проведения целенаправленных и согласованных мер, в соответствии с Конвенцией по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года, согласились о следующем:
Статья 1
Цель Соглашения
Целью настоящего Соглашения является организация сотрудничества Сторон в области охраны и рационального использования трансграничных вод и их экосистем.
Статья 2
Объект Соглашения
Объектом настоящего Соглашения являются трансграничные воды бассейна реки Нарва, включая Псковско-Чудское озеро.
Статья 3
Общие положения
Стороны сотрудничают в целях обеспечения рационального, экологически обоснованного управления использованием водных ресурсов трансграничных вод и их сохранения в интересах населения и устойчивого развития.
Для достижения указанных целей Стороны:
сотрудничают в разработке нормативов, методов оценки и классификации качества вод;
принимают меры, необходимые для предотвращения или сокращения до согласованного минимума поступлений загрязняющих веществ в водные объекты;
обеспечивают применение современных технологий рационального использования водных ресурсов, эффективных очистных сооружений и водосберегающих технологий производства;
обеспечивают содержание в надлежащем техническом состоянии гидротехнических и водоохранных сооружений на трансграничных водах;
воздерживаются от действий или бездействия, которые могутухудшить гидрологический и гидрохимический режимы трансграничных вод и состояние их экосистем;
проводят совместные научные исследования экосистемы Псковско-Чудского озера;
осуществляют согласованный природоохранный надзор.
Статья 4
Компетентные органы
Компетентными органами по реализации настоящего Соглашения являются:
с Российской Стороны - Министерство природных ресурсов Российской Федерации;
с Эстонской Стороны - Министерство окружающей среды Эстонской Республики.
Статья 5
Совместная Российско-Эстонская комиссия
по охране и рациональному использованию
трансграничных вод
1. Для координации деятельности по выполнению настоящего Соглашения Стороны создают Совместную Российско - Эстонскую комиссию по охране и рациональному использованию трансграничных вод (далее именуется Комиссия), которая работает под руководством двух сопредседателей, назначаемых Сторонами и имеющих одинаковые права.
2. Состав Комиссии определяется сопредседателями, исходя из принципа равного представительства Сторон.
3. Основными задачами Комиссии являются:
координация деятельности Сторон по выполнению настоящего Соглашения;
рассмотрение результатов работы по реализации положений настоящего Соглашения;
согласование планов, проектов и программ научно-исследовательских работ, мониторинга и других мероприятий, касающихся трансграничных вод;
организация разработки и согласование нормативных показателей качества воды, методик проведения анализов;
разработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов государств Сторон, касающихся трансграничных вод;
организация обмена текущей и оперативной информацией о состоянии трансграничных вод;
установление порядка совместных действий в чрезвычайных ситуациях;
рассмотрение иных вопросов, касающихся охраны и рационального использования природных ресурсов трансграничных вод.
4. Комиссия может создавать рабочие группы и привлекать к работе экспертов.
5. Комиссия проводит свои заседания не реже одного раза в год.
Статья 6
Общие принципы работы Комиссии
1. Компетентные органы Сторон в течение 2-х месяцев со дня вступления в силу настоящего Соглашения информируют друг друга о назначении сопредседателей Комиссии, составе ее национальных частей, в том числе секретарей, по дипломатическим каналам.
2. Заседания Комиссии, ее рабочих групп и экспертов проводятся поочередно на территории государств Сторон. Председателем на заседании Комиссии является сопредседатель от той Стороны, на территории государства которой проходит это заседание.
3. Расходы по организации и проведению заседания несет принимающая Сторона.
Расходы, связанные с командированием, несет командирующая Сторона.
4. Официальными языками Комиссии и ее рабочих групп являются русский и эстонский языки.
5. Решения Комиссии и ее рабочих групп принимаются на основе консенсуса. В случае разногласий по каким-либо вопросам Стороны проводят дополнительные консультации и рассматривают эти вопросы на следующем заседании Комиссии.
Статья 7
Мониторинг
1. С целью получения регулярной информации о состоянии трансграничных вод, прогнозирования его возможных изменений Стороны осуществляют мониторинг по согласованным Комиссией программам.
2. Стороны осуществляют мониторинг своими средствами натерритории своего государства.
3. Данные мониторинга открыты для обеихСторон. Стороны обмениваются данными мониторинга по согласованной программе.
Статья 8
Научные исследования
1. Комиссия согласовывает приоритетные направления и программы научных исследований в области охраны и рационального использования трансграничных вод.
2. Стороны обмениваются результатами научных исследований посредством проведения совместных семинаров и научных конференций, осуществления совместных публикаций или в иной форме.
