ТЕМА: Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, инфляция, безработица
1. Известно, что население страны составляет 600 тыс.чел., из которых120 тыс.чел. – дети до 16 лет и люди, находящиеся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях. 150 тыс.чел. выбыли из состава рабочей силы; безработные – 33 тыс.чел., рабочие, занятые неполный рабочий день – 20 тыс.чел.
Определите:
- Численность работоспособного населения.
- Официальный уровень безработицы в соответствии с наиболее распространенными правилами, действующими во многих странах, включая Россию.
2. В 2000 г. экономика развивалась в условиях полной занятости при уровне безработицы 6%. В 2001 г. потенциальный ВНП составил 7600 млрд.ден.ед, фактический ВНП – 7410 млрд.ден.ед. В 2002 г. эти показатели составили, соответственно, 8250 и 7425 млрд.ден.ед.
Определите:
- Разницу между фактическим и потенциальным ВНП (в абсолютном и процентном выражении) для 2001 и 2002 гг.
- Уровень безработицы для 2001 и 2002 гг.
3. В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода, в тыс. чел.
Первый год | Пятый год | |
Рабочая сила | ||
Занятые | ||
Безработные | ||
Уровень безработицы /%/ |
Определите:
- Численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода.
- Можно ли утверждать, что пятый год рассматриваемого периода существовала полная занятость?
4.Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости и рабочей силе, если они классифицируются следующим образом: занятость, безработные, не включаемые в состав рабочей силы.
- Работник, уволенный по собственному желанию.
- Работник, переведенный на режим работы неполного рабочего дня.
- Учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать.
- Уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиск.
- Студент, который учится на дневном отделении учебного заведения.
- Автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения.
- Домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей.
- Домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря.
5. Имеется следующая информация: численность занятых 90 млн.чел. Численность безработных 10 млн.чел.
Определите:
- Уровень безработицы.
- Месяц спустя из 90 млн.чел., имевших работу, были уволены 0,5 млн.чел.; 1 млн.чел. из числа официально зарегистрированных безработных прекратил поиски работы. Каковы теперь численность занятых, количество безработных и уровень безработицы.
6. В таблице приведены индексы цен по годам.
Год | Индекс цен,% | Уровень инфляции,% |
Определите:
- Уровень (темп) инфляции для каждого года.
- Используя «правило величины 70», определите количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. В качестве знаменателя последовательно принимайте рассчитанные в пункте темпы для каждого года.
- Определите процентное изменение реального дохода, если номинальный доход во 2-ом году по сравнению с 1-м увеличился на 15%, а в 3-ем году по сравнению со 2-м – на 7%; Г. Если номинальный доход во 2-м и 3-м годах был равен 25 тыс.ден.ед., то какова была абсолютная величина реального дохода в эти годы?
7. Как измениться величина реального дохода, если: А. номинальный доход увеличился на 10%, а уровень цен вырос на 7%; Б. номинальный доход равен 30 тыс.ден.ед., а индекс цен в этом же году составлял 106%?
8. В условиях гиперинфляции денежный доход семьи в 1993 г. составлял (в месяц) 40 тыс. ден.ед. В 1994 г. он увеличился в три раза и составил 120 тыс. ден.ед. Индекс потребительских цен составил в 1993 г. 800%, в 1994 г. – 2400%.
Определите:
- Величину реального дохода семьи в 1993 и 1994 гг.
- Как изменился реальный доход семьи за 1993-1994 гг.?
9. В условиях сильной инфляции 1992 года инженер подрядился сделать работу в течение месяца за 10 тыс рублей. Определите, сколько он потерял (в абсолютном и процентном выражении) из-за того, что не получил плату вперед при инфляции, равной 50% в месяц.
10. Предположим, что предоставлен кредит в 1000 долл., при этом кредитор предполагает, что инфляция отсутствует, и рассчитывает получить 1050 долл. Но инфляция оказывается равной 10%. Какова реальная величина подлежащей возврату суммы, включая проценты? Кто при этом извлечет выгоду, а кто понесет убытки и в какой степени это будет соотноситься с ожиданиями сторон?