Теоретические основы товароведения
Варианты контрольной работы для студентов
заочного отделения,
обучающихся по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» (базовой подготовки) и
специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям)
Варианты контрольной работы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (Далее – ФГОС) и программы по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (базовой подготовки) и 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
Пояснительная записка
К выполнению контрольной работы студентам рекомендуется приступать после усвоения всех тем программы. При написании работы целесообразно руководствоваться нормативными документами, основной и дополнительной литературой, указанными в программе. Переписывание целиком текста из учебника и других литературных источников не допускается. Содержание работы следует излагать самостоятельно, логически и последовательно. Допускается переписывание только цитат. Например, терминов и их определений, таблиц, норм и требований нормативных документов (федеральных законов, постановлений Правительства России, стандартов, технических регламентов и т. п.) со ссылкой на источник.
Ответы на вопросы должны быть по существу, четкие, полные, ясные, носить аналитический характер, сопровождаться конкретными примерами из практики работы торговых организаций.
Работа должна быть оформлена грамотно и быть читаемой. Способ оформления: рукописный, машинописный, набранный на компьютере текст, студент выбирает самостоятельно. Перед каждым ответом нужно писать номер и полный текст вопроса. Ответ на новый вопрос необходимо начинать со следующей страницы. Для замечаний преподавателя с правой стороны следует оставлять поля.
В конце работы приводится список использованной литературы (указывается фамилия автора, полное наименование учебника, учебного пособия, брошюры, журнала, газеты, место издательства, издательство, год издания), пример оформления смотреть в данных методических указаниях, затем следует подпись студента и дата выполнения работы. Для рецензии преподавателя оставляют два чистых листа. Выполненная работа представляется в учебное заведение в установленные графиком сроки. Работа оценивается «зачтено» или «не зачтено». Студент, получивший контрольную работу с оценкой «зачтено» знакомится с рецензией и с учетом замечаний преподавателя дорабатывает отдельные вопросы с целью углубления своих знаний. Незачтенная контрольная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению ошибок, для повторного выполнения. Работа выполняется студентом вновь и сдается вместе с незачтенной работой на проверку этому же преподавателю.
Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки. В случае возникновения проблем при выполнении контрольной работы следует обращаться за консультацией к преподавателю.
Варианты контрольной работы содержат по два теоретических вопроса и одну практическую ситуацию.
В приложении представлены типовые решения задач.
Рекомендуемая литература
Основные источники:
1.Федеральный закон «О защите прав потребителей», ФЗ – 2 от 09.01.96 с изменениями и дополнениями.
2.Правила торговли. Сборник нормативных документов.
3. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров, Теоретические основы. – М.: Изд. НОРМА, 2007г.
Дополнительные источники:
1. Шевченко В.В. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. – М.: Инфа – М, 2009г.
2. НиколаеваМ.А. , Карташова Л.В. , Колонова М.А. Средства информации о товарах. – М.: Экономика, 1996г.
3. Федько В.П., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг. – Ростов на – Дону: Феникс, 1998г.
4. Периодические издания: журналы «Коммерсант», «Современная торговля», «Спрос», «Тара и упаковка», газеты «Торговая газета», «Российская торговля».
Интернет – ресурсы:
1. Каталог нормативных документов в области торговли
http://www.znaytovar.ru
2.Центр нормативно – технической документации
www.ingene.ru
Выбор варианта контрольной работы
Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр личного шифра студента.
В таблице по вертикали «А» размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых – предпоследняя цифра шифра студента, а по горизонтали «Б» также размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых – последняя цифра шифра. Пересечение их определяет клетку с номером варианта контрольной работы студента.
Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается. В случае затруднений при выполнении контрольной работы студенты могут получить устную консультацию в учебном заведении.
Б А | Последняя цифра шифра | ||||||||||
П Р Е Д П О С Л Е Д Н Я Я Ц И Ф Р А Ш И Ф Р А | |||||||||||
Контрольная работа
Вариант №1
1. Товароведная классификация товаров. Деление товаров на роды, классы, подклассы, группы, виды, разновидности, наименования.