Статья 9
Нормы и стандарты
Комиссия согласовывает единые нормативные показатели качества трансграничных вод, методики взятия проб воды и производства анализов.В случае различий в нормах и стандартах за основу принимается более строгая норма или дающий более точные результаты доступный метод анализа, либо разрабатывается новая норма, более строгая по сравнению с нормами, предусмотренными законодательством государств Сторон.
Статья 10
Сотрудничество по ликвидации
чрезвычайных ситуаций
1. В случаях возникновения чрезвычайной ситуации на трансграничных водах Стороны немедленно информируют об этом друг друга через свои компетентные органы.
2. При возникновении чрезвычайных ситуаций Стороны в тесном сотрудничестве принимают меры к их оперативному изучению, прогнозированию развития и ликвидации.
3. В случае аварий, умышленного или совершенного по неосторожности загрязнения трансграничных вод затраты по ликвидации последствий возмещает Сторона, ответственная за нанесение ущерба.
Порядок возмещения ущерба устанавливает Комиссия.
Статья 11
Консультации
Если одна из Сторон планирует проведение водохозяйственных, рыбохозяй-ственных или других мероприятий, способных изменить гидрологический или гидрохимический режимы трансграничных вод или затронуть интересы другой Стороны, то она до начала реализации этих мероприятий, как можно раньше консультируется с другой Стороной через Комиссию или компетентные органы.
Статья 12
Сотрудничество с органами местного
самоуправления и общественностью
1. Стороны обеспечивают гласность рассмотрения вопросов в рамках настоящего Соглашения и привлекают к участию в их обсуждении представителей органов местного самоуправления и общественности.
2. Стороны способствуют сотрудничеству соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления, научных, общественных организаций и других учреждений в области рационального использования и охраны трансграничных вод.
Статья 13
Поправки к Соглашению
1. Предлагаемые любой Стороной поправки к настоящему Соглашению рассматриваются Комиссией.
2. Одобренные Комиссией поправки подлежат утверждению Сторонами и вступают в силу в день обмена нотами, уведомляющими об их утверждении Сторонами.
Статья 14
Урегулирование споров
Споры, касающиеся толкования или выполнения положений настоящего Соглашения, разрешаются путем переговоров между Сторонами.
Статья 15
Права и обязательства Сторон
Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых являются их государства.
Статья 16
Вступление Соглашения в силу
и срок его действия
Настоящее Соглашение вступает в илу со дня его подписания, действует в течение пяти лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону за один год до истечения очередного пятилетнего периода о своем намерении прекратить действие настоящего Соглашения.
Прекращение действия настоящего Соглашения не наносит ущерба исполнению соглашений, протоколов и контрактов между заинтересованными учреждениями и организациями Сторон, заключенных на основе настоящего Соглашения.
Совершено в г. Москве 20 августа 1997 г. в двух экземплярах, каждый на русском и эстонском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Правительство За Правительство
Российской Федерации Эстонской Республики
Первый заместитель Министра Министр окружающей среды
природных ресурсов Эстонской Республики
Российской Федерации Виллу Рейльян
Н.Н.Михеев
В 1997 году Россией подписано Соглашение с Эстонией, действие которого распространяется на бассейн р. Нарва, включая Псковско-Чудское озеро. На заседании совместной Российско-Эстонской комиссии в 1998 году принята программа сотрудничества на последующие годы. Намечено провести инвентаризацию всех трансграничных водных объектов в зонах риска наводнений (паводков), а также источников загрязнения.
(Статья 19. Трансграничные (пограничные) водные объекты. Поверхностные и подземные водные объекты, которые обозначают, пересекают границу между двумя или более иностранными государствами или по которым пролегает Государственная граница Российской Федерации, являются трансграничными (пограничными) водными объектами.- ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
О 8-м заседании Совместной Российско-Эстонской комиссии по охране
и рациональному использованию трансграничных вод, Псков, 19-20 октября 2005 года
октября 2005 г. в г. Пскове прошло 8-е заседание Совместной Российско-Эстонской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных вод.
Сопредседателями комиссии являются заместитель руководителя Федерального агентства водных ресурсов М.В.Селиверстова и канцлер Министерства окружающей среды Эстонской Республики Анника Велтхут.
В состав российской делегации вошли представители Невско-Ладожского бассейнового водного управления Росводресурсов, Посольства Российской Федерации в Эстонской Республике, Росгидромета, Пограничного управления ФСБ по Псковской области, Государственного комитета по природопользованию Администрации Псковской области, Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Администрации Ленинградской области, а также ученые и энергетики. На заседание Комиссии приглашены руководитель проекта ЕС/ТАСИС «Управление водными ресурсами бассейна Чудского озера» и специалисты проекта ПРООН/ГЭФ «Программа управления бассейном Псковско-Чудского озера».
