Цели и задачи вступления России в ВТО
Членами Всемирной торговой организации являются уже более 150 стран мира, и их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ7. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целямиприсоединения для России можно считать следующие:
- Получение лучших, в сравнении с существующими, и
недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки.
- Доступ к международному механизму разрешения торговых споров.
- Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций г.
результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО.
- Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности
отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок.
- Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих
национальных интересов.
- Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника
международной торговли.
История вступления РФ в ВТО
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался р. 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
После представления в 1998 году первоначальных российских предложений по доступу на рынок товаров и предложений по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). С 2000 года переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты присоединения России.
Согласно установленным процедурам переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве на многостороннем уровне: по системным вопросам - официальные и неофициальные заседания РГ, по сельскому хозяйству и ряду актуальных проблем - неофициальные консультации с участием заинтересованных членов РГ. На двустороннем уровне в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров проходят переговоры по доступу на рынки товаров и услуг.
В рамках процесса присоединения российской делегацией велись переговоры по четырем направлениям, а их основой являются документы и переговорные предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации8.
1.Переговоры по тарифным вопросам.Цель определение
максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО. В течение осени 2004 года российская делегация провела серию интенсивных переговоров с 20 странами-членами РГ, в т.ч. с Норвегией (конец сентября), США (с 4 по 8 октября), Австралией (конец октября); Японией, Канадой, Бразилией, Таиландом, Мексикой, Индией, Швейцарией, Сингапуром, Тайванем, Чили, Венесуэлой, Малайзией, Болгарией, Филиппинами, Уругваем, Египтом, Кубой, Колумбией, Китаем (сентябрь - ноябрь).
В феврале 2005 г. в Женеве прошли переговоры с 15 странами. В том числе с Японией, Индией, Турцией, Филиппинами, Хорватией, Перу, Норвегией, Коста-Рикой, Аргентиной, Австралией, Канадой, Болгарией, Египтом.
В рамках достигнутых двусторонних договоренностей начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующей в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не уменьшится по сравнению с сегодняшним днем. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право увеличить ставки таможенных пошлин ни переходный период. На период до 2009 года включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.
2.Переговоры но сельскохозяйственной проблематике,помимо тарифного аспекта, включают обсуждение допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (АМ8) к рамках, так называемой, «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению) и уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит на многосторонних консультациях с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по АМ8. Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству прошел 21 июня 2005 г. в Женеве. Российская сторона в ответ на многочисленные запросы стран-членов РГ предоставила данные по объемам внутренней поддержки в 2001-2003 гг. в требуемом ВТО формате. При этом позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной (репрезентативный период 1993-1995 гг. с объемом поддержки в 9,5 млрд. долларов)9.
3. Переговоры по доступу на рынок услугимеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок.
28 января 2005 г. в Париже, а также 13-15 февраля в Женеве прошла серия двусторонних переговоров с делегацией США. С 13 по 18 февраля 2005 г. в Женеве прошел раунд переговоров с Канадой, Австралией, Египтом, Норвегией, США и Японией.
Наиболее остро переговоры идут по таким чувствительным секторам как финансовые, «энергетические» и телекоммуникации, доступ в которые представляет особый коммерческий интерес для ведущих членов ВТО. Кроме того, некоторые страны заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок физических лиц - поставщиков услуг (Индия, Канада, Швейцария).
По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 100 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). В некоторых случаях позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством. Такая позиция позволит при необходимости использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков от иностранной конкуренции в будущем. 4.Переговоры по системным вопросампосвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО.
конкурентоспособности на экспортируемую продукцию. К тому ж-; неизбежное снижение внутреннего потребления подорожавших энергоресурсов негативно отразится на развитии национальных производств, вызовет рост инфляции.
В таблицах 1 и 2 дана классификация основных проблем России до и после вступления в ВТО.
Таблица I.14