2. Обеспечение качества и количества товаров: понятие. Факторы, формирующие качество товаров: виды, краткая характеристика, влияние их на качество и количество.
3. Проанализируйте показатели качества, предусмотренные стандартом, и выявите показатели назначения и безопасности:
- на любой вид молочных товаров.
Укажите, достаточно ли полно обеспечивает стандарт показатели безопасности потребления. Если возможно, дайте Ваши предложения по совершенствованию стандарта в части обязательных требований. Назовите показатели безопасности, подлежащие подтверждению при техническом регулировании.
Вариант №2
1. Единичные экземпляры товаров: понятие. Специфические теплофизические и электрофизические свойства единичных экземпляров товаров: понятие, виды, краткая характеристика.
2. Сроки годности, хранения, реализации и эксплуатации товаров: понятие классификации товаров по срокам годности, краткая характеристика, контроль за соблюдение условий и сроков годности в торговых организациях. Укажите конкретные примеры из Вашей профессиональной деятельности (или встречаемые в быту).
3. В магазин поступило 150 пар женских зимних сапог. При осмотре выборки было обнаружено: в 3 парах сваливание строчки с края детали с повторным креплением 5 мм; в одной паре разная высота между полупарами 8мм. Рассчитайте объем выборки. Укажите браковочное и приемочное числа для данной партии. Возможна ли реализация данной партии? Ваши действия как товароведа.
Вариант №3
1. Оценка качества: понятие, структура и результаты оценочной деятельности.
2. Порядок списания и нормативные документы, регламентирующие порядок списания количественных и качественных потерь. Меры по предупреждению и снижению потерь. Народнохозяйственное значение по сокращению потерь. Приведите конкретные примеры из вашей профессиональной деятельности.
3. В магазине за межинвентаризационный период было реализовано пластмассовых шариковых ручек на сумму 30000 руб. При инвентаризации материально ответственные лица представили акты на лом пластмассовых шариковых ручек на сумму 40 рублей. Рассчитайте сумму списания потерь. Превышают ли потери норму? Укажите порядок списания потерь. На чей счет будут отнесены потери?
Вариант №4
1. Методы товароведения: понятие, классификация. Аналитические методы научного познания, их разновидности и краткая характеристика, применение. Преимущества и недостатки. Укажите, с какими методами научного познания Вы встречались при работе в торговой организации? Приведите конкретные примеры из Вашей профессиональной деятельности.
2. Специфические физические свойства товарных партий и структурно-механические свойства единичных экземпляров товаров: понятие, виды, краткая характеристика.
3. Определите размер выборки, приемочное и браковочное числа для товарной партии:
- фарфоровых чашек (емкостью 250см3) с блюдцами. Объем партии 25 штук. При осмотре выборки было обнаружено 4нестандартных (бракованных) изделия. Можно ли реализовать данную партию? Ваши действия как товароведа.
Вариант №5
1. Контроль качества и количества товарных партий. Правила выборочного контроля. Пробы: виды, требования к ним. Правила отбора проб. Понятие о приемочном и браковочном числах. Приведите конкретные примеры из Вашей профессиональной деятельности.
2. Размещение товаров: правила и принципы, их взаимосвязь, основополагающие принципы хранения.
3. Обследуйте и рассчитайте широту и полноту ассортимента:
- плодово-ягодных соков в 3 магазинах. Максимально возможная базовая широта ассортимента соков равна 50.
Каковы должны быть действия товароведов указанных магазинов по формированию ассортимента? (Сбор данных по ассортименту проведите в магазине, в котором Вы работаете или в любых двух магазинах самостоятельно).
Вариант №6
1. Экологические свойства и безопасность: понятие, виды, краткая характеристика. Приведите конкретные примеры.
2. Кодирование товаров: понятие, цели, правила кодирования. Разновидности методов кодирования, их достоинства и недостатки, их взаимосвязь с методами классификации. Приведите конкретные примеры по любой группе.
