По дисциплине __ Корпоративная социальная ответсвенность
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Методические указания
по дисциплине __ Корпоративная социальная ответсвенность
направление (специальность)________ 101100.68____________________
Разработал _к.э.н., доц. Тестина Я.С.
(степень, звание Ф.И.О.)
Санкт - Петербург
Самостоятельная работа бакалавров по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность» проводится с целью:
- систематизации и закрепления подученных теоретических знаний и практических умений бакалавров;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: теоретической инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений и компетенций.
Самостоятельная работа выполняет следующие функции:
- способствует усвоению знаний, формированию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего магистра;
- воспитывает потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;
- способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.
Основные формы организации самостоятельной работы:
- аудиторная самостоятельная работа под руководством и контролем преподавателя;
- внеаудиторная самостоятельная работа под руководством и контролем преподавателя;
- внеаудиторная самостоятельная работа без преподавателя.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы магистранта являются:
- уровень освоения учебного материала;
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
- составление плана и тезисов ответа;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- изучение нормативных материалов;
- ответы на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент - анализ);
- подготовка сообщений к выступлению на семинаре;
- подготовка рефератов, докладов, рецензий, обзора литературы и других видов письменной работы;
- составление библиографии; тестирование.;
- собеседование, деловые ролевые игры, дискуссии;
Для формирования умений:
- самостоятельное выполнение заданий на практических занятиях;
- решение задач и упражнений по образцу;
- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм;
- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
- выполнение различных видов самостоятельной работы во время учебных и производственных практик.
Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающихся.
Организационно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Активизация самостоятельной работы магистров при проведении различных видов учебных занятий включает:
- обеспеченность тем и разделов учебной литературой и ее доступность для всех обучающихся;
- оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий;
- совершенствование системы текущего контроля (использование возможностей балльно-рейтинговой системы, компьютеризированного тестирования);
- совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов;
- модернизацию системы курсового и дипломного проектирования для увеличения самостоятельности студентов на всех этапах работы.
Организацию самостоятельной работы обеспечивают учебно-методический отдел, образовательные проекты, учебно-методические советы, кафедры, преподаватели института, библиотека, технические центры.
Преподаватели:
- определяют систему индивидуальной работы с обучающимися;
- знакомят с методикой самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы;
- информируют о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, формах контроля самостоятельной работы;
- формируют умения для поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений, навыки научного исследования;
- развивают навыки работы с учебниками и научной литературой;
- проводят групповые и индивидуальные консультации по организации самостоятельной работы
- проводят анализ и дают оценку выполненной самостоятельной работы.
Таблица 1
Организация самостоятельной работы
по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность»
№ темы дисциплины | Виды работ | Контроль выполнения самостоятельной работы студента | Оценка результата выполнения самостоятельной работы |
Освоение теоретического материала | |||
Подготовка рефератов по организации социального партнерства на микроуровне | Дифференцированный | 5 бальная | |
Подготовка материалов к дискуссии «Социальная ответственность или экономическая эффективность бизнеса» | Дифференцированный | 5 бальная | |
Подготовка докладов с презентациями «Коллективный договор» | Дифференцированный | 5 бальная | |
Подготовка рефератов по организации социального партнерства на мезоуровне | Дифференцированный | 5 бальная | |
Подготовка рефератов по организации социального партнерства на макроуровне | Дифференцированный | 5 бальная | |
Аналитическая записка с компьютерной презентаций «Социально ответственный бизнес в регионе» | Дифференцированный | 5 бальная | |
Закрепление знаний теоретического материала | |||
1,3,4 | Контрольная работа «Формы и сроки социальной отчетности предприятия» | Дифференцированный | 5 бальная |
Тест «Организация корпоративного социального проекта» | На карточках | 5 бальная | |
Тест «Структура и содержание коллективного договора» | На карточках | 5 бальная | |
Контрольная работа «Сущность и формы государственно-частного партнерства» | Дифференцированный | 5 бальная | |
Применение полученных знаний и практических навыков для анализа ситуации и выработки правильного решения | |||
2,3,4,5 | Разработка и презентация реферата (по направлению обучения) | Электронный отчёт | 5 бальная |
Применение полученных знаний и умений для формирования собственной позиции, теории, модели | |||
1-6 | Отчёт | 5 бальная |
Система контроля самостоятельной работы бакалавров
Контроль самостоятельной работы предусматривает:
- соотнесение содержания контроля с целями обучения; объективность контроля;
- валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);
Формами контроля являются:
- текущий (оперативный) контроль;
- рубежный контроль;
- итоговый контроль;
- самоконтроль.
