ВВЕДЕНИЕ. Микроэкономика является составной частью экономической теории и представляет собой науку об экономическом поведении человека
Микроэкономика является составной частью экономической теории и представляет собой науку об экономическом поведении человека, а также фирм, осуществляющих рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов. Современная экономическая теория выполняет следующие основные функции:
· практическую, заключающуюся в разработке научных основ управления хозяйственной деятельностью; выявлении ее организационно-институциональных форм, определении наиболее адекватных способов разрешения экономических противоречий;
· познавательно-прогностическую функцию, состоящую в раскрытии сути экономических законов и категорий и форм их проявления, свойственные им внутренние противоречия, механизм их действия;
· мировоззренческо-воспитательную функцию, связанную с формированием нового типа экономического мышления.
В качестве учебной дисциплины, изучаемой в высших учебных заведениях, микроэкономика позволяет получить представление о возможностях эффективного использования экономических ресурсов с учетом возрастания потребностей членов общества. Объектом микроэкономических исследований являются цены и объемы производства конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение экономических ресурсов между альтернативными целями.
Объектом микроэкономических исследований являются цены и объемы производства конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение экономических ресурсов между альтернативными целями. Объектом микроанализа являются отношения между продавцами и покупателями на рынке отдельного товара, работодателями и наемными работниками на рынке труда, инвесторами и сберегателями на рынке капитала, отдельными предпринимателями в процессе рыночной конкуренции.
Микроэкономика, используя методы формальной логики, диалектики, экономико-математического моделирования, устанавливает связь с философией, историей, социологией, математикой. Микроэкономический анализ предшествует макроэкономическому, который является логическим продолжением микроэкономики в курсе экономической теории.Методологическую базу микроэкономики представляют современные неоклассические и неоинституциональные теории: теория потребительского поведения, теория производства, теория фирмы, теория рыночного равновесия, теория отраслевых рынков, теория общественного благосостояния.
Данное пособие позволит студентам познакомиться с основными элементами современного рыночного механизма, в том числе:
· особенностями потребительского поведения в условиях ограниченности ресурсов;
· закономерностями рыночного механизма в условиях свободной конкуренции;
· механизмом принятия решений относительно цены и выпуска на уровне фирмы;
· особенностями фирменной стратегии в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
· закономерностями в распределении экономических ресурсов между рыночными субъектами;
Имея навыки теоретического мышления, сформированные в процессе изучения микроэкономики, будущие специалисты в состоянии освоить методы прикладного микроэкономического анализа, в том числе менеджмент организаций,теорию организации фирмы, экономику предприятия.
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