3. Магазин получил партию зеркал от завода – изготовителя на сумму 7800 руб. Товар перевозился двумя видами транспорта: железнодорожным и автомобильным. При количественной и качественной приемке зеркал в магазине обнаружен бой на сумму 156 руб. Рассчитайте сумму списания потерь. Соответствует ли фактическая убыль установленным нормам? Укажите порядок списания потерь.
Вариант №7
1. Товароведная классификация потребительских товаров. Общая и частная классификация.
2. Методы товароведения: понятие, классификация. Эмпирические методы научного познания, их разновидности и краткая характеристика, применение. Преимущества и недостатки. Укажите, с какими методами научного познания Вы встречались при работе в торговой организации? Приведите конкретные примеры из Вашей профессиональной деятельности.
3. Рассчитайте коэффициенты устойчивости и новизны(обновления) ассортимента:
- конфет и карамели, если в супермаркете «Царицыно» имеется в торговом зале 50 наименований конфет и 100 наименований карамели, из них новых наименований конфет – 20, карамели – 25. На российском рынке имеются предложения 100 наименований конфет и 160 наименований карамели. Устойчивым спросом пользуется 50 наименований конфет и 30 наименований карамели. Каковы должны быть действия товароведа (коммерсанта) магазина по формированию ассортимента конфет и карамели, при двух ситуациях: 1) рынок конфет и карамели стабилизировался и насыщен; 2)рынок конфет и карамели ненасыщен?
Вариант №8
1. Качество товаров: основные понятия, классификация свойств и показателей потребительских товаров, краткая характеристика.
2. Товарные потери: основные понятия, виды. Количественные потери: понятие, разновидности, причины возникновения. Порядок списания, нормативные документы, регламентирующие порядок списания количественных потерь. Меры по предупреждению и снижению потерь. Народнохозяйственное значение по сокращению потерь.
3. Используя стандарты 2-3 групп продовольственных товаров, установите систему определения сортности (бальная или ограничительная), определите принцип деления на товарные сорта. Выявите критические, значительные и малозначительные дефекты, приведите примеры. (В ответе укажите обозначение и полное наименование используемых стандартов).
Вариант№9
1. Хранение: понятие, составные элементы. Санитарно-гигиенический режим хранения: понятие, показатели, значимость отдельных показателей для обеспечения количества и качества. Укажите, какие способы регулирования режимов хранения потребительских товаров применяются в Вашей торговой организации (или домашних условиях).
2. Общие физические свойства товаров: понятие, классификация, краткая характеристика.
3. У 2-3 конкретных видов продовольственных товаров выявите свойства назначения, надежности, эргономические, эстетичности. Объясните, почему каждое из названных свойств Вы относите в одну конкретную группу.
Вариант№10
1. Упаковка товаров понятие, назначение, классификация. Требования к упаковке. Методы упаковывания. Эффективность разных видов упаковки и критерии выбора упаковки для обеспечения сохраняемости товаров.
2. Эргономические и эстетические свойства потребительских товаров: понятие, подгруппы эргономических свойств. Показатели эстетических свойств, краткая характеристика. Приведите конкретные примеры.
3. Определите размер выборки, приемочное и браковочное числа для товарной партии:
- швейных изделий (халаты) объемом 3000штук. При приемке в выборке было обнаружено 15 нестандартных (бракованных) изделий. Можно ли реализовать данную партию? Ваши действия как товароведа.
Вариант№11
1. Технологический цикл товаров: этапы и стадии, краткая характеристика.
2. Дефекты товаров: понятие, классификация. Допустимые, недопустимые дефекты, допустимые отклонения. Взаимосвязь дефектов различной значимости с градациями качества. Диагностика дефектов: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Права потребителей и ответственность продавца при реализации дефектной продукции. Приведите конкретные примеры из Вашей профессиональной деятельности.