Приемами проведения контроля самостоятельной работы являются:
- собеседование;
- проверка индивидуальных заданий;
- семинарские занятия;
- тестирование;
- устный и письменный экзамены.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента могут являться:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями стандартов;
- сформированные умения и навыки в соответствии с целями и задачами изучения дисциплины.
Значительную роль в руководстве самостоятельной работой играют индивидуальные собеседования преподавателя и обучающегося. Регулярные консультации обеспечивают устойчивую обратную связь с обучаемыми и позволяют при необходимости быстро проводить коррекцию в организации учебного процесса по отношению к отдельному обучающемуся или к конкретной группе.
Подготовка реферата
Реферат – самостоятельная исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, ведущим лекционные и практические занятия, но в определении темы инициативу может проявить и слушатель.
При подготовке реферата необходимо обратить внимание на следующие моменты:
1. выбрать и сформулировать тему реферата;
2. составить плана реферата;
3. провести обзор первоисточников литературы по выбранной теме в соответствии с целями и задачами;
4. провести обработку и систематизация информации (ознакомление с отобранной литературой, конспектирование важнейших фактов и данных)
5. Написание реферат
6. подготовить на основе письменного реферата текст устного доклада для выступления.
Темы рефератов
1. Роль благотворительности в формировании положительного имиджа и репутации компании.
2. Крупный бизнес и местное сообщество: варианты взаимовыгодных отношений.
3. Роль зарубежного опыта в продвижении принципов корпоративной социальной ответственности в России.
4. Зарубежная практика благотворительной деятельности.
5. Ведение благотворительной деятельности российскими компаниями: проблемы и перспективы развития.
6. Использование спонсорства в создании положительного имиджа компании.
7. Влияние спонсорской деятельности на развитие коммуникаций.
8. Оценка деятельности современной корпорации «этическими инвесторами».
9. Национальные и культурные особенности модели КСО. Российский опыт.
10. Общественная роль социально реагирующих компаний.
11. Роль стейкхолдеров в социальной деятельности компании. Российский и зарубежный опыт.
12. Противоречия между ответственностью корпорации перед своими акционерами и социальной ответственностью.
13.Спонсорство и реклама: влияние на корпоративную аудиторию.
14.Благотворительные фонды как способ эффективной организации благотворительности.
15.Спонсорские проекты российских компаний как инструмент современных управленческих технологий.
16.Экологическая составляющая КСО: уроки для российских компаний.
17. Социальная ответственность бизнеса в России: возможности и перспективы.
18.Особенности использования социальных программ в деятельности отечественных компаний.
19.Применение зарубежный опыт формирования социальных программ в российской практике.
20. Критерии оценки деловой репутации компании.
21. Критерии оценки эффективности социальных инвестиций.
22. Особенности функционирования социальных альянсов в мировой экономике.
23. Государственно-частное партнерство: роль в продвижении концепции социально ответственного бизнеса в России.
24.Государственная политика в сфере корпоративной социальной ответственности.
Реферат должен содержать информацию о современных и классических подходах к корпоративной социальной отвественности. Источники информации должны быть изданы не позднее 2008 года. Объем реферата составляет 20-25 страниц. Оформление источников информации выполняется в соответствии с установленными требованиями.
Вопросы для самопроверки (по темам)
Тема 1. Понятие и сущность корпоративной социальной ответственности.
1. В чем заключается сущность корпоративной социальной политики.
2. Определите значение и структуру корпоративного кодекса.
3. Элементы системы КСО.
Тема 2. Назначение и виды корпоративных социальных программ
1. Назовите факторы мотивации социально ответственного бизнеса.
2. В чем заключается внутренняя и внешняя социальная ответственность бизнеса.
3. Назовите основные виды социальных программ их назначение.
Тема 3. Управление корпоративными социальными программами
1. Назовите этапы управления корпоративными социальными программами.
2. Охарактеризуйте структуру управления социальными программами.
3. Назовите показатели эффективности социальных проектов компании.
Тема 4. Инструменты реализации корпоративных социальных проектов
1. Определите сущность социально значимого маркетинга.
2. Охарактеризуйте механизм определения размера и выделения грантов, благотворительной пожертвований и спонсорской помощи.
Тема 5. Модели корпоративной социальной ответственности
1. Дайте классификацию стейкхолайдеров.
2. Охарактеризуйте американскую модель социальной ответственности.
3. Охарактеризуйте европейскую модель социальной ответственности.
4. Определите содержание и структуру корпоративного социального отчета.
5.
Тема 6. Государственно-частное партнерство
1. В чем заключается сущность государственно-частного партнерства
2. Охарактеризуйте модель взаимодействия участников социальных отношений в регионе