Состояние экономики в период экономического спада
Графически состояние экономики в период экономического спада показано на рис.6
Рис 6. Экономический спад
Во время спада экономической конъюнктуры наблюдается частичная занятость ресурсов, в том числе и рабочей силы (т.е. существует устойчивая безработица). Поэтому фактический объем совокупного выпуска оказывается меньше потенциального, — возникает так называемый разрыв совокупного выпуска, или разрыв ВВП.
Разрыв совокупного выпуска (разрыв ВВП) — разница между значениями потенциального и фактического ВВП.
1.4 Эффект мультипликатора
В период экономического спада с целью увеличения объема производства и занятости производится увеличение государственных закупок товаров и услуг. Тогда величина планируемых расходов увеличивается на величину прироста государственных закупок товаров и услуг D G .
При этом объем производства и совокупный доход увеличиваются больше чем на D G благодаря эффекту мультипликатора государственных закупок (рис. 7).
Увеличение государственных закупок товаров и услуг на D G сдвигает функцию планируемых расходов вверх и смещает точку равновесия из положения 1 в положение 2 . Изменение объема государственных закупок имеет мультипликационный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов D АЕ и совокупного дохода D Y больше, чем исходный прирост государственных закупок D G .
Рис.7. Эффект мультипликатора государственных закупок при проведении стимулирующей фискальной политики
Алгебра мультипликатора государственных закупок .
При наличии государственных закупок товаров и услуг АЕ = С + I + G ; тогда в точке равновесия Y =С+ I + G . Введем в это уравнение потребительскую функцию С = а + МРС • Y и получим:
Решим уравнение относительно Y:
Отсюда очевидно, что где — мультипликатор государственных закупок, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит вызвавший его первоначальный прирост государственных закупок товаров и услуг. Поскольку МРС < 1, то мультипликатор государственных закупок всегда больше единицы.
Следует отметить, что точно такой же мультипликационный эффект даст увеличение любых автономных расходов (государственных закупок G , инвестиционных расходов I или автономного потребления a ). Поэтому мультипликатор более расширительно может быть назван мультипликатором автономных расходов. В общем виде: , где А — любой компонент автономных расходов.