3. Рассчитайте широту и полноту ассортимента:
- пива в 3 магазинах, если в магазине «Пятерочка» в наличии имеются пиво: Клинское светлое, Клинское темное, Балтика светлое, Балтика темное, Столичное светлое, Останкинское темное, Очаковское светлое, Очаковское темное; в магазине «Продукты»: Клинское светлое, Клинское темное, Балтика светлое, Очаковское светлое, очаковское темное; а в «Универсаме»: Клинское светлое, Клинское темное, Балтика светлое, Балтика темное, Столичное светлое, Очаковское светлое,Очаковское темное, Жигулевское светлое, Ярпиво светлое, Старый мельник светлое,Старый мельник темное. Максимально возможная базовая широта ассортимента пива равна 30. Каковы должны быть действия товароведов (коммерсантов) указанных магазинов по формированию ассортимента пива? (Полноту ассортимента рекомендуется рассчитывать по типам пива: светлое, темное).
Вариант №12
1. Свойства и показатели ассортимента: структура, рациональность и гармоничность, их определение и назначение. Расчет структуры и рациональности ассортимента. Влияние этих показателей на результаты коммерческой деятельности. Приведите конкретные примеры. Если эти показатели не применяются в конкретной торговой организации. То аргументируйте нецелесообразность их применения или возможность применения их в дальнейшем.
2. Количественные характеристики товаров: основные понятия. Общность и различия, общие и специфические количественные характеристики.
3. Изучите режим хранения и размещения продовольственных (непродоволственных) товаров в Вашей торговой организации. Сравните полученные сведения с требованиями нормативной документации.
Вариант № 13
1. Свойства и показатели ассортимента: определение, назначение. Расчет устойчивости и новизны (обновления) ассортимента. Влияние этих показателей на результаты коммерческой деятельности. Приведите конкретные примеры. Если эти показатели не применяются в конкретной организации, то аргументируйте нецелесообразность их применения или возможность применения в дальнейшем.
2. Градации товаров по соответствию и несоответствию установленным требованиям: стандартная, нестандартная. Брак и отходы. Градации качества стандартной продукции. Размерные градации.
3. Определите размер выборки, приемочное и браковочное числа для товарной партии:
- трикотажных изделий (бельевой трикотаж) объемом 330 штук. При приемке в выборке было обнаружено 2 нестандартные (бракованные) изделия. Можно ли реализовать данную партию? Ваши действия как товароведа (коммерсанта).
Вариант №14
1. Управление ассортиментом: понятие, основополагающие элементы. Факторы, влияющие на формирование ассортимента. Виды нормативных и технологических документов. Регламентирующих ассортимент товаров.
2. Методы ухода за товарами при хранении: классификация, краткая характеристика. Профилактические и текущие мероприятия по созданию и поддержанию санитарно0гигиенического режима. Укажите, какие методы ухода за потребительскими товарами применяются в вашей торговой организации (или в быту).
3. Определите размер выборки, приемочное и браковочное числа для товарной партии:
- швейных изделий (платья) объемом 120 штук. При приемке, в выборке было обнаружено: 1 нестандартное (бракованное) изделие. Можно ли реализовать данную партию? Ваши действия как товароведа.
Вариант №15
1. Общегосударственные классификаторы: понятие, структура, категории, назначение. Методы классификации, применяемые в классификаторах. Укажите, приходилось ли вам сталкиваться с общегосударственными классификаторами (ОКП,ОКНХ,ОКСО и др.)
2. Сортамент: природный и товарный. Принципы деления товаров на сорта. Пересортица: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Ответственность за умышленную и неумышленную пересортицу товаров.
3. Магазин «БЕМБИ» от завода-изготовителя получил игрушки на сумму 8400руб. Товар был доставлен двумя видами транспорта: железнодорожным и автотранспортом. При приемке товара магазином был обнаружен бой (лом) на сумму 35руб. Одновременно были выявлены нарушения требований к упаковке товаров внутри мест. Рассчитайте сумму списания потерь. Соответствует ли фактическая убыль установленным нормам? Укажите порядок списания потерь. На чей счет будут отнесены потери?
Вариант №16
1. Объекты товароведной деятельности, их основополагающие характеристики.
