TQM как составная часть философии предприятия
TQM как метод современного менеджмента задает определенные принципы, которые необходимо учитывать при проведении всей управленческой деятельности на предприятии. Подробно эти принципы рассматриваются далее и составляют основу философии TQM. Поэтому TQM рассматривается также как философия управления и является составной частью философии предприятия, выраженной в его модели.
На рис. 2.2 представлена классификация видов управленческой деятельности на предприятии.
Рис. 2.2. Классификация управленческой деятельности
Общая деятельность предприятия состоит из управленческой деятельности и исполнительской деятельности. Управленческая деятельность служит для организации основных производственных процессов и дальнейшего систематического развития предприятия и его составных частей. Она создает рамочные условия и преимущества для выполнения работ в процессе исполнительской деятельности. В зависимости от содержания объекта управления управленческая деятельность подразделяется на управление предприятием и управление кадрами.
В зависимости от содержания объекта управления управленческая деятельность подразделяется на управление предприятием и управление кадрами. Управление предприятием представляет собой деятельность, призванную обеспечить дальнейшее развитие составных частей предприятия, изображенных на рис. 2.1. Управление кадрами основывается на поведении руководства по отношению к своим сотрудникам. Согласно логической последовательности своих функций, управление предприятием разделяется на частные задачи: постановку целей и задач, планирование, управление, представление и обобщение результатов и улучшение процессов.
В литературе выделяют различные подходы к управлению предприятием, которые относятся к задачам управления различными процесса ми и ресурсами или взаимодействию с партнерами по интересам, в том числе: менеджмент продукции, менеджмент проекта, менеджмент процесса, менеджмент персонала, менеджмент зданий и сооружений, менеджмент технологий, менеджмент поставщиков, менеджмент потребителей, и т. д.
Каждой подсистемой, входящей в структуру предприятия, в принципе, можно управлять обособленно. Однако такой подход таит опасность того, что подсистемы будут не оптимальным образом согласованы друг с другом, и тем самым предприятию может быть нанесен ущерб. Это может случиться тогда, когда отдельным подсистемам или конечным целевым функциям вообще не уделяется внимания.
В свете понимания того, что каждая подсистема, которой пренебрегают, может стать «узким местом» предприятия, была разработана концепция интегрированного менеджмента, положения которой требуют учета всех важнейших аспектов управления предприятием и их оптимального согласования друг с другом.