Участники заседания обсудили результаты мониторинга трансграничных вод. В частности, были рассмотрены итоги совместной экспедиции на Псковско-Чудское озеро. Стороны отметили, что в целом состояние озера достаточно стабильное, хотя произошло увеличение видового разнообразия многих растений, что может быть связано как с естественными условиями среды, так и с антропогенными изменениями. Эстонская сторона проинформировала о регулярном проведении наблюдений за состоянием донных отложений озера (в основном, за наличием тяжелых металлов) и предложила Российской стороне организовать проведение аналогичных работ. Было принято решение продолжить совместные ежегодные экспедиции на Псковско-Чудское озеро летом и зимой, а также летние экспедиции на Нарвское водохранилище. Стороны также приняли решение разработать проект Программы ихтиологического мониторинга Псковско-Чудского озера, Нарвского водохранилища и р.Нарвы.
Российская сторона проинформировала о результатах работ, выполняемых в рамках мониторинга трансграничных подземных вод. Ведутся наблюдения за состоянием подземных вод, разработана совместная численная модель фильтрации подземных вод трансграничной территории. На сегодняшний день существует проблема необходимости согласования программ мониторинга и Регламента обмена данными. Комиссия поручила Сторонам согласовать в рабочем порядке программу мониторинга трансграничных подземных вод и регламент обмена данными о состоянии подземных вод до 31 марта 2006г.
На заседании был также рассмотрен вопрос состояния гидротехнических сооружений Нарвской ГЭС. Было отмечено, что состояние ГТС, находящихся на территории Эстонии, неудовлетворительное. Комиссия приняла решение в 2006 г. провести освидетельствование ГТС Нарвской ГЭС институтом «Гидропроект» (Россия).
На заседании выступил руководитель проекта ТАСИС «Управление водными ресурсами бассейна Чудского озера» Лассе Койвунен. Он сообщил, что проект планируется завершить в конце ноября 2005 г. В рамках проекта, в частности, планируется поставка оборудования для строительства очистных сооружений, а также реконструкция очистных сооружений в гг. Псков и Гдов.
Специалисты проекта ПРООН/ГЭФ «Программа управления бассейном Псковско-Чудского озера» проинформировали о том, что в рамках проекта завершены работы по трансграничному диагностическому анализу, по программе сокращения биогенной нагрузки на озеро в Эстонии, предпроектным исследованиям по экологическому туризму и эко-фермерству на российской и эстонской сторонах бассейна Псковско-Чудского озера, а также представлен проект Программы управления водными ресурсами бассейна р.Нарвы.
Совместная Российско-Эстонская комиссия была образована в соответствии с Межправительственным соглашением о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных вод, подписанным в августе 1997 года в целях регулирования водных отношений между двумя странами.
Следующее заседание Комиссии намечено провести в сентябре 2006 г. в Эстонской Республике.
Программа управления Чудским озером; ПРООН/ГЭФ
Название проекта:Разработка и реализация Программы управления бассейном Псковско-Чудского озера
Организация-исполнитель на российской стороне:ПООО «Чудской проект»
Сроки реализации: Январь 2003 — Январь 2006 гг.
Финансовая поддержка: Программа Развития Организации Объединенных Наций / Глобальный Экологический Фонд (ПРООН/ГЭФ)
Территория проекта: Бассейн Псковско-Чудского озера (Российская Федерация, Эстонская Республика)
Партнеры: Центр трансграничного сотрудничества Чудского озера (Тарту, Эстония), ПООО «Чудской проект» (Псков, Россия), Министерство окружающей среды Эстонской республики, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Представительство Программы развития Организации объединенных наций в России
Цель проекта:
Разработка и начало реализации Программы управления бассейном Псковско-Чудского озера, включая план действий по сокращению биогенной нагрузки, направленный на рациональное использование природных ресурсов и охрану экосистем в трансграничном регионе.
Результаты проекта:
— Разработана и принята российско-эстонской межправительственной комиссией по трансграничным водам Программа управления бассейном Псковско-Чудского озера
— Разработана программа экологического образования в регионе; выпущен учебник для средних школ по экосистемам Псковско-Чудского озера
— Осуществлена интенсивная программа по наращиванию управленческого потенциала среди специалистов водоохранных структур; проведено более 70 международных конференций, семинаров, тренингов, экспедиций и учебных поездок
— Разработана Концепция развития экологического фермерства в регионе Чудского озера
— Разработана Концепция развития экологического и водного туризма в регионе Чудского озера
— Профинансированы российско-эстонские мониторинговые экспедиции на Псковско-Чудском озере
— Разработан План участия общественности в управлении Псковско-Чудским озером
— Созданы предпосылки для создания трансграничного бассейнового Совета Псковско-Чудского озера
— Создана экспозиция Чудского озера в г.Калласте (Эстония) и виртуальный музей Чудского озера (CD) на российской стороне
— Реализована Программа малых грантов для образовательных учреждений региона