2. Правила выборочного контроля. Пробы: виды, требования к ним. Правила отбора проб. Опишите порядок проведения выборочного контроля на примере любого потребительского товара (по выбору студента или преподавателя).
3. Рассчитайте структуру ассортимента в натуральном и денежном выражении (в ценах, действующих для данного магазина или региона):
-в бакалейном отделе магазина, если на текущий момент в наличии имеются: макароны -150кг; мука пшеничная – 500кг, мука ржаная – 120кг; крупы6 гречневая – 350кг. Рисовая -310кг. Геркулес -340кг. Какие решения должен принять товаровед (коммерсант) после анализа структуры ассортимента в зависимости от времени года (лето и зима)?
Вариант№17
1. Принципы товароведения: понятие, виды, краткая характеристика.
2. Температура и относительная влажность воздуха: понятие, влияние на сохраняемость товаров. Классификация товаров по температурному и влажностному режимам. Укажите, какие режимы хранения потребительских товаров применяются в вашей торговой организации (или в домашних условиях).
3. Дайте классификацию продовольственных (непродовольственных) товаров, реализуемых конкретной торговой организацией. Укажите ассортимент одной-двух групп товаров и сопоставьте его с основными сегментами (группами) потребителей. Какие изменения, по Вашему мнению, надо произвести в ассортименте этих групп товаров, чтобы обеспечить их лучшую реализацию?
Вариант№18
1. Номенклатура потребительских свойств и показателей: понятие. Свойства и показатели назначения и надежности: понятие, подгруппы. Краткая характеристика. На примере любой группы потребительских товаров укажите показатели, которые могут характеризовать функциональное, социальное, классификационные, универсальное назначение и надежность (долговечность – для непродовольственных товаров, сохраняемость – для продовольственных).
2. Методы хранения: понятие, классификация. Методы. Основанные на разных способах размещения: классификация, краткая характеристика, преимущества и недостатки. Укажите, какие методы хранения потребительских товаров применяются в вашей торговой организации.
3. Проанализируйте широту, полноту и новизну ассортимента по любой группе потребительских товаров в двух магазинах (Вашего и конкурента, или любых других). Учитывая ассортимент, имеющийся в торговом зале магазина на момент обследования. Разработайте рекомендации по улучшению ассортимента каждого магазина для повышения его конкурентоспособности.
Вариант № 19
1. Понятие продукции, товара, товароведения. Предмет, цели и задачи товароведения. Основные разделы товароведения, их назначение. Межпредметные связи.
2. Ассортиментная политика: понятие, цели, задачи, основные направления развития и совершенствования ассортимента.
3. У 2-3 конкретных видов продовольственных (непродовольственных) товаров выявите по стандартам свойства и показатели назначения, надежности, эргономические, эстетические. Объясните, почему каждое из названных свойств Вы относите в одну конкретную группу.
Вариант № 20
1. Кодирование товаров: понятие, цели, правила кодирования. Порядковый и серийно-порядковый методы кодирования, их достоинства и недостатки. Приведите конкретные примеры по любой группе.
2. Товарные потери: основные понятия, виды. Качественные потери: понятие, разновидности, причины возникновения, порядок списания. Меры по предупреждению и снижению качественных потерь. Народнохозяйственное значение по сокращению потерь. Приведите конкретные примеры по вашей профессиональной деятельности.
3. Рассчитайте коэффициенты устойчивости и новизны (обновления) ассортимента:
- чая и кофе, если в супермаркете «Царицыно» имеется в продаже в торговом зале 150 наименований чая и 50 наименований кофе, из них новых наименований чая – 25. Кофе – 12. На российском рынке имеются предложения 170 наименований чая и 60 наименований кофе. Устойчивым спросом пользуется 70 наименований чая и 30 наименований кофе. Каковы должны быть действия товароведа (коммерсантов) магазина по формированию ассортимента чая и кофе, при двух ситуациях: 1) рынок чая и кофе стабилизировался и насыщен; 2)рынок чая и кофе ненасыщен?
Вариант № 21
1. Субъекты товароведной деятельности: группы, их краткая характеристика. Субъекты, обеспечивающие товародвижение: их функции, права и обязанности; формирование профессиональной компетентности. Потребители: понятия, принятые в международной и отечественной практике, их права. Взаимодействие этих групп субъектов.
2. Обеспечение качества и количества товаров: понятие. Факторы, сохраняющие качество товаров: классификация, краткая характеристика, влияние их на качество и количество. Приведите конкретные примеры по любой группе товаров.
3. Проанализируйте показатели качества стандарта на определенный вид продовольственных (непродовольственных) товаров ( по выбору студента) и выявите показатели, характеризующие безопасность, экологические и эстетические свойства.
Вариант №22
1. Классификация как метод товароведения: понятие, разновидности, их преимущества и недостатки. Применимость в товароведении. Правила классификации. Приведите примеры иерархического и фасетного методов классификации товаров по любой группе ( пример может быть полным или неполным).
2. Товарные потери: понятие. Виды и разновидности. Народнохозяйственное значение мероприятий по сокращению потерь.
3. Рассчитайте широту и полноту ассортимента:
- маргарина в трех магазинах, если в магазине «Гастроном» в наличии имеются маргарины: Экстра, Сливочный, Радуга, Любительский, Рама; в магазине «Продукты»: Молочный, Шоколадный; а в «Универсаме»: Славянский, Сливочный Долина Сканди. Максимально возможная базовая широта ассортимента маргарина равна 10. Каковы должны быть действия товароведов (коммерсантов) указанных магазинов по формированию ассортимента магазина? (Полноту ассортимента рекомендуется рассчитать по группам маргарина: столовый и бутербродный).
Вариант № 23
1. Свойства и показатели ассортимента: определение, назначение. Расчет широты и полноты ассортимента. Влияние этих показателей на результаты коммерческой деятельности. Приведите конкретные примеры на основе анализа ассортимента Вашего или любого другого торгового предприятия. Если эти показатели не применяются в конкретной торговой организации, то аргументируйте нецелесообразность их применения или возможность применения в дальнейшем.
2. Единичные экземпляры товаров: понятие. Специфические оптические и акустические свойства единичных экземпляров товаров: понятие, виды, краткая характеристика.
3. Определите размер выборки, приемочное и браковочное числа для товарной партии:
- детских кожаных сапожек объемом 900 пар. При приемке в двух выборках было обнаружено 12 пар нестандартной (бракованной) обуви. Можно ли реализовать данную партию? Ваши действия как товароведа.
Вариант №24
1. Ассортимент товаров: основные понятия, классификация ассортимента по различным признакам. Приведите примеры ассортимента 1-2 групп однородных товаров, имеющихся в вашем магазине, и проанализируйте их по широте.
2. Методы хранения: понятие, классификация. Методы, основанные на регулировании различных показателей климатического режима хранения: классификация, краткая характеристика. Преимущества и недостатки. Укажите, какие методы хранения потребительских товаров применяются в вашей торговой организации (или домашних условиях).
3. По результатам инвентаризации в магазине «Свет» выявлен бой электроламп на сумму 4 рубля. За межинвентаризационный период реализовано электроламп на сумму 4500руб. Рассчитайте сумму списания потерь. Соответствует ли фактическая убыль установленным нормам? Укажите порядок списания потерь. На чей счет будут отнесены потери?
Вариант № 25
1. Состояние и перспективы развития потребительского рынка России. Источники насыщения рынка, их состояние.
2. Хранение: понятие, составные элементы. Климатический режим хранения: понятие, показатели, их влияние на сохраняемость товаров, значимость отдельных показателей для обеспечения количества и качества. Регулирование показателей режима хранения. Укажите, какие способы регулирования режимов хранения потребительских товаров применяются в Вашей торговой организации (или домашних условиях).
3. Рассчитайте структуру ассортимента в натуральном выражении:
- Если в кондитерском магазине в наличии имеется: карамель – 2т; конфеты шоколадные -5т; мармелад -0,5т; печенье -10т; пряники -2т; сахар -0,5т.